СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-творческая деятельность детей с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внеурочных занятий по творческой деятельности, методы и приемы работы, а так же коррекционная работа в процессе занятий.

Просмотр содержимого документа
«Художественно-творческая деятельность детей с ОВЗ»



Из опыта работы

воспитателя 7 группы( 8-9 кл.) Шит Н.И.

«Художественно-творческая деятельность воспитанников во внеурочное время»



По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей, присущи любому человеку, любому ребенку.

Воспитанник, растущий в интернате, как правило, отстает в эмоциональном развитии. Воспитанники школы для детей с ОВЗ(нарушением интеллекта), недостаточно понимают чужие эмоции, красоту окружающего мира, отсутствует у них художественный вкус. Все формы детского художественного творчества для детей с нарушением интеллекта – это шанс реализоваться в социуме.

Творчество – это деятельность, результатом которого является создание материальных и духовных ценностей.

Художественно-творческая деятельность включает в себя:

  1. Изобразительное искусство.

  2. Декоративно-прикладное искусство.

  3. Вышивка, мягкая игрушка.

  4. Дизайн, конструирование.



Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности воспитанников во внеурочное время требует создания определенных материальных условий, творческой, радостной атмосферы на занятиях, душевного контакта между воспитателем и воспитанниками.

Материальные условия – это подготовка необходимого оборудования для данной работы, инструментов, материалов (бисера, бросового материала, цветной бумаги и др.).

Большое значение имеют занятия художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких ребят состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствия уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвития мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, процессы сравнения и обобщения затруднены, снижение познавательных интересов.

Особое место в развитии и воспитании детей с нарушением интеллекта занимает изобразительная деятельность. Она способствует раскрытию потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия детей рисованием совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Воспитанники стараются рисовать красочные открытки к праздникам, плакаты, газеты, рисунки о природе, рисунки на различные темы .

Наш класс всегда принимает участие в конкурсах рисунков ко всем праздникам и знаменательным датам. Рисунки вывешиваются на стенд «Мир глазами детей».Дети с интересом рассматривают рисунки свои, рисунки одноклассников , рисунки ребят из других классов школы, у кого что получилось …обсуждают. Художественная деятельность помогает налаживать отношения между детьми, развивает художественный вкус и способности. Если у воспитанника получается хорошая работа, то это вызывает положительные эмоции.

Декоративно-прикладное искусство – это художественно выполненные предметы быта, убранства, а также предметы, предназначенные для украшения человека.

В наши дни приобщение детей к определенному виду рукоделия в целом влияет на формирование личности воспитанника .

Творчество – это врожденное качество в нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эстетического отношения к действительности.









Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно и включает в себя много жанров. Это работа с бумагой, бисером, пластилином, кожей, деревом, с бросовым материалом и т.д.

При организации внеклассных занятий по изготовлению поделок учитываю:

  1. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

  2. Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникнет стойкое отрицательное отношение к труду.

В процессе воспитательной работы при изготовлении поделок, ставлю перед собой ряд задач.

Обучающие:

  1. Обучать различным приемам работы.

  2. Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

  2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитывающие:

  1. Воспитать интерес к работе.

  2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

А также использую различные методы проведения занятий: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ иллюстраций, наблюдения, работа по образу и др.). и т.п.



Формы организации деятельности детей на занятиях тоже разннобразны:

А) фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;

Б) индивидуальная – индивидуальное выполнение занятий;

В) групповая – коллективные работы в группах.



В работе с детьми по изготовлению поделок больше уделяю внимание на коррекционную работу. Учу воспитанников самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам склеил, а после не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не отказываю в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детьми, понадобится одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Учу детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Не упускаю случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.

Каждая поделка – это художественно – творческая работа воспитанника. Это работа, которая требует усилий да еще является средством развития. Простор для художественного творчества это на тех внеклассных занятиях где надо изготовить например: подарочные открытки, валентинки , сувениры, елочные игрушки. Мои воспитанники принимают активное участие во всех конкурсах и выставках.

Занятия , с использованием природного материала – это один из путей формирования творческого мышления детей. Так ежегодно для праздника – «Золотая осень» – изготавливаем различные поделки из овощей ,ягод ,

зерен ,листьев и др.

Мои воспитанники уже почти взрослые. Приходится искать новые интересные занятия для них. Бросовый материал дает огромные возможности для занятий творчеством , осуществления фантазий. Самое интересное , что такой материал находится под рукой. Все необходимое можно найти дома – пробки, стаканчики ,бутылочки, фантики, скорлупа и многое другое является прекрасным поделочным материалом. Под руководством воспитателя дети изготавливают различные интересные поделки.

В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с инструментами , подходящими именно к тому материалу с которым работают. С помощью различных инструментов учу обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнавать их свойства. Это содействует развитию воображения и технических навыков детей. Поделки из бросового материала помогают воспитанникам ценить каждую мелочь. Самое главное,для меня, научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучать преодолевать трудности. Из разговоров убеждаюсь, что занятия не проходят даром, дети гордятся своими поделками. Создание прекрасного – это творческий праздник для ребенка творческое вдохновение его души реализация его мысли…

Одна из форм стимулирования детей к занятиям – организация выставок. Детям не безразлично как относятся к результату их творчества сверстники ,воспитатели ,родители. Они стремятся показать свою работу вызвать интерес окружающих….

Стараюсь правильно с уважением относиться к творчеству своих воспитанников.

Ведь для каждого ребенка чрезвычайно важно чтобы именно его работы независимо от их качества и совершенства участвовали в выставках. И не только потому, что это труд и к тому же нелегкий. В своих работах ребенок выражается. Это повышает его самооценку, а коллективные просмотры приучают детей быть внимательными к творчеству товарищей , справедливо и доброжелательно оценивать работы, радоваться не только своей, но и общей удаче- удаче других .

Работы моих воспитанников выставлялись на школьных, районных, областных и всероссийских выставках. Награждались грамотами и дипломами. Занимали призовые места.

Подводя итоги воспитательной работы , направленной на развитие художественно -творческих способностей детей с нарушением интеллекта, можно отметить такие результаты - у детей повысился не только уровень художественных способностей ,но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

Дети научились помогать друг другу.

Выстраивать партнерские отношения .

Приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов.

Стали инициативнее научились более свободно выражать свои мысли.

Научились использовать элементы новых техник в работе с бросовым материалом бумагой картоном и другим материалом…

Работы ребят стали ярче и разнообразнее выразительнее и интереснее по содержанию и качественние по выполнению.

В развитии творчества у детей заложены большие и подчас нераскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача воспитателя. Мне очень хочется чтобы мои воспитанники были всегда в состоянии эмоционального комфорта и радовались окружающему миру.





Список литературы.

Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» 1967г.


Д. В. Григорьев П. В.Степанов – «Внеурочная деятельность . методический конструктор» – пособие для учителя.

Н. П. Коняев «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» 2010г.


С. Я. Рубенштейн «Психология уо школьника» 1986г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!