Художественное воплощение и функции образа коня в лирике С.Есенина
Творчество С. Есенина воспринимается сейчас как творчество великого национального поэта. Художественный мир его имеет природный характер, глубинную языковую силу. Центральное в нем – любовь к России, земле, ко всему живому. Одной из граней ее проявления стала тема, посвященная образу коня. Осмысление и развитие этого образа в лирике Сергея Александровича параллельно связано с развитием исторических событий в России и отношением к ним поэта. Эта тема актуальна и в наши дни, когда жизнь и творчество многих поэтов пересматривается с современной точки зрения.
В данной работе я поставила цель – осмыслить и систематизировать лирику поэта, выявить функции образа коня в его художественном мире. Для этого я выдвинула следующие задачи:
отобрать стихотворения С.Есенина, где встречается образ коня;
выявить роль образа животного и связать его функционирование с общей направленностью творчества поэта.
Исследовательские методы: историко-генетический, метод интерпретации.
Объект исследования – стихотворения С.Есенина, в которых встречается образ коня.
Предмет исследования – способы художественного воплощения образа коня и особенности его функционирования.
Изучив лирику С.Есенина, я пришла к выводу, что наиболее ярким, часто используемым является образ коня (ветер – кони, вьюга – тройка, годы – кони, тучи – кобылы, осень – кобыла, рассвет – кобылица, месяц – жеребенок, паровоз – кобыла, конь). Из 339 рассмотренных стихотворений в 153 упоминаются образы различных животных, причем в 46 из них упоминается конь ( См. Приложение). Этот образ неоднозначен. Поэт наделил его самыми неожиданными символами и значениями:
Образ молодости; дорога, уходящая вдаль – «розовый конь».
Образ уходящей молодости – «рыжая кобыла».
Символ революции, образ восставшей России – «красный конь».
Предвестник смерти – «чёрный конь».
Смерть –«белый конь».
Изменения образа коня в лирике поэта связны с развитием событий в России: период с 1914 по 1916гг. этот образ использован в 18 стихотворениях.
В стихотворении «Пороша»(1914) перед нами конь - свободное животное, полное энергии и сил. Немного позже, в стихотворении «Табун,» (1915) мы видим «в холмах зеленых табуны коней». Конь – помощник при работе в поле («весенний день звенит над конским ухом…»); в перевозке грузов, в ратном бою («Прощай, родная Пуща…» 1916, «Зашумели над затоном тростники» 1916); неотъемлемый атрибут сельских гуляний («На лазоревые ткани…» ,1916).
А в 1916г. в стихотворении «Голубень» конь предстает в образе «тихой судьбы». Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 г., и на душе у лирического героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен: …Моего увел коня…// Конь мой – мощь моя и крепь («Отвори мне, страж заоблачный…»,1917).
1918 год. Первая годовщина Октября. Именно в это время в стихах поэта появляется образ красного коня, как образ восставшей России: … И игриво взмахнет кобылица // Над равниною красным хвостом.
Лирический герой понимает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят:…Он бьется, мечется,// Теребя тугой аркан…(«Отвори мне страж заоблачный», 1918). Но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В стихотворении мы наблюдаем поэтический параллелелизм между «поведением» коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в «развороченном бурей быте».
В стихотворении 1920 г. «Сорокоуст» Есенин вводит образ коня как символ патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Наиболее трогательным получился образ красногривого жеребенка, наивно пытавшегося соревноваться с поездом.
«Есенин основал эту драму как конфликт органической деревенской культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «жизненного коня» над «живым»… «красногривый жеребенок» не выдерживает состязания с паровозом, бегущем на «лапах чугунных».1 Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу, и гордый величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы: Покосившаяся избенка,// Плач овцы, и вдали на ветру// Машет тощим хвостом лошаденка, // Заглядевшись в неласковый пруд («Этой грусти теперь не рассыпать», 1924).
В последний раз проносится перед нами уже не красный, а розовый конь Есенина в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».
«Проскакал на розовом коне» - символ ушедший невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета, «розовый конь» - символ восхода весны, радости жизни. Но и реальный конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении «Эх вы, сани…» ,1924: Все прошло. Поредел мой волос.// Конь издох.
«Розовый конь» и «красная кобылица» навсегда исчезли в изобразительной системе стихов Есенина и только иногда, как далекие отголоски былого, возникал иронический стих: Я хожу в цилиндре не для женщин —// В глупой страсти сердцу жить не в силе,—// В нем удобно, грусть свою уменьшив,// Золото овса давать кобыле (1922).
С. Есенин очень любил лошадей, с огромной нежностью относился к ним. «Известен случай (воспоминания Рождественского), когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина. «А где же Есенин?» - спросил кто-то. И все увидели, как несколько в стороне он стоял перед клячей уныло спящего на козлах извозчика и, вытащив тугую перчатку, задумчиво трепал ее челку. Он говорил что-то шепотом, чуть наклонясь к насторожено поднятому лошадиному уху»2. После такого факта, думается, нет никакой неискренности или ложной позы в строчках стихотворения «Исповедь хулигана» (1920).
В 1924-1925гг. С.Есенин вновь обращается к образу коня. И только два цвета, черный и белый, вдруг возникают контрастно и ярко, как предвестие какой-то трагедии: Вижу сон. Дорога черная.// Белый конь. Стопа упорная,// И на этом на коне// Едет милая ко мне,// Едет, едет милая,// Только нелюбимая.
Белый конь в народном сознании символизировал смерть. Черный и белый цвет в последних стихах Есенина уже не мог вытеснить голубую, розовую, зеленую, сиреневую, золотую, звенящую Русь. Так же как в древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение жизни, трагические цветовые контрасты в стихах Есенина поглощены многоцветным гимном вечной жизни и вечному воскресению Родины.
Лирика Есенина 20-х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезает и «смеренный инок», и вызывающей «хулиган» и перед нами – поэт, лицо которого искаженно гримасой боли и недоумения. Сергей Александрович неоднозначно относился к происходящим событиям в России. Он был встревожен за судьбу страны. В образе коня поэт воплотил личные душевные переживания.
Выводы. В ходе работы я пришла к следующим выводам:
В лирике С. Есенина наиболее ярким, часто используемым является образ коня.
Из 339 рассмотренных стихотворений в 153 упоминаются образы различных животных, причем в 51 из них упоминается конь ( Приложение).
Этот образ разнообразен: ветер – кони, вьюга – тройка, годы – кони, тучи – кобылы, осень – кобыла, рассвет – кобылица, месяц – жеребенок, паровоз – кобыла, конь.
Поэт наделил образ коня самыми неожиданными символами и значениями:
Образ молодости; дорога, уходяшая вдаль – «розовый конь».
Образ уходящей молодости – «рыжая кобыла».
Символ революции, образ восставшей России – «красный конь».
Предвестник смерти – «чёрный конь».
Смерть –«белый конь».
Лирика Есенина 20-х годов проникнута психологизмом и драматизмом.
Сергей Александрович неоднозначно относился к происходящим событиям в России. Он был встревожен за судьбу страны. В образе коня поэт воплотил личные душевные переживания.
Изменения образа коня в лирике С.Есенина связны с развитием событий в России.
Библиография
Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина, М. 1990
Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина \\ Литература в школе. 1989, № 6 с 21
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…», М., 1979
Егорова Л.П., Чекалов П.К.., М. 1998
Есенин Сергей. Собр. В 6-ти т. М., 1980
История русской литературы XX века. Основные имена, М.1998.
Краткая литературная энциклопедия. М., 1970
ГОДЫ |
1910 | 1912 | 1914 | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 |
«Калики» | «Песнь о Евпатии Коловрате» | «Пороша» | «Табун» | «Голубень» | «Разбуди меня завтра рано» | «Нивы сжаты, рощи голы…» |
| | «Осень» | «В лунном кружеве украдкой…» | «Зашумели над затоном тростники…» | «О пашни, пашни, пашни…» | «Ус» |
| | «По дороге идут богомолки…» | «Удалец» | «Подражание песни» | | «Отвори мне страж заоблачный…» |
| | «Марфа Посадница» | «Старухи» | «На лазоревые ткани…» | | «Небесный барабанщик» |
| | «Русь» | «Русалка под Новый год» | «Тучи с ожереба…» | | |
| | «Королева» | | «Исус – младенец» | | |
| | | | «Прощай, родная Пуща…» | | |
|
ГОДЫ |
1919 | 1920 | 1921 | 1922 | 1923 | 1924 | 1925 |
«Душа грустит о небесах…» | «Я последний поэт деревни…» | «Не жалею, не зову, не плачу…» | «Я обманывать себя не стану» | «Ты такая же простая, как все…» | «Этой грусти теперь не рассыпать…» | «Вижу сон…» |
«Пантократор» | «Сорокоуст» | | | «Вечер черные брови насопил…» | «Годы молодые с забубенной славой…» | «Эх вы, сани!..» |
«Кобыльи корабли» | «Исповедь хулигана» | | | «Я иду долиной…» | «Ответ» | «Слышишь- мчатся сани» |
«Ветры, ветры, о снежные ветры…» | | | | | | «Несказанное, синее, нежное…» |
| | | | | | «Письмо к сестре» |
| | | | | | «Письмо деду» |
| | | | | | «Письмо к женщине» |
| | | | | | «Снежная память крутит бойко…» |
| | | | | | «Каждый труд благослови, удача!..» |
| | | | | | «Мой путь» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Периодичность употребления образа коня в лирике С.А. Есенина
1 Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина \\ Литература в школе. 1989, № 6 с 21
2 Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX в М. – С 1998 С 159
8