УДК 37
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Соболева А.С.,
Курский государственный университет,
МБОУ «СОШ №39», г. Курск, Россия
Науч. рук. – Рудзик М.Ф.,
Курский государственный университет, г. Курск, Россия
Аннотация. В статье раскрываются оптимальные условия художественно-творческого развития младших школьников на уроках музыки и во внеурочной музыкальной деятельности; выделяются познавательная, ценностная и деятельностная стороны целостного музыкально-образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Ключевые слова: начальное общее образование: учебная и внеурочная музыкальная деятельность; художественно-творческое развитие обучающихся.
Abstract. The article reveals the optimal conditions for the artistic and creative development of younger schoolchildren at music lessons and in extracurricular musical activities; the cognitive, value and activity sides of the integral musical and educational process that ensures the achievement of the planned results in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education are highlighted.
Keywords: primary general education: educational and extracurricular musical activities; artistic and creative development of students.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования делают акцент на деятельностном подходе в образовательном процессе, т.е. формировании у обучающихся способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, умении ставить цель, искать способы её достижения, осуществлять свободный выбор и осознавать свою ответственность за него, максимально реализовывать свои способности. В связи с этим усиливается значимость музыкального образования и воспитания как важного условия формирования гармонично развитой, духовно богатой, творческой личности.
Особую роль в достижении названных результатов играет уникальная в своем роде деятельность, в которую вовлекаются школьники на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях. Исключительно в процессе этой деятельности происходит художественно-творческое развитие обучающихся. Естественно, у каждого ребенка творческий потенциал проявляется по-разному: у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но, на наш взгляд, развитие творческих способностей у всех без исключения детей является ключевой задачей общего музыкального образования, так как ее решение имеет отсроченный метапредметный результат: мы знаем, что если у ребенка хоть в малейшей степени проявляется творческое начало, то он способен более продуктивно решать разнородные жизненные задачи (ему гораздо легче в обучении, в труде, в построении отношений с окружающими людьми), преодолевать трудности и решать проблемные ситуации.
Существенная особенность музыки как вида искусства – это ярко выраженное эмоциональное воздействие. Музыка – предмет и источник духовной связи, самосовершенствования. На протяжении всей человеческой истории музыка играла и играет важнейшую роль в развитии личностного потенциала человека. Занятия музыкальным искусством не только способствуют становлению чувства прекрасного, но и развивают творческое мышление, воображение, стимулируют духовные силы и творческие способности, несут позитивную энергию, бодрость, уверенность в себе, что в целом дает хорошую основу для успешного развития не только особых художественных способностей, но и универсального умения творить. Такая многозначность и многофункциональность музыкального искусства актуализирует необходимость его полноценного использования для решения широкого круга педагогических задач, в том числе – задачи художественно-творческого развития учащихся.
Влияние музыки на становление творческой деятельности детей невозможно преуменьшить. Музыка как вид искусства способна всесторонне воздействовать на ребенка, побуждать его к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению [Никонова]. Уже на уровне начального общего музыкального образования развитие творческих задатков младших школьников становится возможным, если учитель:
- целенаправленно усиливает креативный компонент содержания обучения и повышает творческую активность детей;
- реализует творческие виды музыкально-эстетической деятельности обучающихся в определенной системе.
Проектируя урок музыки, учителю нужно учитывать такое обстоятельство, как мотивация к обучению. При подготовке к уроку необходимо сформировать четкое представление о том, каким детям он адресован и в каком классе будет проходить, т.е. опираться на принцип природосообразности. Успешное формирование у младших школьников способности к творчеству осуществляется в контексте развивающего обучения, с помощью специально разработанных творческих заданий, которые составляются с учетом множества видов музыкальной деятельности, используемых на уроках музыки и обусловливающих совершенствование музыкальных способностей (метроритмического чувства, ладового, мелодического и гармонического слуха, художественно-образных представлений), опыта эмоционально-образного восприятия художественных произведений, художественного воплощения и воссоздания музыки.
Творческие задания должны быть вариативными, содержать «эффект новизны», соответствовать возрастным характеристикам младших школьников, основываться на принципе ясности, соответствовать коллективному обучению с учетом индивидуальности учащихся.
Для достижения максимального эффекта по художественно-творческому развитию обучающихся начальной школы в процессе общего музыкального образования учебная и внеурочная деятельность должны дополнять друг друга; внеурочная музыкальная работа – стать логическим продолжением уроков музыки, т.к. исключительно в их единстве и взамопроникновении заключается успешность реализации высоких целей общего музыкального образования. Для достижения его качественно уровня необходимо:
совершенствовать механизмы координации и преемственности предмета «Музыка» с внеурочной художественно-творческой деятельностью, другими школьными предметами и дополнительным музыкальным образованием;
развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей музыкального образования школьников в общеобразовательной организации;
проводить творческие конкурсы различных уровней для повышения мотивации обучающихся к музыкальному творчеству;
при разработке музыкально-образовательных программ учитывать этнокультурные и национальные особенности региона;
- расширять вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся.
