Х удожественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО
«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции».
Наталья Алексеевна Ветлугина
Художественно-эстетическое развитие
— процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)
- Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе,, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
- Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
- Эстетическое отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира (Краткий словарь по эстетике).
- Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
- Эстетический идеал (от греч. idea – идея, первообраз) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного; высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве.
ФГОС ДО
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства
- Ценность – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
- Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.
- Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то.
- Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
- Восприятие произведения искусства – это психический процесс его осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Художественное творчество детей дошкольного возраста
– это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей , по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.),
проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
(Т.С. Комарова)
- Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.
Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
Виды активности в рамках детского творчества
( Л.С. Выготский, Н .А. Ветлугина, А.А. Люблинская )
- репродуктивная
- продуктивная
Компоненты творческой активности
- мотивационный
- креативный
- интеллектуальный (когнитивный)
Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
- отношения , интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
- способы творческих действий;
- качество детской продукции.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности
- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
- увлеченность, захваченность деятельностью;
- специальные художественные способности;
- видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
- возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Показатели качества способов творческих действий
- дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
- самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
- нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
- быстрота реакций, находчивость в действиях.
Показатели качества продукции детского художественного творчества
- нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность).
Этапы творчества
I. Возникновение идеи, замысла
II. Вынашивание замысла
III. Реализация замысла
IV. Появление художественного образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка
Этапы творческой деятельности детей
I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
II. Процесс создания изображения детьми
III. Анализ результатов
Условия развития художественной деятельности дошкольников
Объективные условия :
- источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
- условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
- характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
Субъективные условия :
- художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
- побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Условия развития изобразительного творчества дошкольников
- Широкий подход к решению проблемы (Творчество - стиль жизни!)
- Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
- Общение с искусством
- Создание атмосферы творчества
- Обучение
- Комплексное и системное использование методов и приемов
- Мотивация задания
- Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
- Материальное обеспечение
ФГОС ДО
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
- 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
- 2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева
ФГОС ДО
- 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
- Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Художественно–эстетическая направленность
- гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства ;
- организации на базе ДОУ мини–музея искусств ;
- оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских) ;
- оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности ;
- приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе ;
- увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности ;
- максимального приобщения детей к «живому» искусству .
Развивающая направленность
- разнообразие ;
- открытость ;
- мобильность ;
- ориентированность на творчество ;
- ориентированность на зону ближайшего развития ребенка .
Личностно–ориентированная направленность
- максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса ;
- предоставление ребенку возможности выбора ;
- поощрение и стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.
Здоровьесберегающая направленность
- создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
- обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
- предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
- соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
- исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
- координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский