СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная литература против буллинга. Исследовательская работа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буллинг – форма, о которой не принято говорить. Как он отражается в художественной литературе? Какие  меры предлагают писатели, чтобы  победить буллинг?

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература против буллинга. Исследовательская работа»


Очный этап V открытого Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И Вернадского»

в г. Новый Уренгой












Художественная литература против буллинга

Исследовательская работа




Исполнители:

Гужавина Талина Евгеньевна

7б класс

МБОУ СШ №11









ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

4

Глава 1. Буллинг как социальное явление

4

Глава 2. Буллинг в литературе

5

Заключение

9

Список литературы

Приложение

10

11




















Аннотация

Актуальность: Буллинг – форма, о которой не принято говорить. Как он отражается в художественной литературе? Какие меры предлагают писатели, чтобы победить буллинг?

Объект исследования: буллинг.

Предмет исследования: художественные произведения

Гипотеза: буллинг – распространенное явление в школьной среде, нашедшее отражение в литературе, читая произведения о буллинге, мы учимся толерантности.

Цель: анализ художественной литературы о буллинге, обратить внимание сверстников на книги, затрагивающие тему буллинга.

Задачи:

  1. Узнать, что такое буллинг.

  2. Определить на основе анкетирования степень частоты буллинга среди семиклассников школы.

  3. Подобрать и проанализировать произведения на тему школьного буллинга.

  4. Подготовить буктрейлер и продемонстрировать его своим сверстникам.

Новизна заключается в том, что исследование построено на проведении анкетирования и обработке анкет обучающихся 7-х

Методы исследования: анализ и синтез, анкетирование, наблюдение.

Работа имеет практическую значимость: помощь детям, родителям, учителям в воспитании толерантности, а также помогает обучающимся при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

В ходе проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась





ВВЕДЕНИЕ

«Я в своем классе – белая ворона»,- часто ли слышим мы такое высказывание?

Все мы разные, отличаемся друг от друга внешностью, способностью, материальным положением … А так уж это плохо? Другой не значит плохой, но, к сожалению, не для всех. В последнее время все больше появляется сообщений о детской жестокости. Страшно, что на путь вседозволенности встают совсем юные души. Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины буллинга?

В воспитании большую роль играют семья и школа. Именно они формируют личность, способную разделять чужую боль. А художественная литература является тем зеркалом, в котором отражаются процессы, происходящие в обществе. Мы решили обратиться к художественной литературе, чтобы выяснить, как в ней показана проблема буллинга. Это и обусловило выбор темы исследовательской работы: «Художественная литература против буллинга». Погружаясь в мир художественных образов, мы сталкиваемся с противостоянием между детьми.

ГЛАВА 1. Буллинг как социальное явление

Школьная травля, или буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это форма жестокого обращения.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические  унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

Выделяют различные виды буллинга: вербальный, физический, социально-психологический, кибербуллинг..

Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента:  преследователя (булли), жертву и наблюдателя. 

Вместе со школьным психологом проведено психодиагностическое исследование по выявление фактов агрессивного поведения, буллинга (травли) в 7б классе.

Используемые методики:

  1. Социометрия (Морено).

  2. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут). (см. Приложение)

Из результатов «Социометрии» (Морено) следует, что 7% - 2

обучающихся являются «звездами», 22 - 82% «принятые», 3 - 11% -«пренебрегаемые» и 0% «отвергаемые». «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» могут являться потенциальными жертвами буллинга.

По результатам «Теста агрессивности» (Л.Г.Почебут) следует, что 93% - 25 обучающихся имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

Остальные 7% - 2 обучающихся имеют среднюю степень агрессивности и адаптированности.

Показатели высокой степени агрессивности и низкой степени адаптированности не имеются.

Вывод:

На основании проведенных диагностик можно выделить, что в 7б классе проблемы буллинга не существует, т.к. никто из опрошенных не подвергался нападкам со стороны сверстников.

