СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-эстетическом развитие ребенка в рамках ФГОС ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал был создан во время прохождения курсов повышения квалификации"Дошкольное образование согласно ФГОС в ДОУ"

Просмотр содержимого документа
«Художественно-эстетическом развитие ребенка в рамках ФГОС ДОУ»

 Х удожественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО

Х удожественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО

«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции». Наталья Алексеевна Ветлугина

«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции».

Наталья Алексеевна Ветлугина

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека. (А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)

Художественно-эстетическое развитие

— процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.

(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе,, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты. Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
  • Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе,, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
  • Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Эстетическое   отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира (Краткий словарь по эстетике). Эстетическое сознание  – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Эстетический идеал (от греч. idea – идея, первообраз) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного; высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. 
  • Эстетическое   отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира (Краткий словарь по эстетике).
  • Эстетическое сознание  – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
  • Эстетический идеал (от греч. idea – идея, первообраз) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного; высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. 
ФГОС ДО 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

ФГОС ДО

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
ФГОС ДО Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства Ценность – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий. Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то. Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Восприятие произведения искусства – это психический процесс его осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства

  • Ценность – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
  • Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.
  • Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то.
  • Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
  • Восприятие произведения искусства – это психический процесс его осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Художественное творчество  детей дошкольного возраста – это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей , по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. (Т.С. Комарова)  Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи  (изобразительной, игровой, музыкальной).

Художественное творчество детей дошкольного возраста

– это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),

придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей , по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,

применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.),

проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

(Т.С. Комарова)

  • Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Виды активности в рамках детского творчества ( Л.С. Выготский, Н .А. Ветлугина, А.А. Люблинская ) репродуктивная продуктивная

Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Виды активности в рамках детского творчества

( Л.С. Выготский, Н .А. Ветлугина, А.А. Люблинская )

  • репродуктивная
  • продуктивная
Компоненты творческой активности  мотивационный креативный интеллектуальный (когнитивный)

Компоненты творческой активности

  • мотивационный
  • креативный
  • интеллектуальный (когнитивный)
Показатели наличия творческого начала  в художественной деятельности детей: отношения , интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве; способы творческих действий; качество детской продукции.

Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

  • отношения , интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
  • способы творческих действий;
  • качество детской продукции.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности искренность, правдивость, непосредственность переживаний; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; специальные художественные способности; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности

  • искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
  • развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
  • увлеченность, захваченность деятельностью;
  • специальные художественные способности;
  • видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
  • возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Показатели качества способов творческих действий дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски наилучшего решения задания; нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакций, находчивость в действиях.

Показатели качества способов творческих действий

  • дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
  • самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
  • нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
  • быстрота реакций, находчивость в действиях.
Показатели качества продукции детского художественного творчества нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность).

Показатели качества продукции детского художественного творчества

  • нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
  • индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
  • соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность).
Этапы творчества I. Возникновение идеи, замысла II. Вынашивание замысла III. Реализация замысла IV. Появление художественного образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка

Этапы творчества

I. Возникновение идеи, замысла

II. Вынашивание замысла

III. Реализация замысла

IV. Появление художественного образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка

Этапы творческой деятельности детей I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла II. Процесс создания изображения детьми III. Анализ результатов

Этапы творческой деятельности детей

I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

II. Процесс создания изображения детьми

III. Анализ результатов

Условия развития художественной деятельности дошкольников Объективные условия : источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка; условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики; характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу. Субъективные условия : художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Условия развития художественной деятельности дошкольников

Объективные условия :

  • источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
  • условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
  • характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

Субъективные условия :

  • художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
  • побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Условия развития изобразительного творчества дошкольников Широкий подход к решению проблемы (Творчество - стиль жизни!) Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними Общение с искусством Создание атмосферы творчества Обучение Комплексное и системное использование методов и приемов Мотивация задания Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности Учет индивидуальных особенностей ребенка Материальное обеспечение

Условия развития изобразительного творчества дошкольников

  • Широкий подход к решению проблемы (Творчество - стиль жизни!)
  • Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
  • Общение с искусством
  • Создание атмосферы творчества
  • Обучение
  • Комплексное и системное использование методов и приемов
  • Мотивация задания
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка
  • Материальное обеспечение
ФГОС ДО II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. 2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;   на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

ФГОС ДО

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  • 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
  • 2.4. Программа направлена на:
  • создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  •   на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Е.И. Тихеева

Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»

Е.И. Тихеева

ФГОС ДО 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

ФГОС ДО

  • 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

 

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

  5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Художественно–эстетическая направленность гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства ; организации на базе ДОУ мини–музея искусств ; оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских) ; оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности ; приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе ; увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности ; максимального приобщения детей к «живому» искусству .

Художественно–эстетическая направленность

  • гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства ;
  • организации на базе ДОУ мини–музея искусств ;
  • оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских) ;
  • оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности ;
  • приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе ;
  • увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности ;
  • максимального приобщения детей к «живому» искусству .
Развивающая направленность разнообразие ; открытость ; мобильность ; ориентированность на творчество ; ориентированность на зону ближайшего развития ребенка .

Развивающая направленность

  • разнообразие ;
  • открытость ;
  • мобильность ;
  • ориентированность на творчество ;
  • ориентированность на зону ближайшего развития ребенка .
Личностно–ориентированная направленность максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса ; предоставление ребенку возможности выбора ; поощрение и стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.

Личностно–ориентированная направленность

  • максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса ;
  • предоставление ребенку возможности выбора ;
  • поощрение и стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.
Здоровьесберегающая направленность создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы; обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов; предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности; соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса; исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка; координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.

Здоровьесберегающая направленность

  • создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
  • обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
  • предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
  • соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
  • исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
  • координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский