СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Художественный образ в литературе". М.Пришвин. "Золотой луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. На примере художественных образов, созданных М.Пришвиным и Ван Гогом, еще раз показать, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
  2. Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник).
  3. Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению»

Открытый урок по литературному чтению "Художественный образ в литературе". М.Пришвин. "Золотой луг"

Планируемые результаты (предметные):

  1. На примере художественных образов, созданных М.Пришвиным и Ван Гогом, еще раз показать, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.

  2. Учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить работе с источниками информации (включая учебник).

  3. Развивать речь учащихся, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные)

Личностные

УУД: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Познавательные

УУД: Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Коммуникативные

УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем и одноклассниками. Ориентация на партнера по об­щению. Эмоционально позитивное от­ношение к процессу сотрудни­чества.

Регулятивные

УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование:

  • учебники по Литературному чтению ,инструмент (рамка);

  • произведение Чайковского “Вальс цветов” из балета «Щелкунчик», презентация.







Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

I. Организационный момент.



1.Речевая разминка



















2. Работа с музыкальным произведением.

Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места.



.Чистоговорки, скороговорки, загадка.


Са-са-са-в лесу бегает лиса.

Жи-жи-жи- ходят по двору ежи.

На-на-на- а в лесу уже весна.

Проворонила ворона воронёнка.

Кукушка кукушонку сшила капюшон.


Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весна)

Упражнение «Фотоглаз»

  1. Пришла весна.

  2. Поют птички.

  3. Журчат ручьи.

  4. Пригревает солнышко.

  5. Появились первые цветы.



– Какое время года наступило? Какой месяц?

– Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью музыки создать хорошее настроение?

– Я предлагаю вам послушать, как это получилось у Чайковского в музыкальном произведении “Вальс цветов” из балета“Щелкунчик”.

(Звучит музыка.)

– Как вы думаете, передает ли прослушанное произведение ощущение настоящей весны?

– Какие образы возникали у вас при прослушивании данного произведения?

– Удалось ли вам услышать музыку весенней капели?

Трель жаворонка? Журчание ручейка? Дуновение весеннего ветерка? (Ответы детей.)

- А ещё что вы смогли увидеть?

– Мы прослушали с вами музыкальный образ цветов, солнца, песен птиц и ощутили дыхание весны.







Слайд.































На экране слайды с пейзажем весны

II. Проверка домашнего задания.

– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание.

-Что было задано?

- Знакомство с текстом «Золотой луг»

Физминутка.

«Дыхательное упражнение «Одуванчик»»

Почему такое название?

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, из какого раздела учебника этот текст? (Ученики открывают Содержание учебника и начинают с ним работать).

– Какие произведения из этой главы мы изучили?

– Чему учат нас эти произведения?

– Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.

 

IV. Определение темы урока. (целеполагание)

(Просмотр презентации произведений автора. Останавливаемся на произведении «Золотой луг»)

– Какое произведение мы будем изучать?

(Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.)

– С какими произведениями этого автора мы уже знакомы? (М.Пришвин “Разговор деревьев”)

– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?

(Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты Будем читать, находить ответы на вопросы.)

На экране презентация (М. Пришвин.)

V. Объяснение нового материала.

  1. Первичное восприятие текста.

  2. Словарная работа

  3. Доклад.

  4. Проверка первичного восприятия.

  5. Повторное чтение текста.

  6. Обобщение.

  7. Работа с иллюстрацией.

– Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса “совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем.

– А сейчас, внимательно послушайте рассказ М.Пришвина “Золотой луг”.
(Чтение рассказа учителем).

Какие сложные слова нам встретились? (Промысел, пяту, фукну.)

– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо найти значения этих слов.)

– Где найдем значение слова “фукну”?

(Внизу текста)

Доклад об одуванчике. Кочетков Игорь.

Физминутка. «Одуванчик»»

– Начнем работать по заданию учебника!
(Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают.)

Кот сказал: “Одуванчик - загадочный цветок!”

– Ты разделяешь мнение Кота?

(Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)

– А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика?

(Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.)

– Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи свое мнение строчками из текста.

(Рассказ ведется от лица мальчика.)

Кот сказал:

“Чтобы это доказать. Надо еще раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!”

Чтение текста учащимися.

– Ты соглашаешься с Котом?

(Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.)

– Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?
(Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному человеку.)

Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.
(Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.)

– Откройте с. 123. Рассмотрите картинку.

