СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная литература как средство экологического образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература как средство экологического

образования .

Одним  из  направлений  воспитательно-образовательной  деятельности

дошкольного  образования  является  воспитание  основ  экологической

культуры  через  чтение  художественной  литературы,  которая  позволяет  не

просто  понять  целостность  картины  мира,  но  и  вызвать  эмоциональный

отклик  в  душе  ребенка.  При  этом  жанры  природоведческих  литературных

произведений  могут  быть  абсолютно  разными.  Главное  —  они  должны

раскрыть  перед  ребенком  мир  природы,  его  многообразие  и  красоту.  А.  В.

Сухомлинский  писал:  «Чтение  —  это  окошко,  через  которое  дети  видят  и

познают  мир».  При  подборе  литературных  произведений,  нужно

ориентироваться  не  на  энциклопедические  источники,  так  как  в  них  много

непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе

приключение,  фантазию  и  научные  сведения.  В  процессе  чтения

природоведческой  литературы  мир  природы  должен  стать  миром  чудес,  о

котором они даже не подозревали.

Природоведческой  литературе  всегда  уделялось  большое  внимание  в

развитии  и  воспитании  детей  дошкольного  возраста.  У  истоков

природоведческой  литературы  стоял  фольклор.  Типы  научных,  научно-

художественных  и  художественных  произведений,  посвященных

природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из

народных сказок.

Одним  из  видов  фольклора,  который  носит  природоведческий  характер,

является  календарный  детский  фольклор.  Это  так  называемые  заклички  - обращение  к  солнцу,  дождю,  радуге,  птицам;  к  мыши,  улитке,  маленьким

жучкам,  что  водятся  на  цветах;  подражание  птичьим  голосам.  Песенные

заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены

к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Повсеместно  используется  в  работе  с  детьми  такой  вид  фольклора,  как

загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает

на  особые  признаки  и  свойства,  которые  присущи  только  загадываемому

объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между

явлениями  и  предметами  окружающего  мира,  а  также  об  особенностях

каждого  предмета  и  явления.  Эти  мысленные  операции  важны  не  только

сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего

мира.  Образы  в  загадках  красочны,  звучны,  предметы  очерчены  резко,

отчетливо.

Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка

и  лирические  песни,  посвященные  природе.  («Весна,  весна,  красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у

наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так

же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с

природой.  Сказка  учит  ребенка  распознавать,  где  вымысел,  а  где  правда.

(«Лиса  и  волк»,  «Курочка-ряба»,  «Колобок»,  «Зимовье  зверей»  и  многие

другие.)

Сегодня  известно  много  писателей  и  поэтов,  посвятивших  свое  творчество

детям,  среди  их  художественных  произведений  известно  немало

посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Основоположниками  детской  природоведческой  книжки  являются  В.В.

Бианки и М.М. Пришвин.

Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать

Виталия  Валентиновича  Бианки.  Он  разработал  практически  все

художественно-литературные  жанры,  в  рамках  которых  воплощается

природоведческая  тематика  (рассказы,  сказки,  повести,  очерки,  «лесная

газета»  и  др.).  Познавательное  значение  произведений  писателя  трудно

переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого

рассказа,  сказки,  созданных  В.  Бианки,  лежат  точные  факты,  научные

сведения  об  окружающей  природе.  Произведения  В.  Бианки  помогают

воспитателю  в  занимательной  форме  раскрыть  перед  детьми  сложные

явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.

Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и

взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны

с  юмором,  что,  конечно  же  привлекает  детей.  Но  в  тоже  время  каждое произведение  его  пронизано  добротой  («Как  муравьишка  домой  спешил»,

«Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной  из  задач,  которую  ставит  Бианки  -  воспитать  в  ребенке  чувство

сопричастности  природы  и  земли,  через  прием  придания  животным  и

природе  человеческих  качеств.  Эта  задача  сближает  творчество  Виталия

Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

Михаил  Пришвин,  в  отличие  от  Бианки,  в  своих  произведениях  передает

объективные  ощущения  художника.  В  своих  произведениях  Пришвин

раскрывает  перед  ребенком  чудеса  природы,  он  наделяет  своих  «героев»

голосами  и  привычками,  даже  деревья  и  растения  становятся  живыми

(«Золотой  луг»,  «Силач»,  «Шепот  в  лесу»,  «Именины  осинки»,

«Колокольчик»,  «Лисичкин  хлеб»,  «Чудесный  доктор»,  «Деревья  в  плену»,

«Осинкам  холодно»).  Вся  природа  у  М.  Пришвина  очеловечена.  Много

рассказов  у  него  посвящено  животным-родителям:  «Ярик»,  «Орлиное

гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и

плакса»,  «Первая  стойка».  У  писателя  во  многих  рассказах  повествуется  о

роли  человека  в  природе  –  «Ярик»,  «Ужасная  встреча»,  «Сват»,  «Первая

стойка», «Кладовая солнца» и др.

Для  формирования  у  детей  осознанно  правильного  отношения  к  природе,

воспитания  любви  ко  всему  живому  целесообразно  использовать  поэзию.

Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских

поэтов,  как  А.  Пушкин,  Ф.  Тютчев,  А.  Фет,  А.  Майков,  Н.  Некрасов,  С.

Есенина и др.

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как средство экологического образования»

Художественная литература как средство экологического

образования .

Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности

дошкольного образования является воспитание основ экологической

культуры через чтение художественной литературы, которая позволяет не

просто понять целостность картины мира, но и вызвать эмоциональный

отклик в душе ребенка. При этом жанры природоведческих литературных

произведений могут быть абсолютно разными. Главное — они должны

раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А. В.

Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и

познают мир». При подборе литературных произведений, нужно

ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много

непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе

приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения

природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о

котором они даже не подозревали.

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в

развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков

природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно-

художественных и художественных произведений, посвященных

природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из

народных сказок.

Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер,

является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким

жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные

заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены

к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На маличье просо.

Повсеместно используется в работе с детьми такой вид фольклора, как

загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает

на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому

объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между

явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях

каждого предмета и явления. Эти мысленные операции важны не только

сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего

мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко,

отчетливо.

Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка

и лирические песни, посвященные природе. («Весна, весна, красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у

наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так

же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с

природой. Сказка учит ребенка распознавать, где вымысел, а где правда.

(«Лиса и волк», «Курочка-ряба», «Колобок», «Зимовье зверей» и многие

другие.)

Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество

детям, среди их художественных произведений известно немало

посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Основоположниками детской природоведческой книжки являются В.В.

Бианки и М.М. Пришвин.

Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать

Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все

художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается

природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная

газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно

переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого

рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные

сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают

воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные

явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.

Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и

взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны

с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил»,

«Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство

сопричастности природы и земли, через прием придания животным и

природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия

Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает

объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин

раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев»

голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми

(«Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки»,

«Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену»,

«Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много

рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное

гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и

плакса», «Первая стойка». У писателя во многих рассказах повествуется о

роли человека в природе – «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая

стойка», «Кладовая солнца» и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе,

воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию.

Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских

поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С.

Есенина и др.