СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное слово о родном крае. Литературно-музыкальная композиция

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественное слово о родном крае. Литературно-музыкальная композиция»

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО О РОДНОМ КРАЕ»

Цели:

-развитие у учащихся познавательную и духовную потребность в личностном и гражданском становлении через приобщение к истории и культуре малой родины как части культуры России,

-содействие повышению интереса обучающихся к истории и культуре родного края в неразрывной связи с отечественной историей и культурой,

-воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, село, уважающего его традиции, гордящегося своей малой родиной за вклад своей малой родины в культуру Российской Федерации,

-воспитание гражданина с активной жизненной позицией, желающего продолжить культурные традиции края, участвовать в процветании своей малой родины.

Чтец: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина - не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звездного крыла.

А взгляни - все то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И еще не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет,

А Родина - останется,

Если мы то чувство сохраним.


1 Ведущий: Россия! Слово-то какое: звонкое и чистое, как родниковая вода, крепкое, как алмаз, нежное, как березка, дорогое, как мама!.. замечательный русский писатель К.Г.Паустовский сказал: «счастье в том, чтобы честно жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной».

2Ведущий: Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас — людей, населяющих Россию, прекрасны. Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране.

Чтец: Соловьи поют за Хопром,

От избытка любви изнемогши.

А на небе Медведицы ковшик

Донце сушит над нашим костром.

Соберу луговую росу

В этот ковшик по маленькой капле

И, чтоб души у нас не иссякли,

Вместо чарки друзьям поднесу.

Мать-земля!

Разреши, не жалей

Твоей силы отпить хоть немного,

Чтоб на будущих наших дорогах

Отчий край

Становился милей.

И какой бы не грянул гром,

Пусть бы он позабыть не заставил-

Хоть в падении горьком,

Хоть в славе,-

Как поют соловьи за Хопром!



1Ведущий: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая дает жизнь... без всего этого человек жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. Родина—это и земля, город и деревня, в которых ты родился и живешь, друзья, соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной называют, как дом родной — отчим домом.

Чтец: Отцовский дом,

Родимое становье,

Я от души не утаю —

К тебе иду за силой и любовью,

И вот за это — сердце отдаю.

Здесь все земное, русское на редкость.

И пусть войдут мне в душу снова,

Пусть,

Крестьянской речи широта и терпкость,

Частушек соль и песенная грусть.

Здесь ощутимей

Время о пространство,

И, как нигде,- в открытую- живет

Российское терпенье и упрямство,

Бунтарский дух и правильный расчет.

Попробуй,

С чувством справиться сумей-ка —

Над головою синь и бирюза...

Ты помоги мне,

Речка Колышлейка,

Об отчем доме людям рассказать!



2Ведущий: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо, идешь лесными тропками, сидишь у прохладной реки. Это Россия.

Чтец: Степей круговое раздолье.

Вокруг колосятся хлеба.

Стоишь ты

Средь ясного поля,

Малая Сердоба.

Лесов здесь немного,

Случайны

И шапки соломенных крыш.

Хранит трехвековые тайны

Полынью пропахшая тишь.

Здесь люди — сердцами простые.

Тут — жизни исток и судьба...

Малая долька России —

Малая Сердоба.



1 Ведущий: Гордостью нашего малосердобинского края является человек, имя которого носит наша школа. Это Федор Васильевич Гладков.

1Ученик: Будущий писатель родился 21 июня 1883 года в селе Чернавка Пензенской области в крестьянской семье. Крестьяне села с незапамятных времен были старообрядцами и делились на 2 толка: поповцев и беспоповцев (поморцев). Семья Гладковых была поморского согласия. Метрические записи не велись, а учет рождения и смерти производился дьячком церкви соседнего села. Тяжелыми были годы детства в доме, где царствовал суровый и деспотичный дед. Немало побоев пришлось вынести от него маленькому Феде. Тяжело он переживал и рабскую долю матери, безропотно сносившей издевательства свекра и мужа. Рано осознал он, что такое нужда, безземелье, крестьянское горе. Вместе с родителями он скитался по рыбным промыслам Астрахани, куда они уезжали на заработки.