– Кто изображен на ней? (Мальчик и его брат Сережа.)

– Что они делают? (Мальчики играют с одуванчиками.)

– Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками. Потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.)

 

 

 

 

 

 

Словарная работа .



VI. Викторина.



Я предлагаю вам разделиться на группы, для того чтобы отвечать на вопросы.

(Учащиеся делятся на 2 группы. Для нахождения правильного ответа можно пользоваться Учебниками по Литературному чтению частью )

Вопросы:

  1. Какой подарок привез дядюшка Белый Медведь?
    (Он привез снег с Северного полюса).

  2. Вспомните сказку Сергея Козлова “Теплым тихим утром посреди зимы”. Какой секрет знал Ежик? (Он знал секрет любования природой)

  3. Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется! Кто так говорил) (Ёжик)

  4. Кто написал стихотворение “В снегу бананы зацвели”? (Георгий Юдин)

  5. Как общаются деревья в произведении М.Пришвина “Разговор деревьев”?
    (Деревья разговаривают. Перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися почками, машут ими друг другу.)

  6. Какое открытие сделал мальчик из стихотворения Леонида Яхнина “Музыка Леса”?
    (Герой обнаружил, что он в лесу не один, а вокруг него целый мир: кузнечики, стрекозы, белки, пчелы, паучки. И этот мир летал, трудился, жил.)



Слайды с вопросами.

VI. Работа в “Музейном Доме”.

 

– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам продолжить работу с учебником.

– Какое задание предлагают нам авторы учебника?
(Поход в “Музейный Дом”.)

– Давайте сядем с вами вместе вокруг парты. Возьмите учебники и необходимые инструменты ( рамка).
Найдите в “Музейном Доме” картину Ван Гога “Подсолнухи”.

– Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжелыми и перезревшими?
(Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже — прямо над кувшином.)

– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент?

– Как художник это показывает?
(У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжелые, склоненные вниз головки.)

– Рассмотрите их с помощью лупы.

– Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?
(Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.)

– Выделите этот фрагмент рамкой. Посмотрите все ли выделили верный фрагмент?

– Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?
(Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, -золотисто-желтого, как поле подсолнухов цвета. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо.)

– С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы?

– Любят ли подсолнухи жизнь?
(Подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.)

_-Всё живое в природе хочет жить?

_Давайте прочитаем слова М. Пришвина на эту тему.

Чтение текста Пришвина о природе.


Слайд с картиной из “Музейного Дома”

























































Слайд с текстом.

 

VII. Итог урока.

- И в заключении мы с вами подведём итоги нашего урока.

– Какие впечатления у вас остались? Какие выводы сделали?

– Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?

– Какому же человеку она их раскрывает?
(Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.)

– Какие секреты мы узнали из рассказа М.Пришвина и картины Ван Гога?
(Мы узнали, что одуванчики на ночь закрывают свои цветки и “ложатся спать вместе с детьми”, а также что даже цветы тянутся к жизни и не хотят погибать.)

- Оцените себя и своих одноклассников. Обоснуйте оценку. Кто работал лучше всех?

– Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Слайд с назван-м картины и назван-м рассказа

VIII. Домашнее задание.

  1. Пересказ рассказа М.Пришвина из дополнительной литературы.

  2. Пересказ рассказа М.Пришвина “Золотой луг” + рисунок.

  3. Выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Золотой луг”+ рисунок.

По выбору.



Просмотр содержимого презентации
«урок»

"

Са-са-са-в лесу бегает лиса.  Жи-жи-жи- ходят по двору ежи.  На-на-на- а в лесу уже весна.   Проворонила ворона воронёнка.   Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Са-са-са-в лесу бегает лиса.

Жи-жи-жи- ходят по двору ежи.

На-на-на- а в лесу уже весна.

Проворонила ворона воронёнка.

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? Весной

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Весной

Пришла весна. Поют птички.  Журчат ручьи. Пригревает солнышко. Появились первые цветы.

Пришла весна.

Поют птички.

Журчат ручьи.

Пригревает солнышко.

Появились первые цветы.

