СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные особенности формы цвета в лирике С.Есенина М.Макатаева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       «Не жалею, не зову, не плачу»... Написано в 1921году, в 26лет. В творчестве С.Есенина уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по настоящему у поэта наступил еще полдень жизни. Но сам поэт так объясняет мотивы печали и грустных размышлении. Поэту «необходимо почаще думать о смерти, что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

        Это стихотворение- монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого может рассчитывать. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная в то же время  благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей красотой и искренностью.

        Может быть, потому, что Есенин здесь представлялся частью природы. Если пользоваться словами Пришвина, это «видение души человека через образы природы». Как талантливый художник, Есенин умело пользовался всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: «страна березового ситца», «пламень уст», «глубокая рань», «розовый конь».

        Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы розовый цвет какой то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая несвойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение юности, красоты, свежести.

 

             Я теперь скупее стал в желаниях,

             Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

             Словно я весенней гулкой ранью

             Проскакал на розовом коне.

 

          Есенин не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждый цвет имеет свой смысл и содержание. Синий цвет для поэта цвет покоя и тишины. Поэтому он так часто встречается при изображении вечера и раннего утра «синий вечер», «синий вечерний свет», «синий сумрак», «Предрассветное. Синее. Раннее». Смысловое содержание этого цвета переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой.

        Голубой цвет в стихах Есенина близок по своему значению к синему, как близки эти цвета в самой природе. Дополнительным оттенком синего у Есенина является то, что он дает радостное ощущение простора, широты, далекого горизонта: «пашня голубая», «голубое поле», «голубеющая вода», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубой простор», «голубая Русь»…  Голубое и синее в своем сочетании служат созданию романтического настроения у учителя.

        «Май мой синий!  Июнь голубой!» восклицает поэт, и мы чувствуем, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

        Довольно часто встречается у поэта алый цвет, который издавна имел свою определенную закрепленность в народных песнях. Алый цвет в стихах Есенина всегда символизирует девственную чистоту, непрочность, незапятнанность. Часто это утренняя заря: «Выткался на озере алый свет зари…», «Есть тоска веселая в алости зари». В своих ранних стихах он писал «Я молюсь на алые зори…», «Я стоял, как инок, в блеске алом…».

        Сочетание алого и розового подчеркивает и усиливает ощущение молодости, красоты и нерастраченности чувств.

 

     С алым соком ягоды на коже,

     Нежная, красивая, была

     На закат ты розовый похожа

     И, как снег, лучиста и светла

 

       Именно через контрастные цвета белый и черный Есенин однажды ярко выразил  раздумье о жизни. Это было в период «Москвы кабацкой», когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств.

       Здесь мы видим краски – символы. Для поэта–романтика весьма характерно использование цвета не столько в прямом значении (синее небо, голубое озеро), сколько в условном своем значении. Поэтому такими смелыми и неожиданными часто кажутся краски Есенина «под ветром густая листва деревьев колышется», «как зеленый огонь»; «по озеру красным лебедем плывет закат»; «ранним весенним утром проносится розовый конь».

       Форма и цвет в понимании каждого народа познается на различном уровне. Понимание формы и цвета в его изначальном виде, как инструмент познания мира перешло и в поэзию. Поэты используют цвета для передачи эстетической и культурной  сущности человеческой души. Поэт Мукагали Макатаев часто использовал черные и белые цвета, а также цвета «боз», «к?ре?». Мы убеделись в том, что в стихотворениях поэта чаще используется белый цвет.

        Весну, весеннюю мирную жизнь аула поэт изображает белым цветом. В стихотворении «К?ктем де келер» поэт так описывает кочующие облака

 

А? к??іл б?лттар, а? н?сер т?гіп ?тсін де...

Кірсіз к??іл а? туын

Жо?ары ?стап, а?айын,

А? киімге оранып,

Алдары?а барайын (собрание соч. А.,2001,44-стр)

 

       Мы убедились в том, что в поэмах,, А??улар ?йы?та?анда,,, ,,А? ?айы? ?ні,, присутствует много белого цвета. Наверное, тому причиной явилась идея нравственной красоты.

Использование понятии ,,А? отау,,, ,,а? айдын,,, ,,а? м?сін,,,а? б?лт,,, ,,а? н?р,,, ,,а? с?уле,,, объясняется единством темы и идеи произведения.

 

??с аппа?, айдын аппа?, н?р да аппа?,

Аппа? н?р аппа? н?р?а ?осылады.

 

        В поэме ,,А? ?айы? ?ні,, белый цвет воспевается как образ природы и чувства. Особенность поэмы в том, что поэт одновременно использует белые и черные цвета.