Конечно, детство оставило и отрадные впечатления. В чудесный мир поэзии, русских песен и сказок ввели его мать и бабушка. С шести лет он научился читать, овладел церковнославянской грамотой и стал первым книгочеем в деревне. Много радости доставили и годы учебы в земской школе, которая открылась в селе. Через всю жизнь пронес он благодарную признательность своим учителям. Огромное значение в жизни Гладкова имела молодая учительница Елена Григорьевна Парменова. Она первой сумела воспитать в некоторых ребятах вкус к художественной литературе, читая вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

2Ученик: Став писателем, Гладков не порывал связи родным Пензенским краем. Все, что касалось Чернавки, его живо интересовало. Радовался хорошему, горевал над бедой. Услышав, что в селе сгорела школа, тогда же послал от себя тридцать тысяч. Не раз он приезжал в Чернавку, ходил по окрестным селами вечерами подолгу беседовал с сельчанами. В 1948 году Федор Васильевич снова гостил на пензенской земле. Работая над «Повестью о детстве», 8 марта он сделал запись: «Сижу... на даче, поодаль от города, в снегах, на высоком откосе, среди яблонь... надо закончить работу здесь».

Кто знает, может быть и уроки молодой учительницы Е.Парменовой помогли впоследствии Ф. Гладкову стать писателем и так образно и ярко описать в своей книге родные места.


Село наше большое.

Широкая лука перед церковью радостно зеленела молодой травой, а по ней рассыпаны молодые одуванчики. Площадь ровная, бархатная от молодой травы, и мерцает вдали серебряными волнами марево. Налево от церкви, перед дранкой, лука спускается в лывинку, и дранка кажется как высоко на взлобочке. А еще левее непрерывным рядом идут амбары, каменные кладовые. Направо лука обрывается крутым глинистым яром прямо в речку, и далеко на той стороне дымятся ветлы внизу, а за ними крутое, зеленое взгорье.

-Вот по этому взгорью, - вспоминает бабушка Анна, - и по низине этой при старых барах большой да распрекрасный сад был. А там вон где бугры да ямы, да рвы перед дранкой, стояли барские хоромы со всякими постройками — амбарами да людскими избами.

Все это было близким и понятным - все это было нашим родным местом, нашим селом, где мы знали каждый камешек, каждую колдобину, каждый гремучий родничок, и каждую тропочку.

КЛЮЧИ

Просторы полей казались необъятными, пологие косогоры, бархатно-зеленые, изрезанные черными полосами пашен, и синие перелески на большой дороге в Пензу.... Словно плавали в воздухе. Длинное село Ключи с белой каменной колокольней утопало в зеленых копнах садов. А налево пологими увалами расстилались до горизонта ключевские и даниловские поля с одинокими ветряками.

Я чувствовал живую землю, родную и ласковую, я купался в солнце и дышал небесной синью, я просто жил и наслаждался тем, что живу.

С высокого обрыва открывалась широкая низина. Отсюда видны были Ключи, Выселки, Петровский хутор и даже Варыпаевка при впадении нашей Чернавки в Няньгу.

Мы, ребятишки, бегая друг за другом в толпе девок и парней, ли на речку и пугали камешками карасей. Часто под предводительством Кудеяра совершали путешествия в далекие края — в версте от села или в берёзовую рощу. Именно там проходил один из самых ярких девичьих праздников - Троицын день.

Троицын день был девичьим праздником. Девки наряжались в белые, красные, зеленые и повязывали алые и желтые полушалки. Вся деревня цвела

хороводами, и они похожи были на радужные вихри. После обедни девки большой цветистой толпой с песнями и хороводами шли мимо дранки через речку в берёзовую рощу.

