Просмотр содержимого документа
«Художественно-речевая деятельность как средство развития творческих способностей»
Художественно-речевая деятельность как средство развития творческих способностей
Художественно-речевая деятельность дает большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.
Произведения детской художественной литературы, предусмотренные программой воспитания для работы с детьми дошкольного возраста, способствуют расширению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию положительных моральных и волевых качеств, закладывают основы мировоззрения, учат понимать и любить прекрасное, обогащают их словарный запас, способствуют формированию выразительного, образного, литературного языка.
Стоит отметить эффективность работы воспитателей по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с целью развития воображения, творческого мышления и речи.
Так, для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени многие педагоги используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его временное настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.
Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. В работе с детьми педагоги используют творческие задания: «Волшебный гость», «Живые картинки», «Ожившие предметы», «Я ощущаю лицом и руками…».
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей одного объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения.
Обучение детей составлению загадок педагоги начинают с полуактивного этапа (составление с детьми общей загадки), затем переходят к активному, где побуждают ребенка самого выбирать объект и модель загадки.
Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой воспитатели используют прием эмпатии. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера, подробно описывает его состояние, отношение с окружающим миром и возникшие проблемы.
По результатам фантазирования педагоги очень часто совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов-фантазий, которые включают метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми группы; загадки, самостоятельно составленные детьми; а также творческие рассказы детей.
Педагоги-новаторы активно внедряют в практику работы с детьми новые методы и приемы.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.