Художественное своеобразие поэмы
С.В. Михалкова «Дядя Степа»
С.В. Михалков – знаменитый советский детский писатель 20 столетия. Его творчество оставило неизгладимый след в русской советской литературе наравне с такими знаменитыми детскими литераторами, как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто. Не одно поколение нашей страны воспитывалось и продолжает воспитываться на его произведениях. Во многих странах мира, причем большими тиражами, издаются произведения С.В. Михалкова. На сегодня, суммарный тираж книг составляет, по разным оценкам, около 300 млн. экземпляров.
В творчестве Михалкова очень много уникального, неповторимого. Он искренне пишет о детском мироощущении и постоянно находится в двух состояниях – взрослого с жизненным опытом человека и веселого, жизнерадостного, дружелюбного, необидчивого и игривого ребенка. Для Михалкова память детства есть его обычное состояние как взрослого поэта. Для него память детства является основой умудренного жизненным опытом человека вышедшего из детства. Михалков всю свою жизнь прожил в своем детстве. Во всех его произведениях проявляется единство взрослого и детского сознания, и все его литературные творения написаны от имени детей и для детей.
Сергей Владимирович Михалков работал в различных стилях литературного жанра, был поэтом, баснописцем, драматургом. Также, он был известным общественным деятелем, председателем Союза писателей СССР. Читателю он известен как детский поэт, на стихах которого выросло не одно поколение граждан страны. Во все времена его стихи служили основой воспитательного процесса маленького гражданина. В 30 лет Михалков стал автором гимна Советского Союза. Он создатель двух текстов гимна страны, сначала СССР, а потом России, который сегодня наизусть знают практически все россияне. Его творчество всегда было созвучно своему времени, на многие стихотворения была написана музыка, которые стали пионерскими песнями.
Сергей Владимирович Михалков вошел в детскую литературу стремительно и уверенно, и занял достойное место среди знаменитых писателей того времени. Тиражи его произведений быстро догнали тиражи С. Маршака и К. Чуковского. Стихи и басни Михалкова читались со сцены и по радио многими знаменитыми артистами, такими как Игорь Ильинский и Рина Зеленая. Кроме написания своих произведений, Михалков занимался переводами зарубежных авторов. Его переводы по своим художественным достоинствам нисколько не уступали оригинальным стихам. Михалков принадлежат русские тексты к операм Б. Сметаны «Проданная невеста» и А. Дворжака «Черт и Кача». Сергей Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены – «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен».
По сценариям Сергея Михалкова сняты художественные фильмы, не только для детей, но и для взрослых, например, «Леон Гаррос ищет друга» и очаровательная кинокомедия «Три плюс два», снятая по пьесе «Дикари». На стихи и по сценариям Сергея Михалкова сделано множество мультфильмов, таких как: «Как мужик корову продавал», «Дядя Степа», «Дядя Степа-милиционер», «Полкан и шавка», «Портрет», «Охотничье ружье», «Хочу бодаться», и др.
В послевоенные годы Сергей Михалков главенствующее место в своем творчестве отводит драматургии. В 1946-1951 гг. на сцене Московского театра юного зрителя появляются пьесы «Особое задание», «Красный галстук», «Я хочу домой!», комедия «Сомбреро», в 1950-1970-е годы создаются пьесы для малышей: «Как медведь трубку курил», «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик».
С 1962 г. на экранах кинотеатров перед демонстрацией фильмов появляется киножурнал «Фитиль». Организатором и главным редактором киножурнала являлся С. Михалков. Задачей «Фитиля» была высмеивать отрицательные стороны жизни и явления: грубость, хамство, взяточничество. На дальнейшем этапе своей творческой деятельности Сергей Михалков в основном выступал как публицист, критик и мемуарист.
О творчестве Сергея Михалкова написано немало литературоведческих исследований. Практически все исследователи и критики творчества Сергея Михалкова единогласно очень высоко оценивали «божий дар» Михалкова- писателя. Особую ценность, по их мнению, в творчестве Михалкова имели место написанные им произведения для детей. Ведь и в настоящее время имя детского писателя Михалкова остается одним из самых известных среди маленьких читателей. Тиражи его произведений для детей весьма велики и сегодня. Другое дело, что слишком не однозначно отношение исследователей и критиков к Михалкову как к публицисту, сценаристу, театральному режиссеру, общественному и политическому деятелю.
Исследователи, которые обращались к творчеству Михалкова, не оставляли без внимания поэму «Дядя Стёпа». Они отмечали, что Степан Степанов – единственный в мировой литературе добрый герой-великан с решительным и справедливым характером, всегда умеющий быть веселым и храбрым.
Тетралогия «Дядя Степа» – это повествование о жизни и трудовой деятельности веселого, отзывчивого, доброго и жизнерадостного человека-великана, в чем-то похожего на самого автора. Произведение «Дядя Степа» С.В. Михалков создавал на протяжении почти 46 лет с 1935 по 1981 гг.
В 1935 г. в детском подмосковном пионерском лагере проходил конкурс пионерской песни под эгидой Московского комитета комсомола. Молодой поэт-песенник Сергей Михалков был направлен в детский пионерский лагерь, где целый сезон работал вожатым, ходил в походы, вел неспешные разговоры у костра, удил рыбу. Восторг от общения с детьми Михалков выразил первой детской поэме – «Дядя Степа», которая была напечатана в 7 номере журнала «Пионер» в 1935 году. Первая часть поэмы «Дядя Степа» была короткая, но очень веселая и жизнерадостная. Сразу же после публикации «Дяди Степы» Сергей Михалков проснулся знаменитым среди детской читательской аудитории.
После окончания войны Михалков продолжил свою поэму. В предисловии к изданной новой – второй части поэмы «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков рассказал об одной встрече – с милиционером… двухметрового роста. «Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни!»– с восторгом писал автор. В разговоре с милиционером выяснилось что, как и Степан Степанов тот тоже был когда-то моряком. После этой встречи зародилась идея новой части поэмы, которая принесла большую радость юному читателю. Они о постовом «великане» который дежурит около высотного дома. Вторая часть впервые была опубликована в 1954 г. в журналах: «Пограничник», «Новый мир», «Пионер». Отдельной книгой впервые вышла в Детгизе в 1955 году.
Огромный интерес к семье любимого Степана Степанова воспитанников детского сада, с которыми встречался Сергей Михалков, заставили снова взяться за перо. Юный читатель переживал и задавал автору вопрос: «А у Степана дети есть?» . В данной ситуации писатель почувствовал себя неловко: «Что скажу ему в ответ? Тяжело ответить «нет». Так любимый герой обрел семью: жену Марусю и сына Егора. «Я друзья скажу вам сразу: эта книжка по заказу», – в начале части признается поэт. Так родилась третья часть поэмы о дяде Степе под названием «Дядя Степа и Егор», которая появилась в 1968 году и опубликована была в газете «Правда». Отдельной книгой эта часть вышла в 1969г. в издательстве «Детская литература».
И, наконец, последняя часть «Дядя Степа – ветеран» появилась в 1981году в газете «Правда» и в журнале «Мурзилка» , а отдельной книжкой вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году. В этой части автор делится жизненным опытом на примере пенсионера Степана Степанова – ветеране органов правопорядка и вооруженных сил, который активно передает свои знания и опыт молодому поколению.
Поэма, состоящая из 4-х частей, связанных одним главным героем и расположенных в хронологической последовательности. Поэма лишена конкретных обозначений времени, но можно заметить, что время написания поэмы совпадет с изображаемыми событиями. Первая часть – это вторая половина 1930-х – 40-ые гг., есть упоминание о военных событиях. Можно предположить, что вторая часть, продолжая первую, подхватывает конец 1940-х. – начало 50-ых гг. Указатели на время вновь появляются в третьей части: олимпийские игры (это могут быть седьмые, которые проходили в 1960 г. в Риме или восьмые – 1964 г. в Токио), полет в космос. Таким образом, время действия третьей части –1960-ые гг. , 4-ой – 1980-ые гг.
Любой литературный герой, затронувший самое сокровенное в душе читателей, имеет свой секрет обаяния. Любимый детский герой произведения С.В. Михалкова дядя Степа очень добрый и веселый человек. Для нескольких поколений юных читателей Степан Степанов стал почти живым. Каждый ребенок, прочитав стихи о дяде Степе, считает его своим другом, пытается ему подражать, смеется, сопереживает и хочет знать его как можно ближе, ведь он становится для него родным человеком. Большое количество маленьких читателей, читая поэму про дядю Степу, желает с ним когда-нибудь встретиться, пишут герою письма и хотят с ним познакомиться.
В чем же секрет любви читателя к литературному творению Сергея Михалкова о дяде Степе? Возможно, юный читатель так полюбил Степана Степанова потому, что он «великан». В детских книжках достаточное количество героев, которые были великанами. Великанами очень часто пугали детей: «Будешь капризничать, великан утащит тебя в пещеру, и там съест». Добрых великанов сосчитать гораздо труднее, злые великаны в детской литературе встречаются значительно чаще.
Для маленького читателя поэмы «Дядя Степа» герой произведения – великан без обмана. Дети верят в него как в живого, реального героя. Дядя Степа добрый великан, и дела его добрые. Он мастер добрых дел.
Исследователь творчества Михалкова критик Б. Галанов пишет: «Впрочем, волшебство, фантазия, соединившись с образом сказочного великана, всегда будут привлекательны для ребенка. Михалков избрал для себя куда более трудный путь. Он увлек нас не фантастическими, не волшебными, а вполне реальными приключениями. И это был несомненный успех молодого поэта. Его герой живет в реальном, а не в условно – воображаемом мире. Приметы советского быта в поэме вполне конкретны и отчетливы. Да и сам дядя Степа – это, если хотите, реальное воплощение детской мечты. Старшие кажутся малышам великанами. Старшие сильны и могущественны. Ребенок не сомневается, что старшие могут сделать все, что им заблагорассудится. И вот является дядя Степа – сильный, веселый, отзывчивый великан. И поступает он именно так, как рисовалось ребенку в самых пылких мечтах: выручает людей из беды, останавливает целые поезда, борется со стихией огня и в то же время с полной увлеченностью предается мальчишеским затеям. «Настоящий детский праздник», если вспомнить известное выражение Белинского».
Герой поэмы еще молодой великан, по сравнению со столетними и пятисотлетними, он «великан комсомолец». Все свои качества великана дядя Степа использует на благо детей: то одного малыша посадит на плечи, чтобы тот увидел на параде «армию страны», то другого покатает, третьему поможет снять бумажного змея с телеграфных проводов, а школьника, тонущего в реке спасает без усилий, не только по тому, что дяде Степе по колено все глубокие места, но просто потому, что он героическая личность во всех отношениях. За свои благородные поступки великану Дяде Степе не нужны никакие похвалы и награды, ведь он все это делает просто так от своей доброты и любви к людям.
Герой поэмы С.В. Михалкова очень обаятельный и добрый человек. Дядя Степа всегда готов помочь и маленьким и взрослым. Он относится к людям с беззаветной верой в торжество добра и справедливости и во многих случаях это отношение по-детски наивно. Его добродушие и есть главный секрет его обаяния.
В начале поэма Дядя Степа, совсем юноша, которого ребята считают своим, над которым посмеиваются окружающие, добрый, по-детски наив-ный, отзывчивый. Во второй части он уже серьезный милиционер; в третьей- счастливый отец, сначала взволнованный, смущенный, а потом гордый; в четвертой- почетный пенсионер, наставник юному поколению, активный гражданин и счастливый дедушка.
Его окружение – это обычные люди, которых много на улицах Москвы, но они никак не выделены.
Во многих чертах главного героя, если хотя бы раз увидеть Сергея Михалкова, и послушать хотя бы в записи как он читает свои произведения, можно без труда найти многие черты Степана Степанова с автором.
В каждой строчке поэмы «Дядя Степа» Сергея Михалкова видна добродушная усмешка автора, и создается ощущение, что дядя Степа это и есть сам поэт с его радостным и ироническим отношением ко всему происходящему и даже во многом к себе самому. Интонация стихотворения очень искренняя и исходит от внутренней потребности души выразить свое отношение ко всему вокруг происходящему. И особенно в произведении видна любовь автора к детям. Любовь Сергей Михалков к детям проявляется в огромной доброте, в мягкой и доступной для понимания маленького читателя шутке, в веселости. Автор никогда не смешит ребенка специально, он напротив, повествует обо всем очень серьезно с большим волнением. Он как бы недоумевает о сложившейся ситуации, спрашивает читателя и себя самого, что же нужно сейчас делать. Он говорит обо всем очень эмоционально и ищет сочувствия у слушателя. И находит его.
Читая стихи про дядю Степу, маленький читатель воспринимает себя одним из тех людей, которые давились от смеха, когда дядя Степа по их совету поехал на верблюде, и которые посоветовали ему пересесть на слона. Хотя как может на бульваре появиться слон и почему здесь находится верблюд? Детский читатель не задается этим вопросом, но он с огромным удовольствием смеется, читая эти строки поэмы, и это значит, что фантастические и одновременно реальные ситуации оценены маленьким человеком по достоинству. Дядя Степа для него герой, несмотря на то, что писатель все время шутит над ним. Юный читатель как раз и любит таких героев.