Также у двух учеников показатели агрессивности имеют среднюю степень агрессивности и адаптированности. Из этого следует, что в подборе и реализации программы по профилактике буллинга необходимо делать упор на снижение агрессивных реакций, формирование навыков конструктивного реагирования конфликте и оптимизацию межличностных отношений в группах.




Также семиклассникам была предложена анкета

Изучив ответы на анкеты семиклассников мы пришли к выводу:

  1. Ребята знакомы с этим термином буллинг- 94,2%

  2. Семиклассники читали о буллинге художественную литературу

  3. Ребята относятся отрицательно к буллингу - 75%.(см. Приложение)

ГЛАВА 2. Буллинга в литературе.

Как данное явление отражено в литературе? Как чувствуют себя жертвы буллинга, почему появляются агрессоры и что ими движет? Как прекратить травлю и кто в состоянии это сделать?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы выбрали несколько, как нам показалось, значимых произведений

В начале обратимся к повести А.Н. Богословского «Верочка», где главная героиня чувствует себя намного комфортнее в придуманном мире, где есть благородные рыцари, так как в реальном мире ей страшно и одиноко. Одноклассники дразнят ее из-за некрасивой внешности. Обратим внимание на описание внешности героини. Автор создает незабываемый образ Верочки, используя тропы (эпитеты, метафоры, сравнения): «невысокая девочка, болезненно-рыхло-толстая, бледная-бледная, так что все жилки голубели под кожей. Лицо было некрасивым, одутловатым и с какими-то очень неприятными бородавками на щеках. Но самыми странными, необычными были у неё глаза: совершенно белые. … сложила на груди толстые коротенькие ручки, соединив ладони, будто молилась… фигура казалась расплывчатой, неопределенной, беззащитной и в этой беззащитности — страшно уязвимой для наших по-детски злых наскоков». Главный герой повести Алеша, от имени которого и происходит повествование, рассказывает о своей дружбе с этой девочкой: «Наверное, я преодолел какую-то преграду брезгливости, отвращения и теперь перестал видеть в ней только её физическое уродство, но видел уже и больную, страдающую душу, полную самых необыкновенных превращений» . И уже другие чувства рождаются в душе героя: не брезгливость, а сострадание и участие к одинокой и физически нездоровой сверстнице. Но одноклассники оказались сильнее, и Алеша не может им противостоять и публично унижает и оскорбляет Верочку.

Небольшая по объему повесть затрагивает важные вопросы о невозможности идти против коллектива. В повести мы столкнулись с буллингом, где жертва подвергается насмешкам, ей придумывают прозвище, она просто смиряется и терпит.

В повести В.К. Железникова «Чучело» девочка Ленка Бесольцева также, как и Верочка, новенькая в классе. Также подвергается насмешкам и преследованиям одноклассников. Ей дают кличку Чучело, на страницах повести мы встречаем много прозвищ: «Рыжий», «Лохматый», «Железная кнопка», они отражают особенность внешности или характера. В отличие от Верочки Лена обладает сильным характером, она берет на себя чужую вину и подвергается травле со стороны одноклассников, вербальный буллинг перерастает в физический. «Вот ты не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз побежал — значит, виноват. Теперь я ученая — надо отбиваться, если даже много и тебя бьют. Но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала».

Дима, герой, к которому Ленка Бессольцева испытывает первое трепетное чувство, оказывается трусом и примыкает к травле, потому что боится признаться в том, что именно он рассказал учительнице о сорванном ребятами уроке. Железников показал, что один человек действительно не может противостоять группе. И все-таки мы видим, из схватки с одноклассниками Ленка выходит победителем, и вызывает восхищение смелостью. Автор подчеркивает, что главное не внешняя красота, а внутренняя сила духа, характер. «За всю свою долгую жизнь Николай Николаевич не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени, как будто оно пришло к нему через века.. Главная мысль повести В.Железникова "Чучело": надо оставаться человеком даже в самых сложных жизненных ситуациях, когда все против тебя. Сила человека заключена в доброте, в правде, вуважении к другим людям.

