Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО Приказ по школе №_________
Протокол №_____ от «_____»__________20____г. от «___» ___________20____г.
Согласована
«__»__________________20___г.
Заместитель директора ________ (Чувилева О.Л.)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Художественная обработка материалов»
направление - общекультурное
возраст 7-10 лет
1 час в неделю
сроки обучения: 3 года
Составитель:
Руднева Любовь Владимировна
г. Ярославль
2016
Пояснительная записка
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящие время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво и творчески.
Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с тканями, бумагой, пластилином, природным материалом и различными инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время.
Кружок - это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству , творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразны важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения
Программа разработана для обучающихся 1-3 класса рассчитана на 1 часа в неделю.
Цель программы:
-развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности ,развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
-развитие творческих способностей обучающихся;
-привитие интереса к искусству , развитие познавательной активности детей;
-воспитание эстетических представлений и трудолюбия , умения наблюдать и выделять
характерные черты изготавливаемой поделки;
-совершенствование трудовых умений и навыков.В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Создание поделок из природного материала, работа с дарами природы дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Работа с бумагой и тканями в учебно-воспитательном процессе имеет
важное значение, так как способствует раннему выявлению творческих
наклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им огромное наслаждение; является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Работа с природными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы,
ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-определять цель работы на занятии с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
-готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
-с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
-отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания из различных источников;
-делать выводы в результате работы;
-сравнивать и группировать предметы и образы;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты:
-знать виды материалов, их свойства и названия;
-знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления несложных изделий
-умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях
Курс : « Русские традиции в художественной обработке
материалов».
Тематическое планирование.
№п/п | Разделы и темы программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2.
2.1 2.2 2.3
3. 3.1 3.2
3.3 3.4 3.5 4. 4.1 4.2
4.3 5. | Вводное занятие. Народная вышивка. Бисер в вышивке.
Народная вышивка в России. Техника вышивки бисером. Вышивка бисером. Виды оформления работ.
Техника вязания крючком. Из истории вязания. Материал для вязания. Подготовка материала к работе. Техника вязания крючком. Вязание крючком по кругу. Кактус-игольница. Косметичка. Вязание прямого полотна. Создание изделий в лоскутной технике. «Уютные лоскуты». Лоскутная техника. История. Области применения. Лоскутное шитье в изготовлении диванной подушки. Лоскутная техника »алмаз». Итоговое занятие. | 2 7
1 3 3
13 1 4
5
3 11 2 5
4
1 | 1 2 1 1 -
3 1 0,5
1
0,5 3 1 1
1
1 | 1 5 - 2 3
10 - 3,5
4
2,5 8 1 4
3
- |
| Всего: | 34 | 10 | 24 |
№ п/п | Тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1.
2.
3.
4.
5. 6.
7. 8.
9.
10.
11.
12. 13.
14. 15.
16.
17. 18.
19. 20. 21. 22.
23. 24.
25.
26. 27. 28.
29.
30. 31.
32. 33. 34. | Вводное занятие. Ознакомление с планом работы. Инструктаж по ТБ и ППБ. Оборудование рабочего места. Правила поведения на рабочем месте. Народная вышивка. Бисер в вышивке. Народная вышивка в России. История золотого шитья. Вышивка бисером. Подбор материала. Целевой инструктаж по ТБ. Техника вышивки бисером. Цвет, композиция в вышивке бисером. Техника вышивки бисером. Выполнение работы. Вышивка бисером. Выполнение работы. Вышивка бисером. Возможности использования работ. Вышивка бисером. Виды оформления работ. Техника вязание крючком. Из истории вязания. Материалы для вязания. Подготовка материала к работе. Техника вязания крючком. Набор петель. Вязание косички. Техника вязания крючком. Полустолбик, столбик без накида. Техника вязания крючком. Столбики с накидом. Техника вязания крючком. Вязание по кругу. Кактус-игольница. Вязание крючком по кругу. Кактус-игольница. Вязание крючком по кругу. Кактус-игольница. Вязание крючком по кругу. Кактус-игольница. Оформление работы. Косметичка. Вязание прямого полотна. Косметичка. Вязание прямого полотна. Косметичка. Оформление работы. Создание изделий в лоскутной технике. «Уютные лоскуты». Лоскутная техника. История. Области применения. Техника лоскутного шитья. Подготовка материала. Лоскутное шитье в изготовлении диванной подушки. История возникновения лоскутной техники »витраж». Изготовление изделия в лоскутной технике «витраж». Изготовление изделия. Последовательность изготовления диванной подушки. Оформление работы. Лоскутная техника «алмаз». Подготовка материала для работы. Изготовление прихватки в лоскутной технике «алмаз». Изготовление прихватки в лоскутной технике «алмаз». Оформление работы. Итоговое занятие. |
1
1 7 1
1 1
1
1 1 1 13 1 1 1 1
1
1 1
1 1
1 1 1 1 1
11 1 1
1
1 1
1 1
1 1
1 1 1 |
1
- 2 1
0,5 0,5
-
- -
- 2 1
0,5 - -
-
- - 0,5 -
- - - - 0,5
3 1 0,5
-
0,5 -
0,5 -
0,5 -
- - 1 |
-
1 5 -
0,5 0,5
1
1 1
1 11 -
0,5 1 1
1
1 1 0.5 1
1 1 1 1 0,5
8 - 0,5
1
0,5 1
0,5 1
0,5 1
1 1 - |
| Всего: | 34 | 8 | 26 |
Содержание.
