КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Уссурийск»
«Хужожественный мир И.И.Левитана»
Воспитатель: И. А. Максимова
г.Уссурийск
Тема: «Художественный мир И.И.Левитана»
Цель: Узнать о детстве и юности художника. О среде и условиях, в которых он жил и создавал свои замечательные полотна, о том чудесном мире красоты и поэзии, который называется искусство. Сделать духовную жизнь интересней и богаче.
1 ребёнок. Весна 1938год была холодная. Сирень медленно набирала бутоны. Распустилась она в самом конце мая.
В один из этих дней в настеж открытые ворота старого еврейского кладбища в Москве вошли старик и старуха.
Он бережно и нежно вёл свою подругу, и оба они несли по большому букету махровой сирени: он лиловой, она – белой.
Здесь, на этой длинной прямой аллее, была какая-то удивительная тишина.
В самом конце аллеи пара свернула налево и остановилась около могилы с черным скромным памятником.
Осенью завалило могилу ворохами желтых листьев, обломанными веточками, всяким сором. Всё это от времени истлело, почернело, слежалось.
Старики начали приводить в порядок могилу. Скоро она, освобождённая от мёртвого праха листьев и веток, утратила свой унылый заброшенный вид.
Женщина разложила лиловую и белую сирень у подножия памятника. И этот маленький холм земли, согретый тёплой человеческой заботой, перестал казаться грустным и одиноким.
Где-то вблизи щёлкнул соловей, вспорхнул и полетел дальше.
Старики эти были- знаменитый художник Михаил Васильевич Нестеров с женой.
Они 38 лет подряд приходят на могилу своего покойного друга Исаака Ильича Левитана.
2 ребёнок. Детство великого художника Левитана окружает тайна. Он не захотел открыть её ни самым близким друзьям, нидаже любимой женщине.
На все осторожные и неосторожные расспросы о его прошлом он отвечал молчанием, хмурился и печально отводил глаза в сторону.
Достоверно одно – детство. Отрочество и юность Левитана прошли безрадостно, он многоголодал, испытывал всю горесть бедности и унижений. Это подломило его здоровье.
3 ребёнок. С твёрдым намерением 12 летний мальчик решил стать художником. Любовь к природе, безудержаная и страстная, овладела мальчиком, едва ор приблизился к школьному возрасту. Маленький Левитан скучал в зимнюю пору. Снег тяготил его, под снегом умирала земля, останавливались живые воды ручейков,чёрной щетиной стояли молчаливые кустарники и перелески.
Их убогая квартира на четвёртом этаже обладала одним преимуществом: осюда закат горел дольше, разливался шире. Мальчик, забравшись на подоконник, часами не сводил глаз с этой великолепной картины.
Он переживал волнения непонятное окружающим.Пламя затухало. Мальчик поднимался во весь рост, чтобы еще раз заглянуть уже почти за горизонт, на последнюю полоску вечерней зари.
Весну встречал Иссак с трепетом. Мальчика нельзя было узнать. Он превращался в непоседу. Никакими силами не могли удержать его дома. Он убегал за город, бродил в Сокольниках, на Воробьёвых горах.
В школу живописи он пришёл внутренне подготовленным художником: ему недостовало только умения выражать свои рано созревшие чувства к красоте земного мира.
4ребёнок. В коридорах школы живописи был тот безудержный шум, радостная молодёж. Высокие коридоры тонули в сизо-сером тумане. Вдруг где-то слабо зазвенел колокольчик. Скоро в коридоре показался широкоплечий человек с угрюмым лицом. Это был школьный сторож Землянкин, прозванный «Нечистой силой». Пршествовав до конца, Землянкин положил колокольчик и стал открывать форточки. Воздух посвежел и прояснился. Землянкин двинулся в обычный свой путь по коридорам, заглядывал во все закоулки,тёмные и укромные места в поисках нарушителей школьных правил, по которым никому из учащихся не дозволялось остоваться в помещении дольше положенного времени.
5ребёнок. Оставаться в училище после занятий строго воспрещалось, но уже не первый раз ученик Иссак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти, родители умерли, сёстры жили у чужих людей. Тревожно и тоскливо было Иссаку Левитану одному в огромном старинном доме. И всё-таки это было лучше, чем улица, скамья на бульваре или чужой угол, предложенный из милости. Каждое утро невыспавшись и голодный, осторожно, чтобы не возбуждать ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще.
6-7ребёнок. Сторж (сердито)
- Эй, кто тут?
Юноша переступил ногами, бумага зашуршала.
Сторож
- Левитан?
Ты это для чего же тут? ( осматривает класс)
Левитан
_ Я один. Мне негде ночвать. Завтра мне обещали в одном месте устроить постоянный ночлег.
Сторож
- Говори, говори. Не впервой ночлежнрчаешь. Я люде на свете разных знавал. Во врунах недостатка не бывает. Пойдём (ведет держа за рукав)
Почему купцам Ляпиным не поклонишься, если тебе жить негде. Там ваших учеников квартируют много (угрюмо).
Левитан
- Там всё занято (уныло)
Сторож
- Вдругорядь нагни спину. От поклона голова не отвалится. Кто без денег , тот без гордости. Богатый любит смирение в бедном человеке. (выталкивая за дверь).
Нельзя в казённом помещении ночлежки устраивать. Хоть замёрзни на улице, я тут ни при чем. (взгляд Левитана просящий).
8 ребёнок.Художественные успехи Левитана пока ничего ему не давали, кроме хорошего расположения своего учителя Саврасова, постоянной его поддержки, тёплой и душевной. Несколько лет подряд юноша ходил в скромном клетчатом пиджаке и в коротеньких брюках, забрызганных краской, залатанных, утративших свой первоначальный цвет. Левитан не мог даже подумать о постоянном обеде и ужине. В школе живописи было достаточно бедняков. Левитан даже среди них считался нищим.
Во дворе во флигиле помещалась студенчиская столовая. Голодный Левитан часто приходил сюда с пустым карманом. Ещё издали втягивал он в себя запах свеженарезанного чёрного хлеба. На столах его лежали горки. В дни безденежные, безвыходные, долго не решаясь, мучаясь от стыда, став боком, чтобы было незаметно, юноша потихоньку брал хле. Сжав его в руке, потолкавшись для отвода глаз в толпе более счастливых учеников, несущих тарелки с горячими щами, Левитан осторожно выходил на улицу.
Здесь он мог уже открыто есть, как бы дожёвывая на ходу последний кусок.
Юноша стыдился своей бедности. Он притворяля весёлым, довольным, беспечным. Никто никогда не слыхал от него жалоб, даже самые близкие друзья. О бедствиях Левитана ходили по школе самые фантастические слухи, как и обего необыкновенном даровании, которое заметили и товарищи и учителя ещё в первых робких работах.
9 ребёнок. Однажды в класс вошёл инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан изключается из училища за невзнос платы за учение. Иссак знал, что когда-нибудь это должно случиться, весь съёжился, судорожно собрал папку, кисти, краски и ни на кого не глядя. Ушёл из класса.
«Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана, - весь класс, вся сотня загудела, как один человек моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто –то побежал вниз за Лквитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища.
- Пойдём, всё улажено,- сказал товарищ. Левитан посмотрел на него, но, казалось, он ничего не видел. Потом вдруг расплакался.
Вскоре совет преподователей училища постановил воспитанника Левитана, как оказавшего большие успехи в искусстве, освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.
