А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Высказывания и афоризмы
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег
Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. – В. Ключевский
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Публичный урок «Учительство не труд, а отреченье, умение всего себя отдать!…»
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Цели:
- совершенствовать навыки работы с текстом
- формировать коммуникативные компетенции, речевую культуру
- воспитывать уважительное отношение к людям, желание оказывать помощь нуждающимся в заботе
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
- « Обелиск » — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- На самом же деле, как это не сегодня замечено, если она (твоя жизнь) и наполняется чем-то значительным, так это прежде всего разумной человеческой добротой и заботою о других - близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны.
Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И….
- А я совсем его мало знал, - признался я. - Так, встречались несколько раз. Слышал: неплохой
был учитель, детей хорошо учил...
- Учил! Учили и другие не хуже.
А вот он настоящим человеком был. Ребята за ним табуном ходили.
… лицо открытое, взгляд смелый, уверенный…
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди…
- И он делал из них не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего людей…
- … достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Смотрим эпизод экранизации повести В.Быкова «Обелиск»
12 мин.10 сек. – 20 мин.
- Разговор учителя Мороза с заведующим РОО о роли школы и учителя в обучении и воспитании подростков.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- Девочек домой провожал, «потому что маленькие, а через лес идти надо».
- Павлика Миклашевича «к себе взял», так как «татка дерётся».
- … купил девочкам по паре ботинок.
- Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл по различным вопросам. … разъяснял или давал советы…
… И не за деньги, не по обязанности - просто так. По призванию сельского учителя.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят,
чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».
- И во время войны люди… «его уважали, … с ним считались, как и раньше, не к попу или ксендзу, а к нему шли и с плохим и хорошим».
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Смотрим эпизод экранизации повести В.Быкова «Обелиск»
49 мин.50 сек. – 54 мин.50 сек.
- Урок в школе в военное время.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести В.Быкова «Обелиск»
- И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым, насколько, конечно, это ему удавалось. Говорил, что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят - все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой - самой высокой из всех возможных в мире наград.
- Наверно, это все-таки мало их утешало. Но то обстоятельство, что рядом был их учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как-то облегчало их незавидную судьбу. Хотя, конечно, они бы многое, наверное, дали, чтобы он спасся.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
- «Уроки французского» — рассказ русского писателя Валентина Распутина.
- Впервые появился в 1973 году в иркутской
комсомольской газете «Советская молодёжь».
- В 1978 году рассказ экранизирован.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Буктрейлер по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
- Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
- Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру… Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе… Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе. Подозреваю, это она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
- Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того… не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение , относящееся к ней самой…
- … по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Эпизод из фильма «Уроки французского»
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
- - …Я знаю, что ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много. Я могу покупать что захочу, но ведь мне одной... Я и ем-то помаленьку, боюсь потолстеть. - Я совсем не голодаю.
- Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь - единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
- Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось - получится, и получится - не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
- «Безумная Евдокия» — повесть советского писателя и драматурга Анатолия Георгиевича Алексина. Напечатана в журнале «Юность» в июне 1976 года.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Буктрейлер по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести А.Алексина «Безумная Евдокия»
Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем абсолютно не выделялся. Характер у нее был вулканического происхождения. Говорила она громко, то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь. … Она постоянно воспитывала учеников нынешних на примере учеников бывших, для чего устраивала встречи и собеседования.
… - Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести А.Алексина «Безумная Евдокия»
Мы возвращались из того дома, где осталась Надюша. Оля с Люсей и Борей шли впереди. А мы с Евдокией Савельевной немного отстали. Митя увез дядю-невропатолога на своем самосвале. Евдокия Савельевна была скорбно поникшей. Фигура ее уже не казалась такой громоздкой, а шляпа с обвислыми полями не выглядела такой нелепой. - Если бы мы не приехали утром, не подняли шума, ваша жена была бы здорова. Выходит, я во всем виновата.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Читаем страницы повести А.Алексина «Безумная Евдокия»
- Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво… сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили? … - К человечности талант художника может и не прилагаться, - продолжала она, - но к дарованию художника человечность...
… Евдокия Савельевна громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью… Наверно, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Проблема, авторская позиция, комментарий
проблема
произведение
Какова роль учителя в жизни ребёнка?
авторская позиция
В.Быков. Повесть «Обелиск»
комментарий
Учитель своим личным примером воспитывает
В.Распутин. Рассказ «Уроки французского»
в учениках человеческую доброту, мужество и силу духа.
Главный герой повести, учитель А.Мороз, делал из своих учеников не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего людей. Вместе с учениками он заготавливает дрова в трудное довоенное время, прививая у них любовь к труду и формируя заботливое отношение к себе и близким людям. Приобщает мальчишек и девчонок к чтению классической литературы, читает с ними роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Своим личным примером воспитывает в своих учениках мужество, стойкость, силу духа и большую любовь к своей стране.
Учитель своим личным примером формирует
у учащихся твердость духа, целеустремленность и веру в свои силы.
Главная героиня повести Лидия Михайловна в качестве классного руководителя интересовалась своими учениками больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно.
Она помогла своему ученику, который нуждался в поддержке. Заставила его поверить в себя и свои возможности изучать французский язык не хуже других. Сделала откровенную попытку помочь ему в том, чтобы он смог лучше питаться, послала ему посылку с макаронами, когда он отказался обедать с ней. После вынужденного отъезда она не обозлилась, а осталась по-прежнему внимательной и чуткой.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
Проблема, авторская позиция, комментарий
проблема
произведение
Какова роль учителя в жизни ребёнка?
авторская позиция
А,Алексин. Повесть «Безумная Евдокия»
комментарий
Учитель своим личным примером развивает у учащихся талант человечности, честность и порядочность.
Главная героиня повести Евдокия Савельевна с гордостью говорит, что её ученики не стали знаменитостями, но и злодеев среди них нет. Они не предавали ни её, ни её надежд. Главное, что у её учеников есть талант человечности. По мнению героини и самого писателя, можно быть человечным, не обладая талантом художника, но в каждом художнике должна быть обязательно человечность.
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
«Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании» - Дистервег А. немецкий педагог (1790-1866)
А.В.Иванова. УКП при ИК-2
«Всё нужно пережить на этом свете…» Алёна Карасенко
Напишите сочинение-рассуждение на тему:
- Учитель - профессия или призвание?
- Каким должен быть учитель?
- Настоящий учитель. Какой он?
А.В.Иванова. УКП при ИК-2