СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная идея мифа «Пять веков».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель:    

  • выявить художественную идею мифа, проявляющуюся в описании горестной картины современной Гесиоду действительности; формировать представления о мировосприятии Гесиода;
  • развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

 

Оборудование: учебники литературы для 6 класса, мультимедийная презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

 

II.  Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Дайте определение мифа и мифологии.

Миф – легенда, сказание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира.

Мифология – совокупность легенд и сказаний о богах и героях.

- Какие мифы вы знаете?

«Рождение Зевса», «Олимп».

 

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Проверка цитатных планов статьи «Для вас, любознательные», посвящённой Гомеру.

3.Сообщение подготовленного ученика о Троянской войне и отражении ее в произведениях литературы и искусства (по материалам учебника «Живое слово», стр. 19-20).

 

4. Анализ мифа «Пять веков».

4. 1.Слово учителя.

Когда царь ХалкидыАмфидамант погиб в морской битве с эретрийцами у Лелантинской долины при афинском архонте Арксиппе, сыне Акаста, в состязаниях в его память участвовал Гесиод и (согласно ряду авторов) состязался в них с Гомером. Брат АмфидамантаПанид и его сын Ганиктор признали Гесиода победителем. Царём Амфидамантназван лишь в поздних источниках. Это событие датируется рубежом VIII-VII вв. до н.э.

 

4.2.Сообщение подготовленного ученика о Гесиоде.

Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель).

Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар.

Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Наиболее значительное произведение Гесиода – дидактическая (наставительная) поэма «Труды и дни», в которой отражено мировоззрение крестьянина. Вера в божественную справедливость и в силу труда – центральная идея поэмы, написанной в форме увещеваний, обращённых к брату поэта Персу. Гесиод убеждает его не надеяться на суд подкупленных «царей», своё пошатнувшееся состояние поправить трудом. Соединение двух тем («справедливости» и «труда») даёт возможность ввести в поэму разнообразные нравственные правила и хозяйственные наставления, сопровождая их народными афоризмами, пословицами, баснями и мифами.

4.3. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Труды и дни», сравнение с научно-популярным пересказом Н.А.Куна, помещённым в учебнике.

 

4.4. Беседа.

- Каково по Гесиоду происхождение богов и людей?

Согласно Гесиоду, боги и смертные люди имеют одинаковое происхождение. Подобно первым богам, порождениям Геи, люди вышли из лона земли, а затем расплодились. Как сменилось несколько поколений богов, так же насчитывается пять веков смертных: поколения «золотого века», «серебряного века», «бронзового века» («медного»), поколение героев и, наконец, поколение «железного века».

- Каким был «золотой век»?

«Золотой век» - период правления Крона. Люди «золотого века» обитали рядом с богами, «их могучими братьями». «Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов», всё необходимое им «сами давали собой благородные земли». Человеческая жизнь проходила в танцах, празднествах и всяческих развлечениях. Люди не ведали ни болезней, ни старости, «а умирали, как будто объятые сном».

- Почему Зевс уничтожил людей «серебряного» и «бронзового» («медного») веков?

После того как «земля поколение это покрыла», боги сотворили менее совершенных людей – людей «серебряного века», однако за их грехи, а также за то, что люди перестали приносить жертвы богам, Зевс решил их уничтожить. Затем он создал людей «бронзового» («медного») века, жестоких и воинствующих, в конце концов перебивших друг друга.

- Какова судьба героев?

Следующим поколением стали герои, которых прославили грандиозные сражения за Фивы и Трою. Многие из них погибли, а оставшихся в живых Зевс поселил на земли, на островах Блаженных, которыми правил Крон. Герои не умирают, а обретают блаженство в Элизии. Можно сказать, что героям возвращают «золотой век», царство Крона. Элизий станет доступен не только героям, но и блаженным душам и «посвящённым».

- Какая фраза свидетельствует об отношении автора к людям «железного века»?

Гесиод восклицает: «Если бы мог я не жить с поколением пятого века!»

- Можно ли утверждать, что описание «железного века» - это только миф?

