Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Рассказово
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие художественно-творческого потенциала личности посредством декоративно-прикладного искусства
Автор проекта:
учитель технологии
Нечаева Н.Н.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму.
Конфуций
Актуальность
В необходимости организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик включался в учебно-познавательную деятельность, обеспечивающую развитие художественно-творческого потенциала личности
Противоречия
между традиционными формами организации обучения и индивидуальными способностями усвоения знаний
Проблема
Как способствовать формированию креативного мышления учащихся, развитию художественно-творческого потенциала личности в условиях растущей информационной загруженности, недостатке учебного времени
Гипотеза
Изучение декоративно-прикладного искусства способствует развитию художественно-творческого потенциала личности
Цель
Создание условий для развития художественно-творческого потенциала личности, активизации познавательной деятельности обучаемых, удовлетворения их образовательных потребностей посредством декоративно-прикладного искусства
Задачи
- - активизировать творческую и познавательную деятельность обучаемых;
- - стимулировать их к созданию художественных произведений, участию в выставках, творческих конкурсах;
Задачи
- - развивать навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности, навыки работы с различными источниками информации;
- - повышать качество знаний.
Планируемые результаты
- Повышение художественно-творческого потенциала личности.
- Формирование умения использовать полученные знания на практике.
- Формирование устойчивой мотивации к изучению декоративно-прикладного искусства.
- Повышение самостоятельности учащихся.
- Обеспечение чувства психологической комфортности учащихся.
Этапы реализации проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Механизмы реализации
ШМО, ГМО
Дом творчества
Администрация
школы
Учитель
Общественность
Учительский
коллектив
Психолог
Полученные результаты
Участие в конкурсах
Профессиональное
самоопределение
учащихся
Создание проектов
Персональные
выставки
Полученные результаты
Создание программы дополнительного образования «ИЗО и народное декоративно-прикладное искусство», система уроков, методические комплекты и использование наглядного материала позволило развить творческие способности учащихся.
Полученные результаты
Большее количество школьников стало принимать участие в выставках и творческих конкурсах.
Полученные результаты
Применение творческих приемов, заданий, позволило установить прочную обратную связь на уроках, оперативно и объективно оценить потребности каждого ученика.
Результаты изучения творческого потенциала учащихся
Качество знаний и уровень обученности
Изменение интереса учащихся к урокам
Выводы
- Изучение декоративно-прикладного искусства способствует развитию художественно-творческого потенциала личности.
- Использование декоративно-прикладного искусства дает возможность учащимся наглядно представить образцы народного творчества, уяснить особенности национального искусства, поэтапно пройти путь к созданию своих произведений.
Выводы
- Работа по данному проекту приводит к развитию ключевых компетенций:
- -самостоятельно творчески мыслить;
- -принимать неординарное решение творческой задачи;
- -принимать самостоятельное решение.
- Изучение декоративно-прикладного искусства способствует повышению мотивации обучаемых, повышению качества знаний.
Задачи дальнейшего развития
- Расширить область изучения декоративно- прикладного искусства в учебной деятельности.
- Систематизировать накопленный опыт по данной теме.
- Провести ряд открытых уроков.
- Принять участие в школьной научно- практической конференции.
- Выступить на городском методическом объединении с докладом о проделанной работе.
Информационные ресурсы
1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
2. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов/ Сост.: Горушкина С.Н., Тозыякова И.А., Шубина Ю.А. – Ростов на/Д.: Феникс, 2012.
- 3. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Новые подходы. – М.: Учитель, 2014.
- 4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М.: Белый город 2011.
- 5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: 2013.
- 6. Попова О.С. Народные художественные промыслы. – М.: 2011.
- 7. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение 2012.
Интернет-ресурсы:
http://windows.edu.ru
http://www.journal.edusait.ru
http://www.filimonovskaya_igrushka.ru
- Интернет-ресурсы: http://windows.edu.ru http://www.journal.edusait.ru http://www.filimonovskaya_igrushka.ru
- Интернет-ресурсы: http://windows.edu.ru http://www.journal.edusait.ru http://www.filimonovskaya_igrushka.ru
Подготовительный этап
Задачи
Ожидаемые результаты
1. Организационные. Создание плана по разработке и реализации проекта
Формирование механизма реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками.
2. Мотивационные
Выявление и анализ отношений к проекту всех участников образовательного процесса.
3. Содержательные
Изучение методической литературы и передового опыта по теме проекта.
Практический
Задачи
Ожидаемые результаты
1. Апробация проекта.
Реализация цели и задачи проекта.
2. Коррекция содержания проекта.
Усовершенствование проекта с необходимыми изменениями в содержании.
3. Внедрение проекта.
Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта.
Практический
Контрольно-оценочный
Задачи
Ожидаемые результаты
1. Анализ эффективности проекта.
Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание пакета учебных презентаций, ученических творческих работ, участие в конкурсах.
Декоративно-
прикладное
искусство
Хохломская
роспись
Филимоновская
роспись
Гжель
история
современность
Декоративное творчество в быту
- В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
- Название промыслу дала деревня Филимоново, располагающаяся рядом с городом Одоев Тульской области. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
КОРНЕВА АНЯ
6А
Новикова Наташа
6а класс
Декоративное творчество в быту
КОРНЕВА АНЯ
6А
история
- В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
современность
Новикова Наташа
6а класс
- Название промыслу дала деревня Филимоново, располагающаяся рядом с городом Одоев Тульской области. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.