В эту Троицу Луконю – слепого нарядили девкой, и он так хорошо статился, так зыбко и мягко выступал , пел тоненьким голоском, что трудно было бы отличить его от девок. Все покатывались со смеху и ласково спрашивали:

-Аль жениха искать в лес-то идёшь, Луконюшка – девонька?



Луконя: Девушка и бессчастная, никто мены замуж не берет. Пойду с вами, девоньки, в лес, сплету веночек, брошу его в лагунку. Может и мне судьба женишка пошлет. (Девушки смеются. И он смеялся и причитал)

Луконя: Размилые вы мои девушки! Подруженьки мои радостные! Дай вам Господи счастья! Жить бы да радоваться... да слез не лить, да не надрывать сердечушко.

Когда цветистая гурьба девок пошла в Березовую рощу, Луконя уверенно шагал впереди и высоким фальцетом запел песню.

(Поют песню…).

Ф. В.Гладков с гордостью писал о талантливых людях нашего края. Обращаясь к местному фольклору, он включает в повесть частушки, песни, мудрые высказывания, подслушанные в своей деревне или в близлежащих селах.

Эта проблема заинтересовала и нас. Поэтому не случайно свою научно-исследовательскую работу мы посвятили теме «Отражение местных фольклорных традиций в «Повести о детстве» Ф В.Гладкова. С этой работой я побывала в Москве.

Работая на повестью, Гладков большое значение отводил песне.Песня — душа народа. Многие песни приносили солдаты, крестьяне, уезжающие на заработки. Рассказывают, макаровский колхозник Никита Васильевич Белов привез из армии и первым в Сердобе запел ныне широко известную шуточную песню «Как на горе цыгане стояли». Она полюбилась, ее знали почти в каждом доме, знают и сейчас. Давайте же вместе споем эту песню

(Исполняется песня «Как на горе цыгане стояли»)

По воспоминаниям писателя, мать (Настя) была насильно отдана замуж в 15 лет, от тяжелой работы временами теряла рассудок. Свое горе она могла излить лишь в песне. В минуты отдыха лицо матери «блаженно улыбалось, и она тоскливо и больно начинала вопить. Это была сначала тихая жалоба, надрывающий душу напев без слов, похожий на колыбельную песню. Потом ее голос наплывал волнами — то заполнял всю комнату, то затихал до шепота... Пела она всей душой, и песня рыдала о чем-то далеком...

(Исполняется"Песня матери")

Изображение природы родного края, нравов и обычаев большечернавских мужиков и баб, их быта, их надежд ‚ их чувств не было бы таким достоверным, если бы не соответствующее языковое выражение. В гладковской повести немало местных слов - диалектизмом. Они используются писателем для речевой характеристики героев, земляков-большечернавцев.

Определенную часть этих диалектизмов составляют «локализмы», принадлежащие говору «малой родины» писателя из Большой Чернавки.

1).Невестка! — стонет бабушка из чулана.

- Иди-ка в амбар, принеси муки в ночевку ...

Редко, но все-таки и сейчас можно услышать это слово от жителей сел нашего района.

-Скажите, что называют ночевкой? (говорят)


2) Соседка Паруша часто баловала автора повести пряженцами:

- Иди-ка, иди-ка, милок! А я как раз пряженцы испекла. Садись, с молочком поешь.

-Скажите, что это за лакомство такое — пряженцы? (Правильно, это лепешки на масле из черной муки с начинкой)

Диалектизмы не всегда понятны современному читателю, нуждаются в толковании. Но иногда только они могут точно описать конкретный предмет, действие, признак.

Например:

Звенели и шоркали косы, заливались в небесной синев е жаворонки.

«Шоркали» — значит шуршали, шумели, издавали звук «шорк-шорк».


