СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Художественное конструирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное место на занятиях курса занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.Начальное моделирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, содействуют познанию окружающей действительности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Художественное конструирование"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа »

Благовещенского района Алтайского края




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей начальных классов

по УВР

__________Г.А.Красницкая

Протокол №______________

________А.А.Райковская

Приказ № ____________

от «____»____________2015г.

«____»_________2015г.

от «___» __________2015г.

Руководитель МО ____________



С.С. Выходцева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Художественное конструирование»

(общекультурное направление)























Составитель: Тищенко Людмила Фёдоровна,

учитель первой категории








с. Шимолино – 2015

Пояснительная записка

Программа «Художественный конструирование» разработана для занятий по начальному моделированию и декоративно-прикладному творчеству с учащимися 4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Художественное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широ-ту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федералных образовательных стандартов».

Содержание программы «Художественный конструирование» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям с элементами конструирования, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность, мыслительная деятельность и фантазия.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей бумагопластики, бисероплетения и конструирования из различных материалов, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в областях разных видов декоративно – прикладного искусства и начального технического моделирования.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа рассчитана на 1 год обучения на 68 часов в год (2часа в неделю) , согласно учебному плану и годовому календарному графику работы школы на 2015-2016 уч. год Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Изготовление изделий строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей школьника.

Значительное место на занятиях курса занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Начальное моделирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, содействуют познанию окружающей действительности.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Художественный конструирование» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы ( конструировать) средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.



Содержание программы

Вводное занятие (2 часа). Правила техники безопасности на занятиях при работе с различными инструментами. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Раздел I. Комбинированные работы из различных материалов (29 часов)

Правила безопасности при работе с бумагой, природными материалами, ножницами.

Виды бумаги и её применения и обработка. Правила чтения графических изображений.

Технология обработки бумаги. Технология обработки изделий. Виды разметки. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков на дальность полёта с последующим состязанием: на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота и др.

Темы для бесед: «Современные виды бумаги», «Бумажный конструктор»

Перечень изделий: «Старинное японское изделие», «Выпуклые аппликации», «Игрушки-дергунчики»,самолёт, кораблик, модели техники, робота.

Раздел II. Текстильные материалы (15 часов)

Правила безопасности при работе с текстильными материалами. Технологические сведения. Плетение узорных поясов, тесьмы. Краткая история ковроткачества и плетения поясов, тесьмы. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы, закладки для книг и др. Способы плетения. Технология плетения поясов на дощечках и бёрдышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.п. Материалы для изготовления. Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Темы для беседы: «Трикотаж. Изделия из трикотажного полотна», «Ткани»

Перечень изделий:  панно «Бабочка», «Игрушка»

Раздел III . Основы художественной обработки различных материалов (22 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами. Технологические сведения. Техника «Коллаж». Работа с природными материалами. Рабо-ты над аппликациями; работа с гербариями ; создание тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек. Кожная пластика. Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров. Оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку). Работа с ракушками, орешками. Виды ракушек, орешков хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками орешками. Использование ракушек и орешек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек и орешек. Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой. Выполнение макета сказочных замков из бросового материала.. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.












Тематическое планирование

№п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата


Вводное занятие (2 ч.)

2


1.

Правила техники безопасности на занятиях при работе с различными инструментами. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

1

01.09

2.

Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов

1

01.09

I.

Комбинированные работы из различных материалов .

29


3.

Работа с природными материалами. Правила техники безопасности при работе с природными материалами. Создание аппликаций.

1

08.09

4.

Работа с природными материалами. Создание аппликаций.

1

08.09

5.

Работа с природными материалами. Создание аппликаций.

1

15.09

6.

Работа с природными материалами. Создание аппликаций.

1

15.09

7.

Применение бросового материала . Правила безопасности при работе с бросовым материалом.

1

22.09

8.

Поделки из бросового материала.

1

22.09

9.

Поделки из бросового материала.

1

29.09

10.

Поделки из бросового материала.

1

29.09

11.

Поделки из бросового материала.

1

06.10

12.

Поделки из бросового материала.

1

06.10

13.

Кожная пластика. Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей.

1

13.10

14.

Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

1

13.10

15.

Изготовление декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

1

20.10

16.

Изготовление декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

1

20.10

17.

Оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр.

1

27.10

18.

Оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр.

1

27.10

19.

Работа с ракушками, орешками. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек, орешек для создания композиций аппликации.

1

10.11

20.

Проектирование изделий из ракушек, орешек; оформление работ.

1

10.11

21.

Изделия из ракушек, орешек; оформление работ.

1

17.11

22.

Декорирование старых вещей.

1

17.11

23.

Декорирование старых вещей.

1

24.11

24.

Декорирование старых вещей.

1

24.11

25.

Декорирование старых вещей.

1

01.12

26.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Выполнение макета сказочных замков из бросового материала.

1

01.12

27.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Выполнение макета сказочных замков из бросового материала.

1

08.12

28.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Выполнение макета сказочных замков из бросового материала.

1

08.12

29.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Работа над композицией.

1

15.12

30.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Работа над композицией.

1

15.12

31.

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Работа над композицией.

1

22.12

II.

Текстильные материалы .

15


32.

Плетение узорных поясов, тесьмы. Способы плетения. Правила техники безопасности при работе с текстильными материалами.

1

22.12

33.

Плетение узорных поясов, тесьмы.

1

12.01

34.

Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом.

1

12.01

35.

Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом.

1

19.01

36.

Панно. Технология кройки различных деталей.

1

19.01

37.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки.

1

26.01

38.

Технология кройки и заготовки различных деталей мягкой игрушки. Работа с шаблонами.

1

26.01

39.

Игрушка. Виды швов. Сбор деталей.

1

02.02

40.

Игрушка. Сбор деталей.

1

02.02

41.

Игрушка. Сбор деталей.

1

09.02

42.

Игрушка. Сбор деталей.

1

09.02

43.

Игрушка. Художественное оформление работ.

1

16.02

44.

Игрушка. Художественное оформление работ.

1

16.02

45.

Игрушка. Художественное оформление работ.

1

01.03

46.

Игрушка. Художественное оформление работ.

1

01.03

III.

Основы художественной обработки различных материалов.

22


47.

Создания занимательных игрушек из бумаги. «Игрушки-дергунчики». Техника безопасности при работе с бумагой и режущими предметами.

1

15.03

48.

Создания занимательных игрушек из бумаги. «Игрушки-дергунчики».

1

15.03

49.

«Игрушки-дергунчики».

1

22.03

50.

«Игрушки-дергунчики».

1

22.03

51.

Техника создания «Выпуклых аппликаций».

1

05.04

52.

«Выпуклые аппликации».

1

05.04

53.

«Выпуклые аппликации».

1

12.04

54.

«Выпуклые аппликации».

1

12.04

55.

Модели техники (самолёт, танк, автомобиль, кораблик). Выбор модели. Работа с шаблонами. Техника безопасности при работе с металлическими предметами.

1

19.04

56.

Модели техники. Работа с шаблонами. Конструирование.

1

19.04

57.

Модели техники. Сбор деталей.

1

26.04

58.

Модели техники. Сбор деталей.

1

26.04

59.

Модели техники. Художественное оформление работ.

1

03.05

60.

Модели техники. Художественное оформление работ.

1

03.05

61.

Модели техники. Художественное оформление работ.

1

10.05

62.

Модели техники. Художественное оформление работ.

1

10.05

63.

Модель робота. Выбор модели. Работа с шаблонами.

1

17.05

64.

Модель робота. Работа с шаблонами. Конструирование.

1

17.05

65.

Модель робота. Сбор деталей.

1

24.05

66.

Модель робота. Художественное оформление работ.

1

24.05

67.

Подготовка работ к отчётной выставке. Организация и оформление выставки.

1

31.05

68.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

31.05



Информационное и учебно-методическое обеспечение программы

1.  Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ – М.:Баласс.

2.  Н. Белова «Мягкая игрушка» Веселая компания. – М.: Экспо-Пресс, 2001

3.  Ильин И. С., Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами» - М. ,2005 

4.  Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004

5.  Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004

6.  Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004

7. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». - Москва: «Просвещение», 1984.

8. Попова О. С. «Русские художественные промыслы». Народный университет. Факультет литературы и искусства. – Москва: «Знание», 1984.

9. Проснякова Т. Н. «Азбука мастерства». Учебник. 1 класс. – Москва: «Академкнига/ Учебник, 2003.

10. Рондели Л. Д. «Народное декоративно – прикладное искусство». Книга для учителя. – Москва. «Просвещение», 1984.

11. Цейтлин Н. Е., Демидова А. П. «Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. Библиотека учителя начальных классов. – Москва: «Просвещение», 1983.

12. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Технология». Уроки творчества. – Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

13.Интернетресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!