В яркий солнечный денек  Золотой расцвел цветок.  Дует легкий ветерок –  Закачался наш цветок.  Сильный ветер дует –  Лепестки волнует.
  • В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – Закачался наш цветок. Сильный ветер дует – Лепестки волнует.
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)

Михаил Михайлович Пришвин

(1873-1954)

Дунино – дом  музей

Дунино дом музей

Сидящая на уступе птица Сирин, таинственная птица счастья, расправив крылья, запрокинув голову, она поет, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин Введенское кладбище г. Москва

Сидящая на уступе птица Сирин,

таинственная птица счастья,

расправив крылья, запрокинув

голову, она поет, сливаясь в песне

с травами, цветами, животными,

птицами – всем тем, что так любил

в своей жизни

Михаил Михайлович Пришвин

Введенское кладбище г. Москва

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»   К. Паустовский

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её,

то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

К. Паустовский

«ЛЕСНОЙ ДОКТОР»

«ЛЕСНОЙ ДОКТОР»

«О чем шепчутся раки»

«О чем шепчутся раки»

Словарная работа. Созревают одуванчики - образуются семена. Забава - игра, развлечение, веселье. Промысел - охота. Идти в пяту – идти след в след,  того гляди на пятки наступишь. Удить – ловить рыбу.

Словарная работа.

Созревают одуванчики - образуются семена.

Забава - игра, развлечение, веселье.

Промысел - охота.

Идти в пяту – идти след в след,

того гляди на пятки наступишь.

Удить – ловить рыбу.

СЕКРЕТЫ ОДУВАНЧИКОВ Листья цветка используют в пищу. Лекарственное растение-  целебный эликсир

СЕКРЕТЫ ОДУВАНЧИКОВ

  • Листья цветка используют в пищу.
  • Лекарственное растение-

целебный эликсир

  • Закрывают «ладошки» не только к вечеру , но и перед дождём.
Одуванчик, одуванчик!  (Приседаем, потом медленно поднимаемся) Стебель тоненький, как пальчик.  Если ветер быстрый-быстрый  (Разбегаемся в разные стороны) На поляну налетит,  Все вокруг зашелестит.  (Говорим «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки  Разлетятся хороводом  (Берёмся за руки и идём по кругу) И сольются с небосводом.

Одуванчик, одуванчик! (Приседаем, потом медленно поднимаемся)

Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаемся в разные стороны)

На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорим «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берёмся за руки и идём по кругу)

И сольются с небосводом.

Вопросы: Какой подарок привез дядюшка Белый Медведь?  (Он привез снег с Северного полюса). Вспомните сказку Сергея Козлова “Теплым тихим утром посреди зимы”. Какой секрет знал Ежик? (Он знал секрет любования природой) Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется! Кто так говорил) ( Ёжик ) Кто написал стихотворение “В снегу бананы зацвели”? (Георгий Юдин) Как общаются деревья в произведении М.Пришвина “Разговор деревьев”?  ( Деревья разговаривают. Перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися почками, машут ими друг другу. ) Какое открытие сделал мальчик из стихотворения Леонида Яхнина “Музыка Леса”?  ( Герой обнаружил, что он в лесу не один, а вокруг него целый мир: кузнечики, стрекозы, белки, пчелы, паучки. И этот мир летал, трудился, жил. )
  • Вопросы:
  • Какой подарок привез дядюшка Белый Медведь? (Он привез снег с Северного полюса).
  • Вспомните сказку Сергея Козлова “Теплым тихим утром посреди зимы”. Какой секрет знал Ежик? (Он знал секрет любования природой)
  • Красота в природе заметна тогда, когда ею кто-то любуется! Кто так говорил) ( Ёжик )
  • Кто написал стихотворение “В снегу бананы зацвели”? (Георгий Юдин)
  • Как общаются деревья в произведении М.Пришвина “Разговор деревьев”? ( Деревья разговаривают. Перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися почками, машут ими друг другу. )
  • Какое открытие сделал мальчик из стихотворения Леонида Яхнина “Музыка Леса”? ( Герой обнаружил, что он в лесу не один, а вокруг него целый мир: кузнечики, стрекозы, белки, пчелы, паучки. И этот мир летал, трудился, жил. )

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». М. Пришвин

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». М. Пришвин

Домашнее задание. ( по выбору) 1.Пересказ рассказа М.Пришвина из дополнительной литературы. 2.Пересказ рассказа М.Пришвина “Золотой луг” + рисунок. 3.Выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Золотой луг”+ рисунок.

Домашнее задание. ( по выбору)

1.Пересказ рассказа М.Пришвина из дополнительной литературы.

2.Пересказ рассказа М.Пришвина “Золотой луг” + рисунок.

3.Выразительное чтение рассказа М.Пришвина “Золотой луг”+ рисунок.