Окающий говор персонажей подчеркивает их принадлежность к Чернавки. Для крестьян, живущих в близлежащих селах, в основном характерно «аканье». И только чернавцы — выходцы из старообрядцев-поморов — говорили по-другому.

В самом начале «Повести о детстве», в эпизоде кулачного боя, помещик Измайлов спрашивает физически сильного Серегу Каляганова:

-Чем ты взял сторонских?

На что тот отвечает: «Рази, барин, зна-ашь, заг(о)рел(о)сь в душе, руки

х(о)дун(о)м зах(о)дили... и сл(о)вно(о) г(о)ру м(о)г(о)шь св(о)р(о)тить.


Гладков вспоминает:

-Стоит нам позабыться и шумливо зашалить — сейчас же нас оглушит

окрик дела:

—(О)тп(о)рю, бездельники! Чт(о)б вас раз(о)рвал(о). Б(о)га не б(о)итесь…

Дед бормочет невнятно:

-В к(о)г(о) ты такая ур(о)дилась?..П(о)р(о)л я тебя мал(о)... мал(о) п(о)р(о)л.

Напевная, плавная, с «нажимом» на «о» речь была характерна для

большечернавцев.

Но ведь это отличительная черта говора и людей других наших деревень. Попросим топловцев произнести несколько фраз.

(Надежда Ивановна, пожалуйста, докажите, что оканье живо в Вашем селе)

Исчезли многие русские курганы, унося с собой свои богатства и тайны, а слово, русское слово осталось. Великие таинства родной земли постигаешь, постигая родное слово.

Есть в нашем крае еще одна выдающаяся личность. Когда ей показали «Повесть о детстве», то она с возгласом радости узнавала родные места, мастерски описанные Гладковым. Она даже припомнила отдельных действующих лиц, с которыми встречалась сама. Это народная артистка СССР Лидия Андреевна Русланова. Она пользовалась особой любовью фронтовиков, побывала почти на всех фронтах. Её слушали люди, которым через несколько часов после концерта предстояло идти в бой.

Солдаты на шинелях около костра слушают патефон.

-Отдыхаете? — спрашивает Русланова.

-Нет, мы на посту.

-На посту, а патефон крутите.

-Не твое дело, тетка, проходи.

-А кто поет на пластине?

-Ну и темная же ты, тетка, - это же Русланова.

-А я та самая Русланова.

(Ее подняли на смех)

- Не рассказывай, тетка.

- Ты смотри, что она говорит.

- Не верите? Могу документ показать.

- Да он у тебя фальшивый.

- Зато голос настоящий

(Запела песню)

Поёт однажды Русланова и видит у одного молоденького солдатика валенки на честном слове держатся: вспомнила она саратовские частушки про валенки и запела их на свой манер. Рождение песни приняли на «ура» и осталась она в репертуаре Руслановой на всю жизнь.

(Исполняется песня «Валенки»)

У стен Рейхстага

Вед. Мы родились на этой земле, здесь живём и узнаём мир. Как мать любим мы свою малую Родину, ей посвящаем свои первые поэтические строчки.

(Звучат стихи учеников собственного сочинения о малой Родине.)

Чтец: Родина — мы произносим

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луг в рассветный час.



Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.



Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.



Родина — мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.



Чтец: Вся страна нам отдана в наследство,

Но в каких бы ни был я краях,

Ты всегда в моём сыновьем сердце-

Родина, любовь и жизнь моя.



Чтец: Вся страна- моя родная,

Где её не колеси.

Но без пензенского края

Сиротливо на Руси!



Чтец: Каких краёв глаза не повидали!

Но всех дороже искони свои-

Присурский лес,

Замокшинские дали

И на Хопре- шаманы-соловьи.

Стремясь к добру и делом и мечтою,

От бурь людских не прятался во мгле.

И если я

Чего-нибудь да стою,

То всем обязан этой вот земле!

(Исполняется песня «Сердоба малая, но милая»)




9