Финал повести оптимистичен, те, кто затеяли травлю Ленки, признают свои ошибки. В итоге появляется надпись на школьной доске: «Прости нас, Чучело!» По книге режиссер Ролан Быков снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла Кристина Орбакайте. Фильм стоит посмотреть в первую очередь тем, кто является зачинщиком школьной травли.

Следующее произведение, которое мы взяли для анализа - рассказ Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».

Главная героиня Светка Сергеева – изгой в классе. И все потому, что у нее были рыжие волосы, отчего ее называли - Рыжуха. Когда все ездили в поход на озеро, Света держалась обособленно. В одиночестве на лодке она заплывала на середину озера и пела песни. Всем это не нравилось, т.к. считали, что она воет и распугивает рыбу. После девятого класса Светка решила не продолжать учебу и больше о ней никто не слышал. Но спустя некоторое время один из одноклассников посетил театр и увидел на сцене ту самую Рыжуху. Однако она превратилась в красивую женщину с прекрасным голосом. И он понял, что главное в человеке то, что внутри, а не снаружи.

Что же помогло героине выстоять? Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал . У Светки была цель и она шла к ней, несмотря ни на что.

Следующее произведение – рассказ молодой писательницы Дарьи Доцук «Ниша для Кати Олиной».

Героиня Катя Олина — большая, сильная, с толстыми белыми руками. Стрижка у нее короткая, под мальчишку. Была второгодницей. Она на голову выше и в два раза шире всех своих одноклассниц. Она ко всем лезет. Мальчишки не хотят ее пускать на футбольное поле, и она их бьет. Орет и бьет.

Однажды на день рождение рассказчика пришла Катя Олина. Ее позвала мама. Все были в шоке и даже хотели разбежаться по дому от нее, но место было мало и поэтому не удалось.

Этот рассказ интересен тем, что травлю Кати прекращает мама рассказчика, только вмешательство взрослого человека остановило травлю, дети поняли, что Катя – такая же, как и все они, а, следовательно, и издеваться над ней, избегать ее не надо.

Проблемы взаимоотношений между подростками, самоопределения, толерантности раскрываются и в рассказе Л.Улицкой «Бумажная победа» время действия рассказа относится к послевоенному времени 1949 год. Но о каком бы времени не говорилось бы в произведении , взаимоотношения подростков в школе или во дворах остаются непростыми и часто жестокими. А участие и неравнодушие взрослых порой могли бы разрешить конфликт, изменить ситуацию. Главное: сделать это незаметно, аккуратно, как это сделала мама главного героя в рассказе «Бумажная победа». Геня Пираплётчиков – болезненный, жалкий, несамостоятельный, не умеющий постоять за себя мальчик.
Дети презирают Геню, постоянно унижают его Но все меняется,когда враги, как считал Геня, пришли к нему на день рождения, они увидели его совсем с другой стороны. Они оценили и игру его мамы, и его «великий талант». Герой увидел, что они не злые. Автор показывает, что психология героев изменилась: Геня почувствовал себя уверенным, нужным. А бывшие враги, даже Женя Айтыр, ловкий и бесстрашный, увидел в нём не обыкновенного человека, а личность, у которой есть замечательный талант делать из бумаги разные фигурки.Надо отметить и то, что внутреннее состояние своих героев автор показывает через психологический портрет, например, Женька Айтыр (в слове «Айтыр» слышится батыр, богатырь, то есть сильный человек) – ловкий и бесстрашный. Этих двух эпитетов достаточно, чтобы представить главного врага Гени. А портрет Гени таков: странная прыгающая походка, всегда заложен нос, губы сохнут, поэтому его и обзывают, и забрасывают грязью.
Рассказ Улицкой о преодолении и решении конфликта, благодаря маме и бабушке. Но главное: финал рассказа, светлый и добрый, дающий надежду и веру в лучшее, что нужно уметь видеть чужую боль, быть милосердным, уметь сопереживать, сочувствовать, быть толерантным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав литературные произведения на тему школьного буллинга, мы пришли к выводам, что их герои – типичные жертвы буллинга, они не такие как все, поэтому и становятся жертвами. Они остро переживают и не понимают причин травли, которой подвержены. Мы взяли для анализа только те произведения, в которых жертвы буллинга, несмотря на все жестокие условия, в которые они попадают, остаются людьми с доброй душой и верой в людей.