Единство урочной и внеурочной деятельности ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный поиск новых форм и способов совместной творческой музыкально-эстетической деятельности, продуктивного сотрудничества, формирует взаимное доверие и взаимоуважение. В течение ряда лет наблюдая и анализируя процесс музыкального образования в начальных классах (автор является учителем музыки в общеобразовательной школе), мы выделили ряд важных условий эффективной организации внеурочной музыкально-творческой деятельности обучающихся, выступающей, как логическое продолжение уроков музыки:
1. На занятиях внеурочной музыкальной деятельностью должна осуществляться содержательная преемственность с уроками музыки.
2. Внеурочные занятия необходимо направлять на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности конкретизировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).
3. Осознание того, внеурочная деятельность – это не аналог программ дополнительного образования, учитель музыки должен видеть результаты формирования УУД в единстве урочной и внеурочной деятельности.
4. Учитель музыки должен стремиться глубоко познать каждого ребенка, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, создать оптимальную творческую среду, позволяющую максимально реализовывать все потенциальные возможности обучающихся при организации жизнедеятельности детского коллектива [Добронравова].
Анализ ряда интернет-источников позволил нам уточнить определения таких понятий, как:
творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества;
художественное творчество – составная часть системы художественно-эстетического воспитания, средство развития личности;
художественное творчество детей – выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.
Исходя из данных определений, мы также пришли к заключению, что художественно-творческое развитие обучающихся в процессе музыкального образования сопряжено с развитием музыкальных способностей, которые не существуют вне восприятия музыки и ее воспроизведения в живом звучании или представлении. Являясь сложным сочетанием природного (врожденного), социального и индивидуального, названные способности развиваются лишь в практической музыкальной деятельности. При этом художественно-творческая деятельность выступает, как процесс, а музыкальные и творческие способности – как потенциал личности, теснейшим образом взаимодействующие друг с другом.
Процесс развития музыкально-творческих способностей детей можно представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления, которые порождают потребность в слушании музыки и ее исполнении. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность творить, переживать и понимать музыку. Чтобы сделать ее достоянием своего личного опыта, им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и интерпретировать ее.
В связи с этим учителю следует уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности. В этом мы убедились при проведении педагогического эксперимента, который показал эффективность предложенных нами способов реализации поставленной задачи. В процессе исследования были использованы музыкально-дидактические игры с приемами драматизации, в которых все учащиеся выступали в роли «творцов»; применялись различные формы проектной деятельности, реализуемой, как на уроках, так и в неурочной деятельности. Широкие возможности для художественно-творческого развития предоставлялись обучающимся во внеурочное время – в школьных кружках (театральном, хоровом, фольклорном, танцевальном).
Наша практика показала, каким огромным потенциалом обладает внеурочная музыкальная работа со школьниками. Она протекает в разнообразных видах деятельности обучающихся, обеспечивает необходимые условия для расширения их музыкального опыта и развития творческих способностей. Благодаря ей, появляется хорошая возможность для установления благоприятных межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогами, для формирования ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность [Ербаева].
Таким образом мы выделили три линии взаимодействия урочных и внеклассных музыкальных занятий: познавательную, ценностную и деятельностную. Это объясняется тем, что в процессе многоплановой и тесно взаимосвязанной учебной и внеурочной музыкальной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, успешно решать задачи нравственного воспитания. Кроме того, музыкальная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к музыкальной деятельности, создание условий для применения ими полученных музыкально-творческих ЗУН на практике, первичную профориентацию и формирование опыта творческой деятельности в целом.
Результаты проведенного нами включенного эксперимента доказали эффективность проделанной работы. Установление взаимосвязи между урочной и внеурочной художественно-творческой деятельностью учащихся младших классов повысило в целом эффективность музыкально-педагогического процесса, создало предпосылки для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность способствовала накоплению детьми опыта художественно-творческой деятельности, поскольку предоставляла возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также было отмечено, что она обладает значительными ресурсами для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Литература:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. 3 изд. М.: Просвещение, 1991. 23 с. Добронравова О.В. Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами: дисс. … канд. пед. н., 1999. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-khudozhestvenno-tvorcheskoi-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-audiovizualnymi-sredstv (дата обращения: 11.11.2020). Ербаева А.Г. Виды и формы внеурочной деятельности по предмету «Музыка». URL: https://infourok.ru/referat-vidi-i-formi-vneurochnoy-deyatelnosti-po-predmetu-muzika-937856.html (дата обращения: 06.11.2020). Кристинина Е.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 100-104. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ (дата обращения: 21.09.2020).
Никонова А.Н. Роль внеурочной деятельности по музыке в формировании УУД. URL: https://multiurok.ru/files/rol-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-muzykie-v-form.html (дата обращения: 10.11.2020). Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990.