Нет, это – горестная картина действительности. Гесиод с пессимизмом смотрит в будущее.

 

IV. Подведение итогов урока.

- Какова художественная идея поэмы Гесиода «Труды и дни»?

Гесиод выступает в своей поэме как повествователь, который рассказывает о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Это должно убедить Перса, что, для того чтобы поправить своё материальное положение, ему нужно честно трудиться, а не участвовать в судебном процессе и давать взятки судьям. Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.

 

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать миф о Прометее.

2.Составить цитатный план мифа о Прометее.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение обЭсхиле;

- подготовить сообщение об образе Прометея в литературе, музыке, живописи с включениемматериалов учебника (статья«Из греческой мифологии»);

 

Просмотр содержимого документа
«Отрывок из поэмы Гесиода Труды и дни»

К уроку № 2

Выразительное чтение отрывка из поэмы Гесиода «Труды и дни».


Создали прежде всего поколенье людей золотое

[110] Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

[120] Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.

После того, как земля поколение это покрыла,

В благостных демонов все превратились они наземельных

Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,

Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.

Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая

Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

[130] Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,

Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,

Как по обычаю людям положено. Их под землею

Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

[140] После того, как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье подземных смертных блаженных,

Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих

Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.

С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться

К ним не решался: великою силой они обладали,

И необорные руки росли на плечах многомощных.

[150] Были из меди доспехи у них и из меди жилища,

Медью работы свершали: никто о железе не ведал.

Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,

Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

После того, как земля поколенье и это покрыла,

Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион

На многодарной земле, справедливее прежних и лучше -

Славных героев божественный род. Называют их люди

[160] Полубогами: они на земле обитали пред нами.

Грозная их погубила война и ужасная битва.

В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,

Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;

В Трое другие погибли, на черных судах переплывши

Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.

Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;

Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,

Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.

[170] Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно

Близ океанских пучин острова населяют блаженных.

Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым

Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

[180] Зевс поколенье людей говорящих погубит и это

После того, как на свет они станут рождаться седыми.]

Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин,

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

[190] И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно

Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

[200] Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.



Просмотр содержимого документа
«Сообщение о Гесиоде»

К уроку № 2.

Сообщение о Гесиоде.


Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель).

Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар.

Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Наиболее значительное произведение Гесиода – дидактическая (наставительная) поэма «Труды и дни», в которой отражено мировоззрение крестьянина. Вера в божественную справедливость и в силу труда – центральная идея поэмы, написанной в форме увещеваний, обращённых к брату поэта Персу. Гесиод убеждает его не надеяться на суд подкупленных «царей», своё пошатнувшееся состояние поправить трудом. Соединение двух тем («справедливости» и «труда») даёт возможность ввести в поэму разнообразные нравственные правила и хозяйственные наставления, сопровождая их народными афоризмами, пословицами, баснями и мифами.


Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Пять веков.»

6 класс

Программа Г.С.Меркина. Урок № 2.

Дата:

Тема. «Пять веков».

Цель:

  • выявить художественную идею мифа, проявляющуюся в описании горестной картины современной Гесиоду действительности; формировать представления о мировосприятии Гесиода;

  • развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.


Оборудование: учебники литературы для 6 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Дайте определение мифа и мифологии.

Миф – легенда, сказание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира.

Мифология – совокупность легенд и сказаний о богах и героях.

- Какие мифы вы знаете?

«Рождение Зевса», «Олимп».


III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Проверка цитатных планов статьи «Для вас, любознательные», посвящённой Гомеру.

3.Сообщение подготовленного ученика о Троянской войне и отражении ее в произведениях литературы и искусства (по материалам учебника «Живое слово», стр. 19-20).


4. Анализ мифа «Пять веков».

4. 1.Слово учителя.

Когда царь ХалкидыАмфидамант погиб в морской битве с эретрийцами у Лелантинской долины при афинском архонте Арксиппе, сыне Акаста, в состязаниях в его память участвовал Гесиод и (согласно ряду авторов) состязался в них с Гомером. Брат АмфидамантаПанид и его сын Ганиктор признали Гесиода победителем. Царём Амфидамантназван лишь в поздних источниках. Это событие датируется рубежом VIII-VII вв. до н.э.