10ребёнок. Левитану шёл 17 год, когда он перешёл в натурный класс. Сюда часто заходил Саврасов, автор картины «Грачи прилетели». Проходя как –то по рядам, он остановился у мольберта Левитана. Давно приметил он этого застенчивого, скромного и очень красивого мальчика в поношенном клетчатом пиджаке, уже давно нравились ему работы Левитана, и казалось, что выйдет из него прекрасный пейзажист. Счастливый Левитан был переведён в мастерскую Саврасова. В училище о нём говорили, что он человек необыкновенный. Все знали, как страстно любит он природу, видели, что, когда начинается весна, овладает им беспокойство, и вся мастерская его заражается этим беспокойством. И вот наступает день, когда учащиеся после долгой зимы отправляются за город. Целые дни бродят ученики по лесу, смотрят на последний талый снег, на ручьи, звенящие по оврагам, на сияющее голубизной весеннее небо. Саврасов всех заражал своей вдохновенной любовью к природе.
11 ребёнок. Исксусство это знания, знания и знания. Я сам научу немногому, если ты сам не будешь работать. Другой художник два часа в день проработает, ручки у него затекли, спина болит, он он лениво потягивается. Художник- это, брат, труд, сам труд.
Слова автора:
Саврасов: Ты понимаешь всю мудрость природы... Не шелохнёт.. Нельзя. Она охраняет цветение.
Левитан: А когда дуб начинает отцветать, тогда тогда будет непременно ветер.
Саврасов: Верно. Готовое семя понесёт и вырастут новые дубы, новые рощи. В тишине происходит созревание.
Слова автора:
Левитан ( заглядывает в этюдник Саврасова)
Саврасов(сердито бормоча)
Ищи сам формы. Не подражай. Пускай у тебя будет хуже, но своё. Чувства одинаковые, общии, а всё-таки с извилинками. Одно левитановское, другое саврасовское. (заглядывает к Левитану).
Очень плохо. На что у тебя походит эта ветка? Это сочная, тёмно-зелёная веточка разве такая в натуре? Ты её не молодыми листьями покрыл, а свинячьими ушами вялыми. Штиль, спокойствие, зевота... Ветка-то непахнет!
Слова автора:
Саврасов: Впрочем не тронь пока.Работай дальше. В целом она, может быть, станет на место или покажется лучше.
Левитан: В прошлый раз мы берёзы писали, вы говорили, что я ошибся...
Саврасов: А вышло весело, что я намазал. Ну что ж, это бывает. Академики Саврасовы почём зря врут. Ты со мной никогда не соглашайся, когда чувствуешь внутреннию правду. Я на тебя нападу, а ты меня в сабли.
(пауза)
Саврасов: Ну-ка взгляни, малыш. Шумит у меня дуб или не шумит?
Левитан: (внимательно смотрит, закрывает глаза)
Шумит,могу это вообразить легко.
Саврасов: Верно. Врать тебя я никогда не учил.
Слова автора:
Саврасов: Дубовый листок оторвался от ветки родимой и вдаль укатился.
Левитан: (перестав писать, прижмурив глаза, дирижируя кисточкой)
Как солнце золотит прощальными лучами
И избы за рекой, и пашни. И леса
А тёплый ветерок меж тем, шумя листами,
Едва-едва мои взвевает волоса
И ласково лицо моё целует ива,
Нагнув ко мне свои серебристые листы...
Саврасов: Кто это, откуда это про «жидкие осины»? Не могу припомнить.
Левитан: А, так это же старое, знакомое вам.
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку
Белые берёзы, жидкие осины,
Пашни да овраги-грустные картины
Не пройдёшь без думы, без тяжёлой мимо
Что же к ним всё тянет так неодолимо?...
Саврасов: Хорошо. Родина... Недаром слово «родина» относится к матери и к родине.
Используемая литература: «Рассказы о русских художниках» автор Н.С.Шер. Издательство «Детская литература» Москва 1966г.
«Беседы о живописи в школе» научно исследовательский институт художественного воспитания.Издательство «Искусство» Москва 1966год.
«О великих русских художниках» автор В.Н.Яковлев издательство «Академия художеств» Москва 1962год.