Комическое и героическое в поэме очень часто соприкасаются, идут как бы друг за другом, то напрягая, то расслабляя читателя. Михалков лишает своего «великана» сказочной условности, делает его «своим человеком» среди ребят – читателей, он изобретательно отыскивает разные обстоятельства, при которых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и героические поступки. Так, например как дядя Степа благодаря своему росту спас «мальчика Васю Бородина». В этом эпизоде пересекаются героизм и бескорыстие Степана Степанова. Ведь он спасает жизнь, совершая благородный поступок, про который сам герой скромно говорит: «Я задаром его спас!». Совершать героические поступки для дяди Степы обыденное и бескорыстное дело. Даже об участи в боевых действиях в годы войны дядя Степа повествует так: «… ранен был немножко, защищая Ленинград» . В его понятии защита государства, это священный долг. Из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.
Дядя Степа реальная личность – сам автор С.В. Михалков. И большинство ситуаций, в которые попадает герой, это реальные ситуации в которых может оказаться человек большого роста, как и сам Сергей Михалков. Ведь любой человек за 2 метра ростом для маленького ребенка это великан: 45 размера и выше обувь, одежда 60-70 размера индивидуального пошива. Для него не всегда можно и приобрести соответствующую его длине кровать. И уж на осла с таким ростом садиться просто смех. И многие ситуации поэмы реальны, так что дядю Степу можно назвать реальной личностью.
В советское время, если бы любого маленького жителя СССР спросили про его любимое литературное произведение, то ответ был бы очевиден – про дядю Степу. Дядя Степа это персонаж, которому можно доверять, ведь он доступен, понятен, в нем есть нравственная ясность и определенность. В стихах Михалкова юному читателю нравится все озорное, веселое, все то, что близко им самим. Для них Сергей Михалков – радостный поэт, а для ребенка это значит самый любимый, самый лучший.
Поэма о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для детского читателя значительный нравственно – воспитательный потенциал. Герой Михалкова симпатичен детям, доступен и понятен. Это произведение напрямую адресовано детям.
Современная литература не дает детям таких витаминов честности, мужества, бескорыстия и патриотизма, как давали такие произведения советской эпохи как «Дядя Степа». И правильно говорил в своих педагогических раздумьях «Все начинается с детства» С.Михалков: «Главное в воспитании – не упустить время. Можно и должно преградить дорогу всему дурному». Перевоспитать маленького человека гораздо сложнее. Ведь в детстве должен происходить посев добра, в детстве переживания остры, а ум ребенка не подготовлен для того, чтобы правильно оценить все происходящее вокруг него. И задачей воспитания любого ребенка в современных условиях вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека. И это можно реализовать на примере таких произведений, как поэма С.В. Михалкова «Дядя Степа».
Сегодня литературному герою поэмы для детей – дяде Степе, любимейшему книжному герою мальчишек и девчонок советской эпохи, уже перевалило за 80 лет. Для его почитателей герой поэмы «по фамилии Степанов и по имени Степан» и сегодня нисколько не постарел, года идут ему только на пользу, он навсегда остается настоящим другом детства. Для них он молод, потому что всегда рядом с детьми, он живет для них, а книга о нем – одна из первых, с которой знакомятся маленькие читатели. И в наше, современное время, «Дядю Степу» не забывают. В 2015 году в Москве прошла церемонии открытия большой и красочной выставки «Дяде Степе –80». Юбилей этого книжного персонажа отмечали в ГУМе – главном универмаге России. Открывая выставку, знаменитый сын писателя кинорежиссер Никита Михалков словами: «Сам я «Дядю Степу» прочел в десять лет, он стал и моим любимым персонажем, я его очень ценю, ведь он существовал в моей жизни, был членом семьи: прототип Дяди Степы – сам Сергей Михалков, человек очень высокого роста. В детстве его долговязость вызывала усмешки сверстников, он даже мечтал стать ниже, чтобы не выделяться. А когда повзрослел, решил, что в этом ничего плохого нет, и выдумал такого персонажа, который стал героем благодаря собственному росту. И я до сих пор считаю, отец создал гениальное произведение. Он был прекрасен тем, что всегда оставался на уровне с детьми, говорил с ними на одном языке, а Дядя Степа и сегодня – настоящий друг детей, хотя все в жизни меняется: вкусы, стили, система существования, меняется сама жизнь. Но и сейчас ребятам нужны герои, нужны те, кому они хотят подражать. Именно таким героем для пяти поколений наших граждан стал «Дядя Степа».