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы. Инструктаж по ТБ и ППБ. (1 час).
Теоретические сведения:
Ознакомление с планом работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми, режущими предметами. Правила пожарной безопасности.
Практическая работа:
Изучение правил безопасности и правил пожарной безопасности.
2 .Оборудование рабочего места. Правила поведения на рабочем месте.(1 час).
Теоретические сведения:
Оборудование рабочего места. Материалы, инструменты, необходимые для работы. Правила поведения на рабочем месте.
Практическая работа:
Изучение правил поведения. Оборудование рабочего места.
3.Народная вышивка в России. История золотого шитья. (1 час).
Теоретические сведения:
История зарождения, развития русской народной вышивки. Применение вышивки в быту. Символика. История золотого шитья. История возникновения вышивки бисером.
4.Вышивка бисером. Подбор материала (1 час).
Теоретические сведения: Вышивка бисером в России. Материалы и инструменты, применяемые для вышивки бисером. Закрепление рабочей нити. Выбор бисера для работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Закрепление рабочей нити.
5.Техника вышивки бисером. Цвет, композиция в вышивке бисером.(1 час).
Теоретические сведения: Техника вышивки бисером. Правила выполнения швов. Цвет в вышивке бисером. Особенности композиции в вышивке бисером. Закрепление нити в конце ряда. Начало выполнения нового ряда.
Практическая работа:
Выполнение работы. Вышивка картины.
6. Техника вышивки бисером. Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Вышивка картины бисером.
7.Вышивка бисером. Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Вышивка картины бисером.
8.Вышивка бисером. Возможности использования работ (1 час).
Теоретические сведения:
Возможности использования работы в оформлении интерьера. Технология выполнения вышивки. Закрепление нити в конце ряда. Начало выполнения нового ряда.
Практическая работа:
Вышивка картины бисером.
9.Вышивка бисером. Виды оформления работ.(1 час).
Теоретические сведения:
Виды оформления работ, выполненных в технике «Вышивка бисером». Материал для оформления работ.
Практическая работа:
Оформление работы.
10.Из истории вязания. Материал для вязания. (1 часа).
Теоретические сведения:
История возникновения вязания. Вязаные изделия в быту. Материалы и .инструменты для вязания . Использование материалов бывших в употреблении.
11. Подготовка материала к работе. Техника вязания крючком
(1 час).
Теоретические сведения:
Правила подготовки материала к работе. Материалы и инструменты для вязания крючком. Использование материалов бывших в употреблении.
Практическая работа:
Подготовка материалов для работы.
12.Набор петель. Вязание косички. (1час).
Теоретические сведения:
Основные виды петель и приемы их выполнения. Начальная и воздушная петли. Цепочка из воздушных петель.
Практическая работа:
Выполнение начальной и воздушной петель. Выполнение косички.
13.Техника вязания крючком. Полустолбик. Столбик без накида.(1час).
Теоретические сведения:
Основные виды петель. Соединительный столбик, столбик без накида. Условные обозначения, схемы для вязания.
Практическая работа:
Выполнение полустолбиков, столбиков без накида.
14.Техника вязания крючком. Столбики с накидами (1час).
Теоретические сведения:
Основные виды петель. Столбики с накидом. Условные обозначения, схемы для вязания.
Практическая работа:
Провязывание столбиков с 1,2,3 накидами.
15.Техника вязания крючком. Вязание по кругу (1час). Теоретические сведения:
Техника вязания по кругу. Основные способы вязания по кругу. Плотность вязания.
Практическая работа:
Вязание по кругу.
16.Кактус-игольница. Вязание крючком по кругу (1час).
Практическая работа:
Вязание по кругу.
17.Кактус-игольница.Вязание крючком по кругу. (1 часа). Практическая работа:
Вязание по круг
18.Кактус-игольница.Вязание крючком по кругу. (1 часа). Практическая работа:
Вязание по круг
19.Кактус-игольница. Оформление работы. (1час).
Теоретические сведения:
Закрепление вязания, способы соединения деталей. Оформление готового изделия.