        Если белым цветом поэт изображает белую березу, белое облако, белое озеро, то состояние Багдата в момент болезни и страдания рисует методом психологического параллелизма ?ара н?сер, ?ара б?лт, ?ара аспан, ?ара ??с.

 

 

?ара б?лт ?аралы ару т?нереді,

?ара?ай ?ара аспан?а тіреледі.

?аптай кеп ?арбаласта ?ара ?ар?а

?арайды ?аратау?а т?негелі (112 стр)

 

        В поэзии М.Макатаева родственный черному серый цвет имеет свой смысловой оттенок. Это тревожный, беспокоящий цвет, в нем как бы чувствуются ожидание тревожного неизвестного. Если черный цвет связан горем, предвещанием черных дней, то серый говорит о закате жизни, о наступлении таинственной тревожной поры в жизни.

 

Боз ат?а мініп, боз тау?а, м?мкін, шы?арсы?,

Боз к?йлек киіп, бозар?ан та?да т?рарсы?.

Бозайдай балып, бозар?ан к?кте т?нарсы?,

Бозар?ан жаным, боз т?ске неге ??марсы?(72 стр)

 

        В стихотворениях поэта черный цвет символизирует печаль и горе, душевные переживания главного героя, как у С. Есенина. Встречаются такие словосочетания как ,,?ара уайым ?ара ш?лі жамыл?ан,,. В стихотворении ,, К?рмесем екен,, печаль и слезы изображаются следующим образом

 

... ?ара к?зі?нен ?ара монша?тар т?гілген,

?ал?ан т??ымнан ?ара монша?тар себілген.

 

       Поэт говорит о своей трудной судьбе в годы войны. В поэме ,,Райымбек! Райымбек!,, использовано очень много черного цвета. Печальная доля народа,судьба простого народа в годы голода и разрухи словесно окрашены в черные цвета. Своеобразная авторская идея свидетельствует об исторической трагедии казахского народа.  Поэма начинается с народного плача «?аратауды? басынан к?ш келеді». Для глубокого и точного понимания темы произведения применял такие выражения как «?ара ?аза», «?ара ?айы?», «?ара жау», «?ара ша?ыра?», «?ара ж?рт», «?ара т?н», «?ара к?н», «?ара жауын».

      Через контрастные цвета белый и черный Макатаев ярко выразил раздумье о годах репрессии, обрушившихся на казахский народ.  «А? туы? жы?ылулы, ?ара орманны? ?ртенді, ?ара орданы? ?ан?асы ?ана т?р».

       Раскрытие собственных переживании через образы родной природы. Это позволило глубже передать тонкое и нежное чувство любви ко всему живому.

 

   ...К?ннен к?нге дерт же?ген н?рестедей

   Г?л сар?айып барады семіп, солып.

   К?нде к?рсе? т?ратын к?нде ?ртеніп,

   Г?лдер с?ніп барады,

   Г?лдер с?ніп

   Г?лдер семгеп,

   Сар?ай?ан дала м?нда,

   Г?лсіз к?ркі шамалы ?аланы?да!

   Саба?ынан ?зілген г?л раушан

   Жазды ?кетіп барады жанары?да

 

      «Сар?ай?ан г?л!» , «Сар?ай?ан дала» эти сочетания имеют не только прямые, но и переносные значение. Поэт тоску и сожаление об ушедшей юности передает через цветовые символы.

        Поэт говорит о желтом цветке и желтой степи так, как можно говорить только о человеке, наделяет  их человеческими приметами  «к?ннен к?нге дерт же?ген н?рестедей», «сума?да?ан ?рыдай суы? жел т?р», «жабыр?а?ан г?лдер», «?о?ыр к?з», «сап сары ала арман к?з».

Душевная печаль нашла свое отражение в следующих строках

 

К?н б?гін т?рып алды к?ре?ітіп,

Шіркінні? ашылмайды ре?і т?к.

К?ре?іткенауылды?сыртжа?ында Мені де отырма екен біреу к?тіп.

 

      Песенность этого стихотворения несомненна.  Музыка звучит в каждой  строфе. Цвета существует не сами по себе, не для передачи формы и цвета предмета, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.

 

Жары? д?ние жанарым мені? жайым!

Жап жары? неткен айнала?!

Н?ры?а сені? миллион бояу ойна?ан,

??мартып кетер ?ома?ан к?зім тойма?ан...

                                                                («Аманат»Атамура,2002ж.91бет)

 

       В творчестве Есенина и Макатаева краски составляют неотъемлемую  суть поэзии. Их многоплановое использование можно определить как цветовое выражение мысли и чувства. Это исключительное качество лирики поэтов выделяет их не только в родной, но и во всей литературе.