СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное воплощение и функции образа коня в лирике С.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  работе поставлена цель – осмыслить и систематизировать лирику поэта, выявить функции образа коня в его художественном мире. 

Просмотр содержимого документа
«Художественное воплощение и функции образа коня в лирике С.Есенина»

Художественное воплощение и функции образа коня в лирике С.Есенина

Творчество С. Есенина воспринимается сейчас как творчество великого национального поэта. Художественный мир его имеет природный характер, глубинную языковую силу. Центральное в нем – любовь к России, земле, ко всему живому. Одной из граней ее проявления стала тема, посвященная образу коня. Осмысление и развитие этого образа в лирике Сергея Александровича параллельно связано с развитием исторических событий в России и отношением к ним поэта. Эта тема актуальна и в наши дни, когда жизнь и творчество многих поэтов пересматривается с современной точки зрения.

В данной работе я поставила цель – осмыслить и систематизировать лирику поэта, выявить функции образа коня в его художественном мире. Для этого я выдвинула следующие задачи:

  • отобрать стихотворения С.Есенина, где встречается образ коня;

  • выявить роль образа животного и связать его функционирование с общей направленностью творчества поэта.

Исследовательские методы: историко-генетический, метод интерпретации.

Объект исследования – стихотворения С.Есенина, в которых встречается образ коня.

Предмет исследования – способы художественного воплощения образа коня и особенности его функционирования.

Изучив лирику С.Есенина, я пришла к выводу, что наиболее ярким, часто используемым является образ коня (ветер – кони, вьюга – тройка, годы – кони, тучи – кобылы, осень – кобыла, рассвет – кобылица, месяц – жеребенок, паровоз – кобыла, конь). Из 339 рассмотренных стихотворений в 153 упоминаются образы различных животных, причем в 46 из них упоминается конь ( См. Приложение). Этот образ неоднозначен. Поэт наделил его самыми неожиданными символами и значениями:

  • Образ молодости; дорога, уходящая вдаль – «розовый конь».

  • Образ уходящей молодости – «рыжая кобыла».

  • Символ революции, образ восставшей России – «красный конь».

  • Предвестник смерти – «чёрный конь».

  • Смерть –«белый конь».

Изменения образа коня в лирике поэта связны с развитием событий в России: период с 1914 по 1916гг. этот образ использован в 18 стихотворениях.

В стихотворении «Пороша»(1914) перед нами конь - свободное животное, полное энергии и сил. Немного позже, в стихотворении «Табун,» (1915) мы видим «в холмах зеленых табуны коней». Конь – помощник при работе в поле («весенний день звенит над конским ухом…»); в перевозке грузов, в ратном бою («Прощай, родная Пуща…» 1916, «Зашумели над затоном тростники» 1916); неотъемлемый атрибут сельских гуляний («На лазоревые ткани…» ,1916).

А в 1916г. в стихотворении «Голубень» конь предстает в образе «тихой судьбы». Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 г., и на душе у лирического героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен: …Моего увел коня…// Конь мой – мощь моя и крепь («Отвори мне, страж заоблачный…»,1917).

1918 год. Первая годовщина Октября. Именно в это время в стихах поэта появляется образ красного коня, как образ восставшей России: … И игриво взмахнет кобылица // Над равниною красным хвостом.

Лирический герой понимает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят:…Он бьется, мечется,// Теребя тугой аркан…(«Отвори мне страж заоблачный», 1918). Но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В стихотворении мы наблюдаем поэтический параллелелизм между «поведением» коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в «развороченном бурей быте».

В стихотворении 1920 г. «Сорокоуст» Есенин вводит образ коня как символ патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Наиболее трогательным получился образ красногривого жеребенка, наивно пытавшегося соревноваться с поездом.

«Есенин основал эту драму как конфликт органической деревенской культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «жизненного коня» над «живым»… «красногривый жеребенок» не выдерживает состязания с паровозом, бегущем на «лапах чугунных».1 Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу, и гордый величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы: Покосившаяся избенка,// Плач овцы, и вдали на ветру// Машет тощим хвостом лошаденка, // Заглядевшись в неласковый пруд («Этой грусти теперь не рассыпать», 1924).

В последний раз проносится перед нами уже не красный, а розовый конь Есенина в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

«Проскакал на розовом коне» - символ ушедший невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета, «розовый конь» - символ восхода весны, радости жизни. Но и реальный конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении «Эх вы, сани…» ,1924: Все прошло. Поредел мой волос.// Конь издох.

«Розовый конь» и «красная кобылица» навсегда исчезли в изобразительной системе стихов Есенина и только иногда, как далекие отголоски былого, возникал иронический стих: Я хожу в цилиндре не для женщин —// В глупой страсти сердцу жить не в силе,—// В нем удобно, грусть свою уменьшив,// Золото овса давать кобыле (1922).

С. Есенин очень любил лошадей, с огромной нежностью относился к ним. «Известен случай (воспоминания Рождественского), когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина. «А где же Есенин?» - спросил кто-то. И все увидели, как несколько в стороне он стоял перед клячей уныло спящего на козлах извозчика и, вытащив тугую перчатку, задумчиво трепал ее челку. Он говорил что-то шепотом, чуть наклонясь к насторожено поднятому лошадиному уху»2. После такого факта, думается, нет никакой неискренности или ложной позы в строчках стихотворения «Исповедь хулигана» (1920).

В 1924-1925гг. С.Есенин вновь обращается к образу коня. И только два цвета, черный и белый, вдруг возникают контрастно и ярко, как предвестие какой-то трагедии: Вижу сон. Дорога черная.// Белый конь. Стопа упорная,// И на этом на коне// Едет милая ко мне,// Едет, едет милая,// Только нелюбимая.

Белый конь в народном сознании символизировал смерть. Черный и белый цвет в последних стихах Есенина уже не мог вытеснить голубую, розовую, зеленую, сиреневую, золотую, звенящую Русь. Так же как в древнерусской живописи черный ад и белая смерть лишь оттеняют золотое, красное и голубое цветение жизни, трагические цветовые контрасты в стихах Есенина поглощены многоцветным гимном вечной жизни и вечному воскресению Родины.

Лирика Есенина 20-х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезает и «смеренный инок», и вызывающей «хулиган» и перед нами – поэт, лицо которого искаженно гримасой боли и недоумения. Сергей Александрович неоднозначно относился к происходящим событиям в России. Он был встревожен за судьбу страны. В образе коня поэт воплотил личные душевные переживания.

Выводы. В ходе работы я пришла к следующим выводам:

  1. В лирике С. Есенина наиболее ярким, часто используемым является образ коня.

  2. Из 339 рассмотренных стихотворений в 153 упоминаются образы различных животных, причем в 51 из них упоминается конь ( Приложение).

  3. Этот образ разнообразен: ветер – кони, вьюга – тройка, годы – кони, тучи – кобылы, осень – кобыла, рассвет – кобылица, месяц – жеребенок, паровоз – кобыла, конь.

  4. Поэт наделил образ коня самыми неожиданными символами и значениями:

  • Образ молодости; дорога, уходяшая вдаль – «розовый конь».

  • Образ уходящей молодости – «рыжая кобыла».

  • Символ революции, образ восставшей России – «красный конь».

  • Предвестник смерти – «чёрный конь».

  • Смерть –«белый конь».

  1. Лирика Есенина 20-х годов проникнута психологизмом и драматизмом.

  2. Сергей Александрович неоднозначно относился к происходящим событиям в России. Он был встревожен за судьбу страны. В образе коня поэт воплотил личные душевные переживания.

  3. Изменения образа коня в лирике С.Есенина связны с развитием событий в России.

Библиография

  1. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина, М. 1990

  2. Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина \\ Литература в школе. 1989, № 6 с 21

  3. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…», М., 1979

  4. Егорова Л.П., Чекалов П.К.., М. 1998

  5. Есенин Сергей. Собр. В 6-ти т. М., 1980

  6. История русской литературы XX века. Основные имена, М.1998.

  7. Краткая литературная энциклопедия. М., 1970























ГОДЫ

1910

1912

1914

1915

1916

1917

1918

«Калики»

«Песнь о Евпатии Коловрате»

«Пороша»

«Табун»

«Голубень»

«Разбуди меня завтра рано»

«Нивы сжаты, рощи голы…»



«Осень»

«В лунном кружеве украдкой…»

«Зашумели над затоном тростники…»

«О пашни, пашни, пашни…»

«Ус»



«По дороге идут богомолки…»

«Удалец»

«Подражание песни»


«Отвори мне страж заоблачный…»



«Марфа Посадница»

«Старухи»

«На лазоревые ткани…»


«Небесный барабанщик»




«Русь»

«Русалка под Новый год»

«Тучи с ожереба…»





«Королева»


«Исус – младенец»








«Прощай, родная Пуща…»




ГОДЫ

1919

1920

1921

1922

1923

1924

1925

«Душа грустит о небесах…»

«Я последний поэт деревни…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Я обманывать себя не стану»

«Ты такая же простая, как все…»

«Этой грусти теперь не рассыпать…»

«Вижу сон…»

«Пантократор»

«Сорокоуст»



«Вечер черные брови насопил…»

«Годы молодые с забубенной славой…»

«Эх вы, сани!..»

«Кобыльи корабли»

«Исповедь хулигана»



«Я иду долиной…»

«Ответ»


«Слышишь- мчатся сани»

«Ветры, ветры, о снежные ветры…»






«Несказанное, синее, нежное…»







«Письмо к сестре»








«Письмо деду»








«Письмо к женщине»








«Снежная память крутит бойко…»







«Каждый труд благослови, удача!..»







«Мой путь»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Периодичность употребления образа коня в лирике С.А. Есенина







1 Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина \\ Литература в школе. 1989, № 6 с 21

2 Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX в М. – С 1998 С 159

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!