4.2.Сообщение подготовленного ученика о Гесиоде.

Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель).

Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар.

Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Наиболее значительное произведение Гесиода – дидактическая (наставительная) поэма «Труды и дни», в которой отражено мировоззрение крестьянина. Вера в божественную справедливость и в силу труда – центральная идея поэмы, написанной в форме увещеваний, обращённых к брату поэта Персу. Гесиод убеждает его не надеяться на суд подкупленных «царей», своё пошатнувшееся состояние поправить трудом. Соединение двух тем («справедливости» и «труда») даёт возможность ввести в поэму разнообразные нравственные правила и хозяйственные наставления, сопровождая их народными афоризмами, пословицами, баснями и мифами.

4.3. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Труды и дни», сравнение с научно-популярным пересказом Н.А.Куна, помещённым в учебнике.


4.4. Беседа.

- Каково по Гесиоду происхождение богов и людей?

Согласно Гесиоду, боги и смертные люди имеют одинаковое происхождение. Подобно первым богам, порождениям Геи, люди вышли из лона земли, а затем расплодились. Как сменилось несколько поколений богов, так же насчитывается пять веков смертных: поколения «золотого века», «серебряного века», «бронзового века» («медного»), поколение героев и, наконец, поколение «железного века».

- Каким был «золотой век»?

«Золотой век» - период правления Крона. Люди «золотого века» обитали рядом с богами, «их могучими братьями». «Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов», всё необходимое им «сами давали собой благородные земли». Человеческая жизнь проходила в танцах, празднествах и всяческих развлечениях. Люди не ведали ни болезней, ни старости, «а умирали, как будто объятые сном».

- Почему Зевс уничтожил людей «серебряного» и «бронзового» («медного») веков?

После того как «земля поколение это покрыла», боги сотворили менее совершенных людей – людей «серебряного века», однако за их грехи, а также за то, что люди перестали приносить жертвы богам, Зевс решил их уничтожить. Затем он создал людей «бронзового» («медного») века, жестоких и воинствующих, в конце концов перебивших друг друга.

- Какова судьба героев?

Следующим поколением стали герои, которых прославили грандиозные сражения за Фивы и Трою. Многие из них погибли, а оставшихся в живых Зевс поселил на земли, на островах Блаженных, которыми правил Крон. Герои не умирают, а обретают блаженство в Элизии. Можно сказать, что героям возвращают «золотой век», царство Крона. Элизий станет доступен не только героям, но и блаженным душам и «посвящённым».

- Какая фраза свидетельствует об отношении автора к людям «железного века»?

Гесиод восклицает: «Если бы мог я не жить с поколением пятого века!»

- Можно ли утверждать, что описание «железного века» - это только миф?

Нет, это – горестная картина действительности. Гесиод с пессимизмом смотрит в будущее.


IV. Подведение итогов урока.

- Какова художественная идея поэмы Гесиода «Труды и дни»?

Гесиод выступает в своей поэме как повествователь, который рассказывает о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Это должно убедить Перса, что, для того чтобы поправить своё материальное положение, ему нужно честно трудиться, а не участвовать в судебном процессе и давать взятки судьям. Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.


V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф о Прометее.

2.Составить цитатный план мифа о Прометее.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение обЭсхиле;

- подготовить сообщение об образе Прометея в литературе, музыке, живописи с включениемматериалов учебника (статья«Из греческой мифологии»);


3


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

«Пять веков» (Гесиод «Труды и дни») Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ» Ольховатского района Воронежской области Е.А.Бурлуцкой

«Пять веков»

(Гесиод «Труды и дни»)

Презентация

учителя русского языка

и литературы

МКОУ «Заболотовская СОШ»

Ольховатского района

Воронежской области

Е.А.Бурлуцкой

Гоме́р — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» (вероятно, древнейшей книги западной литературы) и «Одиссеи». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

Гоме́р — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» (вероятно, древнейшей книги западной литературы) и «Одиссеи». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою.

Троянский конь был огромным полым деревянным конем,

который помог грекам завоевать Трою.

Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар. Скульптура, традиционно считавшаяся бюстом Сенеки, теперь идентифицирована как изображение Гесиода.

Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель).

Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон.

В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар.

Скульптура, традиционно считавшаяся

бюстом Сенеки, теперь идентифицирована

как изображение Гесиода.

Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя. Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891

Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891

Первая страница «Трудов и дней» ( Hesiodi Ascraei opuscula inscripta ΕΡΓΑ ΚΑΙ ΗΜΕΡΑΙ ), базельское издание 1539 г.

Первая страница «Трудов и дней» ( Hesiodi Ascraei opuscula inscripta ΕΡΓΑ ΚΑΙ ΗΜΕΡΑΙ ), базельское издание 1539 г.

«Золотой век»  Создали прежде всего поколенье людей золотое  [110] Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,  Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.  Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,  Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость  К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны  Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.  А умирали, как будто объятые сном. Недостаток  Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный  Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,  Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.  [120] Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.  После того, как земля поколение это покрыла,  В благостных демонов все превратились они наземельных  Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,  Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.  Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая  Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

«Золотой век»

Создали прежде всего поколенье людей золотое

[110] Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

[120] Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.

После того, как земля поколение это покрыла,

В благостных демонов все превратились они наземельных

Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,

Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.

Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая

Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

«Серебряный век»  После того поколенье другое, уж много похуже,  Из серебра сотворили великие боги Олимпа.  Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.  [130] Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,  Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.  А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,  Жили лишь малое время, на беды себя обрекая  Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах  Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,  Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,  Как по обычаю людям положено. Их под землею  Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди  Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.  [140] После того, как земля поколенье и это покрыла,  Дали им люди названье подземных смертных блаженных,  Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.

«Серебряный век»

После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

[130] Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,

Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,

Как по обычаю людям положено. Их под землею

Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

[140] После того, как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье подземных смертных блаженных,

Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.

«Бронзовый (медный) век»  Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих  Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.  С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили  Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.  Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться  К ним не решался: великою силой они обладали,  И необорные руки росли на плечах многомощных.  [150] Были из меди доспехи у них и из меди жилища,  Медью работы свершали: никто о железе не ведал.  Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.  Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,  Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

«Бронзовый (медный) век»

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих

Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.

С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться

К ним не решался: великою силой они обладали,

И необорные руки росли на плечах многомощных.

[150] Были из меди доспехи у них и из меди жилища,

Медью работы свершали: никто о железе не ведал.

Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,

Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

«Век героев»  После того, как земля поколенье и это покрыла,  Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион  На многодарной земле, справедливее прежних и лучше -  Славных героев божественный род. Называют их люди  [160] Полубогами: они на земле обитали пред нами.  Грозная их погубила война и ужасная битва.  В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,  Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;  В Трое другие погибли, на черных судах переплывши  Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.  Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;  Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,  Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.  [170] Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно  Близ океанских пучин острова населяют блаженных.  Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым  Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

«Век героев»

После того, как земля поколенье и это покрыла,

Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион

На многодарной земле, справедливее прежних и лучше -

Славных героев божественный род. Называют их люди

[160] Полубогами: они на земле обитали пред нами.

Грозная их погубила война и ужасная битва.

В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,

Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;

В Трое другие погибли, на черных судах переплывши

Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.

Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;

Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,

Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.

[170] Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно

Близ океанских пучин острова населяют блаженных.

Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым

Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

«Железный век»  Если бы мог я не жить с поколением пятого века!  Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.  Землю теперь населяют железные люди. Не будет  Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,  И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.  [Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.  [180] Зевс поколенье людей говорящих погубит и это  После того, как на свет они станут рождаться седыми.]  Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.  Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин,  Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.   Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;  Будут их яро и зло поносить нечестивые дети  Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет  Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.  Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

«Железный век»

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

[180] Зевс поколенье людей говорящих погубит и это

После того, как на свет они станут рождаться седыми.]

Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин,

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

[190] И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,  Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею  Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.  Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые  Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.  Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно  Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.  Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,  Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,  К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,  [200] Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды  Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.  

[190] И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно

Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

[200] Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!