Практическая работа:
Соединение деталей. Оформление работы.
20.Косметичка. Вязание прямого полотна. (1час).
Теоретические сведения:
Основные приемы вязания прямого полотна, правила перехода к новому ряду. Использование пряжи разного цвета.
Практическая работа:
Выполнение работы.
21.Косметичка. Вязание прямого полотна. (1час).
Практическая работа:
Выполнение работ.
22.Косметичка. Оформление работы (1 час).
Теоретические сведения:
Способы и виды оформления работ. Подготовка материала для оформления работы.
Практическая работа:
Оформление работы.
23.»Уютные лоскуты». Лоскутная техника. История. Области применения(1 час).
Теоретические сведения:
История возникновения и развития лоскутной техники в России. Использование лоскутной техники в интерьере. Виды лоскутного шитья.
Практическая работа:
Работа с наглядным материалом.
24.Техника лоскутного шитья. Подготовка материала(1 час).
Теоретические сведения:
Особенности лоскутной техники. Материалы и инструменты для выполнения работы. Последовательность изготовления изделия.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
25.Лоскутное шитье в изготовлении диванной подушки (1 час).
Теоретические сведения:
История возникновения диванной подушки. Особенности истории подушки на Руси. Виды диванных подушек. Шитье из лоскута- история и современность.
Практическая работа:
Подбор материала.
26.История возникновения лоскутной техники «витраж» (1 час). Теоретические сведения:
Виды лоскутных техник. История лоскутной техники «витраж». Правила выполнения.
Практическая работа:
Выполнение работы в технике «витраж».
27.Изготовление изделия в лоскутной технике «витраж» (1час).
Практическая работа:
Изготовление подушки.
28. Изготовление изделия. Последовательность изготовления диванной подушки(1 час).
Теоретические сведения:
Последовательность изготовления подушки.
Практическая работа:
Изготовление подушки.
29.Оформления работы(1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
30.Лоскутная техника «алмаз». Подготовка материала к работе
(1 час).
Теоретические сведения:
Особенности выполнения изделия в лоскутной технике «алмаз». Изготовление и использование шаблонов в работе.
Практическая работа:
Изготовление шаблонов.
31. Изготовление прихватки в лоскутной технике «алмаз» (1 час).
Практическая работа:
Раскрой. Изготовление прихватки.
32. Изготовление прихватки в лоскутной технике «алмаз» (1 час).
Практическая работа:
Изготовление прихватки.
33. Оформление работы (1 час).
Теоретические сведения:
Виды и способы оформления прихватки.
Практическая работа:
Оформление прихватки.
34.Итоговое занятие( 1 час).
Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
Курс: «Технология вышивки по ткани. Вышивка атласными
лентами».
Тематическое планирование.
№п/п | Раздел и темы программы. | Всего часов | Теория | Практика |
1.
2. 3.
3.1 3.2 3.3 4.
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 6. | Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ. Из истории вышивки лентами. Техника выполнения основных приемов вышивки лентами. Материалы, инструменты, аксессуары для вышивки. Вышивка лентами. Виды швов. Картины, вышитые атласными лентами. «Праздничный букет». «Сердечко». «Подсолнухи». «Ирисы». «Полевые цветы». Фоновые картины. Комбинированная техника. Роспись фона. Вышивка букета. Итоговое занятие. | 1
1 13
1 1 11 14
4 2 3 2 3 4 1 3 1 | 1
1 3
0,5 0,5 2 2
0,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 1 | -
- 10
0,5 0,5 9 12
3,5 2 2,5 1,5 2,5 3,5 0,5 3 - |
| Всего: | 34 | 7,5 | 26,5 |
Поурочное планирование
2.Технология вышивки по ткани. Вышивка атласными лентами.
№ п/п | Тема занятий | Всего | Теория | Практика |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. 15.
16.
17. 18.
19. 20. 21.
22. 23.
24. 25. 26.
27.
28.
29.
30.
31. 32.
33.
34. | Введение. Ознакомление с планом работы. Инструктаж по ТБ и ППБ. Из истории вышивки лентами. «Хобби французского короля». Техника выполнения основных приемов вышивки. Материалы, инструменты, аксессуары для вышивки. Вышивка лентами. Крепление лент. Прямой стежок, шов «вперед иголку». Виды швов. Стебельчатый, тамбурный швы. Виды швов. Французский, колониальный узелки. Выполнение образцов. Приемы сборки. Выполнения образцов. Петельки «ленивая маргаритка». Выполнение образов.
Петельки «ленивая маргаритка». Выполнение образов. Банты. Применение ниток в вышивке. Узелки «рококо», швы петля, петля перекрученная, полупетля. Выполнение образцов. Узелки «рококо», швы петля, петля перекрученная, полупетля. Выполнение образцов. Японский стежок, шов «захват». Выполнение образцов. Шов «захват». Выполнение образцов. Японский стежок. Объемная розочка. Перенос рисунка. Выполнение образцов. Картины, вышитые атласными лентами. Праздничный букет. Выполнение работы. Праздничный букет. Выполнение работы. Праздничный букет. Выполнение работы. Праздничный букет. Оформление работы. «Сердечко». Выполнение работы «Сердечко». Выполнение работы. «Подсолнухи». Выполнение работы. « Подсолнухи». Выполнение работы. «Подсолнухи». Оформление работы «Ирисы». Выполнение работы. «Ирисы». Оформление работы.
«Полевые цветы». Выполнение работы. «Полевые цветы». Выполнение работы. «Полевые цветы». Оформление работ. Фоновые картины. Комбинированная техника. Роспись фона. Комбинированная работа. Вышивка букета. Выполнение работы. Вышивка букета. Выполнение работы. Вышивка букета. Оформление работы.
Итоговое занятие. Всего: | 1
1
13 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 14
1
1 1
1 1 1 1
1
1 1 1 1
1
1
4 1
1
1 1
1 34
| 1
1
3 0,5
0,5
-
-
-
0,5
-
0,5
0,5
-
0,5
-
- 2
0,5
- -
- 0,5 - 0,5
-
- - - 0,5
-
-
0,5 0,5
-
- -
1 7,5 | -
-
10 0,5
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
1
1 12
0,5
1 1
1 0,5 1 0,5
1
1 1 1 0,5
1
1
3,5 0,5
1
1 1
- 26,5 |
Содержание .
1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы. Инструктаж по ТБ и ППБ. (1час).
Теоретические сведения:
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правила пожарной безопасности, эвакуационные выходы.
Практическая работа:
Изучение техники безопасности, пожарной безопасности.
Из истории вышивки лентами. »Хобби французского короля».
(1 час).
Теоретические сведения:
История возникновения и развития вышивки атласными лентами. Хобби французского короля. Возможности использования вышивки в оформлении интерьера.
Практическая работа:
Работа и с иллюстрациями.
3.Материалы, инструменты, аксессуары для вышивки . (1час).
Теоретические сведения:
Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Использование дополнительных материалов ( трафаретные краски, краски для ткани). Возможности использования вышивки.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
4.Вышивка лентами. Крепление лент. Прямой стежок, шов «вперед иголку». (1 час).
Теоретические сведения:
Способы крепления лент. Техника выполнения прямого стежка, шва «вперед иголка» атласными лентами.
Практическая работа:Выполнение образцов.
Виды швов. Стебельчатый, тамбурный швы.(1 час).
Теоретические сведение :
Особенности выполнения стебельчатого и тамбурного швов атласными лентами.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
6.Виды швов. Французский, колониальный узелки. Выполнение образцов(1 час).
Теоретические сведения:
Применение французского, колониального узелков в вышивке. Техника выполнения.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
7.Приемы сборки. Выполнение образцов.. (1 час).
Теоретические сведения:
Применение сборки в вышивке, Виды сборки. Техника выполнения.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
8.Петельки «ленивая маргаритка».(1 час).
Теоретические сведения:
Техника выполнения петелек. Использование петелек в работе.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
9.Петельки «ленивая маргаритка».(1 час).
Практическая работа:
Выполнение образцов.
10.Банты, Применение ниток в вышивке.(1 час).
Теоретические сведения:
Применение бантов в оформлении работы. Виды бантов, способы выполнения. Использование ниток в вышивке лентами.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
11.Узелки «рококо», швы «петля», петля перекрученная, полупетля. Выполнение образцов (1час).
Теоретические сведения:
Техника выполнения узелков рококо, петли, перекрученной петли, полупетли. Использование швов в вышивке.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
12.Узелки «рококо», швы «петля», петля перекрученная, полупетля. Выполнение образцов (1час).
Практическая работа:
Выполнение образцов.
13.Японский стежок, шов «захват». Выполнение образцов(1 час).
Теоретические сведения:
Техника выполнения японского стежка, шва «захват». Применение швов в вышивке.
Практическая работа:
Выполнение образцов,
14. Шов «захват». Выполнение образцов. Японский стежок (1 час).
Практическая работа:
Выполнение образцов
15.Объемная розочка. Перенос рисунка. Выполнение образцов
(1 час).
Теоретические сведения:
Способы выполнения объемных розочек. Техника переноса рисунка на ткань.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
16.Праздничный букет Выполнение работы.(4 часа).
Теоретические сведения:
Материал для работы. Виды шов для выполнения рисунка. Способы переноса рисунка. Способы оформления работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
17.Праздничный букет Выполнение работы.(1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
18.Праздничный букет Выполнение работы.(1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
19.Праздничный букет Оформление работы.(1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
20. «Сердечко». Выполнение работы(1час).
Теоретические сведения:
Швы, используемые в работе. Оформление, использование работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
21. «Сердечко». Выполнение работы (1 час).
Практическая работ:
Выполнение работы.
22.»Подсолнухи». Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения.
Виды швов, техника их выполнения. Способы оформления работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
23.»Подсолнухи».Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы
24.»Подсолнухи». Оформление работы (1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
25.»Ирисы».Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения:
Материал для работы. Техника выполнения работы. Способы оформления.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
26.»Ирисы».Оформление работы(1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
27.»Полевые цветы». Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения:
Перенос рисунка. Виды швов, техника их выполнения. Способы оформления работы.
Практическая работа:
Перенос рисунка. Выполнение, оформление работы.
28.»Полевые цветы». Выполнение работы(1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
29.»Полевые цветы». Выполнение работы(1 час).
Практическая работа:
Оформление работы. .
30. Роспись фона. Комбинированная работа.(1 час).
Теоретические сведения:
Работа с трафаретом. Использование красок для оформления фона.
Практическая работа:
Оформление фона.
31.Вышивка букета. Выполнение работы (1 час).
Теоретические сведения:
Выполнение работы с использованием фона. Способы оформления работы. Виды применения.
Практическая работа:
Выполнение работы.
32.Вышивка букета. Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
33.Вышивка букета. Оформление работы (1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
34.Итоговое занятие.(1 час)
Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
Курс: « Флористика».
Тематическое планирование
№п/п | Разделы и темы программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2.
2.1 2.2 3
3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1
4.2 4.3 4.4 4.5 4.4 5. | Вводное занятие. Аппликация из природного материала.
Экопластика. Тайные дары природы. Коллаж из осенних листьев. Знаки зодиака. Композиции из листьев. Специфика флористики. Композиции из осенних листьев и цветочных лепестков Сезонные аранжировки. Искусство икебаны. »Чайные цветы». Инсталляции. «Золотая» соломка. Картины-аппликации из «золотой» соломки. Подготовка материала. Соломоплетение. Аппликации из соломки. Открытки. Сувениры с инкрустацией. Рельефные картины. Итоговое занятие.
Всего: | 1 5
1
4 13 6
1
2 4 14 1
3 4 1 2 2 1 34 | 1 1
0.5
0,5 3 1
0.5
0,5 1 4 1
- 1,5 - 0,5 0,5 1 10 | - 4
0,5
3,5 10 5
0,5
1,5 3 10 -
3 2,5 1 1,5 1,5 - 24 |
Флористика. Поурочное планирование.
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1.
2. 3. 4. 5. 6.
7.
8.
9.
10. 11.
2. 13.
14.
15. 16. 17. 18
19.
20.
21. 22.
23.
24. 25.
26. 27.
28.
29.
30.
31.
32. 33.
34. | Вводное занятие. Введение Инструктаж по ТБ и ППБ. План работы. Аппликация из природного материала. Экопластика. Тайные дары природы. Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Правила подготовки материала .Что нам дарит листопад. Знаки зодиака. Коллаж из осенних листьев. Что нам дарит листопад. Знаки зодиака. Знаки зодиака. Продолжение работы.
Композиции из листьев. Специфика флористики. Композиции из листьев. Композиция из листьев «Портрет осени». Выполнение работы. Композиция «Осенний букет ». Выполнение работы. Композиция «Осенний букет ». Выполнение работы. Композиция «Портрет осени ». Выполнение работы. Композиция «Портрет осени ». Выполнение работы. Сезонные аранжировки из цветов, листьев, веток. Материал для работы. Искусство икебаны. Чайные цветы. Выполнение аранжировки. Чайные цветы. Выполнение аранжировки. Инсталляция «Свежий ветер». Выполнение работы. «Свежий ветер». Выполнение работы. Цветочная композиция «Золотые подсолнухи». Смешанная техника. «Золотые подсолнухи». Смешанная техника «Золотая» соломка. Картины-аппликации из «золотой» соломки. Материал для работы. Подготовка материала. Подготовка материала. Выполнение работы. Подготовка материала. Выбор работы Выполнение работы. Выполнение работы по подготовке к соломоплетению. Материал для работы. Подготовка материала по изготовлению игрушки. Соломенные игрушки. Круглая соломка. Изготовление игрушки. Соломенные игрушки. Круглая соломка. Изготовление игрушки Секреты аппликации. Открытки с «золотым» сюрпризом. Изготовление открытки. Секреты аппликации. Открытки с «золотым» сюрпризом. Изготовление открытки. Сувениры с инкрустацией. Выполнение работы. Сувениры с инкрустацией. Выполнение работы. Рельефная картина. Выполнение работы. Рельефная картина. Выполнение работы.
Итоговое занятие. |
1 1
5 1
1
1 1 1
13 1
1
1 1
1
1 1
1 1 1 1 1
14 1
1 1
1
1
1 1 1
1
1
1
1
1 1
1 |
1 1
1 0,5
0,5
- - -
3 1
-
- -
-
- 0,5
0,5 - 0,5
- 0,5 - 4 1
0,5 -
-
0,5
- - -
0,5
-
0,5
-
0,5 -
1 |
- -
4 0,5
0,5
1 1 1
10 -
1
1 1
1
1 1,5
0,5 1 0,5
1 0,5 1 10 -
0,5 1
1
0,5
1 1 1
0,5
1
0,5
1
0,5 1
- |
| Всего: | 34 | 10 | 24 |
Содержание.
1.Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ. План работы(1 час).
Теоретические сведения:
Правила поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правила пожарной безопасности, эвакуационные выходы. Ознакомление с планом работы.
Практическая работа:
Изучение правил ТБ и ППБ.
2.Экопластика. Тайные дары природы.(1 час).
Теоретические сведения:
Что такое экопластика. Экопластика как вид художественного творчества. Что нам дарит природа. Возможности природного материала. Уникальность произведений из природного материала.
Практическая работа:
Изучение иллюстраций, образцов работ.
3.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Правила подготовки материала для работы.(1 час).
Теоретические сведения:
Понятие коллажа. Условия составления коллажа из листьев и цветочных лепестков. Как засушить и сохранить природный материал. Способы подготовки материала для работы.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
4.Что нам дарит листопад. Знаки зодиака. Коллаж из осенних листьев (2 часа).
Теоретические сведения:
Как составлять образы из целых листьев или их частей. Аппликация из природного материала. Виды аппликаций: силуэтная, накладная, модульная. Симметричная, ленточная аппликации. Гербарий- гороскоп. Знаки зодиака из листьев.
Практическая работа:
Выполнение знаков зодиака из листьев.
5.Что нам дарит листопад. Знаки зодиака ( 1 час).
Практическая работа:
Выполнение знаков зодиака из листьев.
6.Знаки зодиака. Продолжение работы ( 1 час).
Практическая работа:
Выполнение знаков зодиака из листьев.
7.Специфика флористики. Композиции из листьев.(1 час).
Теоретические сведения:
Составление различных частей или отдельных элементов в единое целое. Закрытая и открытая композиции. Главные и второстепенные части в композиции. Статичные и динамичные композиции. Узоры и орнаменты.
Практическая работа:
Выполнение центрического орнамента.
8. Композиция из листьев « Портрет осени». Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения:
Материал для работы. Техника выполнения работы. Особенности создания композиции.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение композиции.
9.Композиция «Осенний букет ». Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения:
Композиции с отражением. Техника подготовки материала для работы, особенности выполнения работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
10.Композиция «Осенний букет ». Выполнение работы(1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
11.Композици «Портрет осени». Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
12.Композици «Портрет осени». Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
13.Сезонные аранжировки из цветов, листьев, веток. Материал для работы.(1 час).
Теоретические сведения:
Аранжировки как один из видов изобразительного искусства, в котором произведения создаются из живых или засушенных растений. Цвет, линии, фон в аранжировках. Аранжировки в вазах, плавающие аранжировки, натюрморты. Особенности подготовки материала для работы.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
14.Искусство икебаны.» Чайные цветы». Выполнение аранжировки (1 час).
Теоретические сведения:
Из истории появления японской аранжировки икебаны. Традиционный стиль Рикка («стоящие цветы»). Стиль школы Икенобо . Аранжировки стиля Чабана(«чайные цветы»).Особенности подбора материала для составления композиций. Уравновешенность, цвет, акцент, фон в работе.
Практическая работа:
Выполнение аранжировки.
15.» Чайные цветы». Выполнение аранжировки (1 час).
Практическая работа:
Выполнение аранжировки.
16.Инсталяция «Свежий ветер». Выполнение работы(1 час).
Теоретические сведения:
Инсталляция (установка, размещение, монтаж)- пространственная композиция, созданная из различных элементов. Материал для выполнения инсталляций. Асимметрия, уравновешенность, цвет, линия, фон.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
17.«Свежий ветер». Выполнение работы(1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
18.Цветочная композиция «Золотые подсолнухи». Смешанная техника. (1час).
Теоретические сведения:
Использование различных материалов для создания цветочных композиций. Особенности смешанной техники. Статичная, динамичная композиции. Фон, цвет и форма при выполнении работы.
Практическая работа:
Подготовка материала, выполнение работы.
19.«Золотые подсолнухи». Смешанная техника. (1час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
20.Картины-аппликации из «золотой» соломки. (1час).
Теоретические сведения:
«Солнечный» материал для работы. История возникновения и развития аппликации. Жатвенные атрибуты у разных народов. Области применения. Особенности подготовки материала для работы.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
21.Материал для работы. Подготовка материала(1час).
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
22.Подготовка материала. Выполнение работы(1час).
Практическая работа:
Подготовка материала для работы. Выполнение аппликации.
23.Подготовка материала Выбор работы. Выполнение работы(1час).
Практическая работа:
. Выполнение аппликации.
24.Выполнение работы по подготовке к соломоплетению (1час).
Теоретические сведения:
Плетение из соломы - как одно из древнейших крестьянских ремесел. Обрядовые атрибуты и украшения. Подвесные украшения из соломы. Предметы быта. Материал для работы.
Практическая работа:
Подготовка докладов.
25.Материал для работы. Подготовка к работе по изготовлению игрушки
(1 час).
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
26.Соломнные игрушки. Круглая соломка. Изготовление игрушки(1час).
Теоретические сведения:
Соломенная кукла. Символическое, обрядовое назначение изделий. Куклы-стригушки.
Практическая работа:
Выполнение куклы-стригушки.
27.Соломнные игрушки. Круглая соломка. Изготовление игрушки(1час).
Практическая работа:
Выполнение куклы-стригушки
28.Секреты аппликации. Открытки с «золотым» сюрпризом. Изготовление открытки (1 час).
Теоретические сведения:
Подготовка материала для аппликации. Окрашивание, тонирование. Особенности выполнения открытки-аппликации.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение открытки.
29.Секреты аппликации. Открытки с «золотым» сюрпризом. Изготовление открытки (1 час).
Практическая работа:
Выполнение открытки.
30.Сувениры с инкрустацией. Выполнение работы (1 час).
Теоретические сведения:
Инкрустация – изображение или орнамент из различного материала, врезанные или приклеенные на поверхность. Использование инкрустации для декорирования изделий. Инкрустация из соломки.
Практическая работа:
Подготовка материала, выполнение работы.
31.Сувениры с инкрустацией. Выполнение работы (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
32.Рельефная картина. Выполнение работы (1час).
Теоретические сведения:
Картины из соломки. Объемные, рельефные картины. Подготовка материал для работы.
Практическая работа:
Подготовка материала. Выполнение работы.
33.Рельефная картина. Выполнение работы (1час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
34. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
Используемая литература.
1.Агапова И.,Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./М.:ООО «ИКТЦ» Лада; 2008.
2.Богданов В.В. История обыкновенных вещей/В.В.Богданов, С.Н.Попова.-М.:Педагогика-Пресс,1992.
3. Демина Л.М. По законам красоты: эстетика труда/Л.М.Демина.-М.:Просвещение,1990.
4.Гузаирова Е.Н.,Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки: для детей.-М.: Педогогика-пресс,1993.
5.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки избросового материала.- М.: Из-во «Скрипторий 2003» , 2010.
6.Лыкова И.А.Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.-М.: Издатеьский дом»КАРАПУЗ», 2010.
7.Мари Шевалье. Цветы из бумаги. ООО Из-во «Контэнт», 2010.
8.Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей / авт.сост. Н.В.Кочеткова.-Волгоград:Учитель,2011.
9.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.:Просвещение,2000.
10.Новикова И.В.,Базумина Л.В. 100 поделок из природного материала/ Художник Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития, 2000.
11.Патрик Захарюк. Картины из цветов и листьев. Из-во « Контэнт». 2010.
12.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.:АСТ-ПРЕСС
КНИГА,2011.
13.Развивающие игрушки. Шьем своими руками.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
14.Соколова С. Азбука оригами.-М.: Эксмо,СПб.:Динамо,2007.
15.Смотрова Н.А. Нитяные игрушки.-СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2009.
16.Серия «Детское творчество» РИПОЛ классик. Москва,2011.
17.Технология. Дополнительные и занимательные материалы/авт.-сост. Л.Д.Карачевцева , О.П.Власенко.-Волгоград: Учитель,2009.
18.Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий/ авт.-сост. И.Г.Норенко.-Волгоград: Учитель, 2007.
19.Энн Кокс. Вышиваем шелковыми лентами. Из-во «Контэнт»,2011.
рославь
2015.
Содержание:
1.Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ. План работы. (1 час).
Теоретические сведения:
Правила поведения в кабинете. Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правила пожарной безопасности, эвакуационные выходы. Ознакомление с планом работы.
Практическая работа:
Изучение техники безопасности, правил эвакуации.
2. Бумажная пластика. История и современные техники. (1 час).
Теоретические сведения:
История зарождения, становления и развития бумажной пластики. Возможности материала, использование в оформлении интерьера. Современные техники работы с бумагой.
Практическая работа:
Работа с иллюстрациями, образцами.
3.Цветы из гофрированной бумаги. Материалы и инструменты для работы.(1час).
Теоретические сведения:
Полезные советы тем, кто хочет научиться создавать искусственные цветы. Основные материалы для работы. Основные приемы при изготовлении цветов.
Практическая работа:
Подготовка материала.
4.Основные приемы работы. (1 час).
Теоретические сведения:
Работа с гофрированной бумагой. Перенос шаблона на бумагу. Вырезание лепестков, рекомендации при вырезании. Придание лепестку округлой формы. Изготовление листьев.
Практическая работа:
Выполнение образцов.
5.Изготовление цветов «Мальва садовая». (1 час).
Теоретические сведения:
Особенности строения цветка. Материал для работы. Приемы изготовления отдельных элементов. Технология соединения деталей. Способы оформления работы.
Практическая работа:
Выполнение работы по изготовлению цветка.
6.Изготовление цветов «Мальва садовая» .Продолжение работы (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы по изготовлению цветка.
7.Изготовление цветов «Мальва садовая». Продолжение работы (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы по изготовлению цветка.
8.Изготовление цветов «Мальва садовая». Оформление работы(1 час).
Практическая работа:
Оформление работы .
9.»Ветка жимолости». Выполнение работы.(1час).
Теоретические сведения:
Изучение строения цветка. Способы выполнения деталей. Материал для работы. Техника соединения деталей.
Практическая работа:
Изготовление цветка.
10.»Ветка жимолости». Выполнение работы.(1час).
Практическая работа:
Изготовление цветка.
11.Айрис-фолдинг. Возможности бумажной пластики. Креативные техники .
(1 час).
Теоретические сведения.
Новые креативные техники бумажной пластики. Приемы выполнения работы в технике айрис-фолдинг.
Практическая работа:
Изучение приемов выполнения работы.
12.Материалы и инструменты для работы в технике »айрис-фолдинг».(1 час).
Теоретические сведения:
Материалы для работы. Способы обработки бумаги, области применения.
Практическая работа:
Подготовка материала для работы.
13. Изготовление рамочки для фото. (1 час).
Теоретические сведения:
Виды рамочек, материалы для их изготовления. Способы оформления.
Практическая работа:
Подготовка материала. Изготовление рамочки для фото.
14.»Сердечко». Выполнение работы.(1час).
Практическая работа:
Подготовка материала, выполнение работы.
15.»Сердечко». Выполнение работы.(1час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
16.»Волшебный цветок». Подготовка материала (1 час).
Теоретические сведения:
Особенности подготовки материала и выполнения работы. Способы оформления.
Практическая работа:
Подготовка материала, трафареты. Выполнение работы.
17.»Волшебный цветок». Выполнение работы. (1 час).
Практическая работа:
Выполнение работы.
18.»Волшебный цветок». Оформление работы. (1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
19.»Волшебный цветок». Оформление работы. (1 час).
Практическая работа:
Оформление работы.
20.Модульное оригами. История возникновения.
(1 час).
Теоретические сведения:
История возникновения модульного оригами. Техника выполнения модулей, сборки деталей. Возможности модульного оригами.
Практическая работа:
Работа с наглядным материалом.
21.Модульное оригами. Изготовление модулей. Подготовка материала для работы (1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
22.»Цыпленок». Изготовление модулей. Выполнение работы (1 час).
Теоретические сведения:
Способы выполнения модулей. Сборка изделия. Способы оформления работы.
Практическая работа:
Изготовление модулей.
23.Изготовление модулей(1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
24.Изготовление модулей(1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
25. «Цыпленок». Оформление работы. Сборка изделия(1 час).
Практическая работа:
Сборка, оформление работы.
26.Сборка изделия .Оформление работы (1 час).
Практическая работа:
Сборка, оформление работы.
27.»Весенние цветы». Изготовление модулей(1 час).
Теоретические сведения:
Виды цветов и способы их изготовления. Техника выполнения модулей.
Практическая работа:
Изготовление модулей.
28.»Весенние цветы». Изготовление модулей (1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
29. .»Весенние цветы». Сборка изделия (1 час).
Теоретические сведения:
Технология сборки деталей работы. Способы оформления .
Практическая работа:
Сборка , оформление работы.
30. «Ваза для цветов». Изготовление модулей (1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
31. «Ваза для цветов». Изготовление модулей (1 час).
Практическая работа:
Изготовление модулей.
32. «Ваза для цветов». Сборка изделия(1 час).
Практическая работа:
Сборка изделия.
33. «Ваза для цветов». Оформление работы (1 час).
Теоретические сведения:
Способы оформления работы.
Практическая работа:
Оформление работы.
34.Итоговое занятие(1 час).
Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.