Мы рекомендуем эти произведения для прочтения, может быть, знакомство с этими книгами остановит кого - то от совершения жестокого поступка. Художественная литература обнажает душу жертвы буллинга, позволяет проникнуться сочувствием к нему, вызывает катарсис. Чтение и обсуждение подобных произведений формируют толерантность, учит видеть чужую боль, быть милосердным, уметь сопереживать, сочувствовать.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Богословский А.Н. Верочка// Юность. 1982. №5. С. 27 – 35

  2. Габова Е. Двойка по поведению – 2016г.- Издательство «Аквилегия - М»

  3. Железников В. Чучело – 2012г.- ООО «Издательство Астрель»

  4. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться //Семья и школа.-2006, №11.-с.15-18

  5. Людмила Улицкая «Бумажная победа» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/bumazhnaya-pobeda-read-113045-1.html

  6. Пронина Н.А. Художественная литература о буллинге как фактор формирования толерантности https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41583564

  7. Доцук Д. Ниша для Кати Олиной//Сборник рассказов «Чертополох у воды» - 2021г. –Издательство «Волчок», с.30.

  8. https://mobbingu.net/articles/detail/335/

  9. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeRCndvvYdn50k3Xr5k4PKBFE0vU2YwrEgDAuf-l8p2qZW0TQ/viewform?usp=sf_link









Приложение 1. Результаты психодиагностического исследования


Цель: выявление фактов агрессивного поведения, буллинга (травли) несовершеннолетних.

Исследуемые: 7б класс (27 обучающихся)

Дата проведения: 10.01.2022

Используемые методики:

  1. Социометрия (Морено).

  2. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут).

Методика «Социометрия» Морено применяется для диагностики межличностных отношений, включает в себя 4 парных вопроса на разные темы.

В проведенной социометрии были использованы такие вопросы, как:

«Напиши трех человек из класса, с кем бы ты хотел делать совместный школьный

проект? С кем наименее всего хотел?»

«Укажи трех человек, с которыми хотел бы отправиться в поход? С кем наименее

всего хотел?»

Социометрия позволяет определить взаимоотношения в классе, разделения на группировки, выявить:

«звезд»-лидеров класса, которым отдается большинство голосов;

«предпочитаемых» - предпочитаемые лидеры, которые набрали количество голосов выше среднего;

«принятых» - участники группы набравшие среднее количество голосов;

«пренебрегаемых» - участники группы, которыми пренебрегают остальные участники и набравшие количество голосов меньше среднего;

«отвергаемых» - участники, которые получили большое количество отрицательных выборов;

«изолированных» - участники группы, не получившие ни одного голоса.

Таким образом, мы определяем предполагаемых «жертв» и «обидчиков» в классе.


Тест агрессивности (Опросник Л.Г.Почебут) позволяет определить уровень агрессивности подростков по пяти шкалам:

Вербальная агрессия – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Сумма всех шкал дает представление о степени агрессивности и адаптированности подростков. С помощью выявления уровня агрессивности подростков и ее направленности можно определить предполагаемых «обидчиков» буллинга и возможных «жертв».

Приложение 2.Ответы на анкетуhttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeRCndvvYdn50k3Xr5k4PKBFE0vU2YwrEgDAuf-l8p2qZW0TQ/viewform?usp=sf_link