СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные особенности романа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение анализировать текст, закрепить теоретические знания.

Методические приёмы: анализ текста, выявление художественных особенностей романа, сопоставление с другими произведениями русской литературы.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского.

 

Ход урока

 

I.  Слово преподавателя

    На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль сыграло общество в судьбе Анны Карениной. Задумаемся, поддерживает ли Толстой осуждение героини обществом или оправдывает её, сочувствует ей. Некоторые критики называли Толстого «прокурором» Анны, другие, наоборот, её «адвокатом». В одном из писем Толстой говорил, что «Анна оказалась дурного характера», что он «возится с ней» и что она «надоела ему». Он даже называет её своей «воспитанницей». И заканчивает суждение о ней так: «Не говорите мне про неё дурного, или если хотите, то с осторожностью, она всё-таки усыновлена» (т. 62, с. 257).

  • Какими художественными средствами пользуется писатель для выражения своих воззрений? Обратимся прежде всего к эпиграфу: «Мне отмщение, и Аз воздам».

    (Обсуждение смысла и значения эпиграфа, взятого из Библии.)

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности романа»

Урок 8.


Художественные особенности романа


Цель урока: развивать умение анализировать текст, закрепить теоретические знания.

Методические приёмы: анализ текста, выявление художественных особенностей романа, сопоставление с другими произведениями русской литературы.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского.


Ход урока


I. Слово преподавателя

На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль сыграло общество в судьбе Анны Карениной. Задумаемся, поддерживает ли Толстой осуждение героини обществом или оправдывает её, сочувствует ей. Некоторые критики называли Толстого «прокурором» Анны, другие, наоборот, её «адвокатом». В одном из писем Толстой говорил, что «Анна оказалась дурного характера», что он «возится с ней» и что она «надоела ему». Он даже называет её своей «воспитанницей». И заканчивает суждение о ней так: «Не говорите мне про неё дурного, или если хотите, то с осторожностью, она всё-таки усыновлена» (т. 62, с. 257).

  • Какими художественными средствами пользуется писатель для выражения своих воззрений? Обратимся прежде всего к эпиграфу: «Мне отмщение, и Аз воздам».

(Обсуждение смысла и значения эпиграфа, взятого из Библии.)

Преподаватель. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью самого писателя. По свидетельству М.С. Сухотина, сам Толстой так определял смысл эпиграфа: «…Я выбрал этот эпиграф... чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием всё то горькое, что идёт не от людей, а от Бога, и что испытала на себе и Анна Каренина» (Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1955. Т. 2. С. 170).

Толстой был убеждён в нравственной ответственности человека за каждое слово, за каждый поступок: «Во всём возмездие... во всём предел, его же не прейдеши». Поэтому он иронически изображает Каренина, Лидию Ивановну, когда они осуждают Анну.

В одной из позднейших работ Толстой вновь вернулся к главной мысли своего романа: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и только через самого человека». Последняя фраза является переводом («Аз воздам» – «наказывает только Бог») и толкованием («и то только через самого человека») библейской фразы.

Эту идею Толстой высказал ещё в романе «Война и мир»: «мысль народная» раскрывалась как терпение, стойкость, ненасилие. Об отмщении не может быть и речи и с точки зрения Каратаева, и с точки зрения Кутузова и Болконского. «Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие Его, – говорит княжна Марья. – Мы не имеем права наказывать».)


II. Беседа

  • Какими другими художественными средствами пользуется Толстой?

(Писатель использует метафоры, но не в качестве украшения стиля – внутреннее строение романа метафорично по своей природе. Ключевые слова, образы держат всю конструкцию «Анны Карениной». Это образы путаницы, бури, метели, ветра, пучины, «паутины лжи», которые определяют судьбу героев, освещают их характеры и отношения между ними.)

Важной метафорой, выражающей мысль писателя об ответственности человека, является «избрание пути». С ней связана другая определяющая метафора: сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы: «Теперь он (Левин), точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды».

Образ железной дороги (тоже путь!) – показан как символическое выражение сил, враждебных природе человека. Вспомним эпизоды, связанные с этим образом.

Образы огня, тепла, свечи сопровождают образ главной героини и символизируют жизнь, свет, прозрение. Анна одухотворена внутренним огнём. В момент гибели героини гаснет её «свеча», в последний миг дав Анне прозрение: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Сходные с этими метафорами образы молний, звёзд разрешают чувство сомнения в душе Левина.

С помощью речевой характеристики передаётся авторское отношение к героям. Речь отрицательных персонажей однообразна, суха, пуста, за словами часто ничего не стоит (это относится к героям, принадлежащим к светскому обществу). Речь Анны, Левина, то есть героев, которым автор сочувствует, яркая, образная, богатая и живая.


III. Анализ вставных эпизодов

Обратим внимание на вставные эпизоды. (Напомним, что вставными называются эпизоды, не относящиеся к движению, развитию сюжета.) Это, например, портретные характеристики, пейзажные зарисовки, сны, внутренние монологи.

Портретные характеристики героев позволяют раскрыть их внутренний мир (приведём примеры). Пейзажные зарисовки передают душевное состояние героев (приведём примеры).

Сны играют символическую роль. Вспомним сон Анны, в котором она видит лохматого старичка, работавшего над железом и приговаривавшего по-французски: «Надо бить железо, ломать его, мять». Этот сон предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели – «железо».

Внутренние монологи раскрывают движение мысли, душевные переживания персонажей. Эти монологи характерны для «живых» героев, которым Толстой сопереживает: для Ленина с терзавшими его сомнениями, для страдающего Каренина, для Анны (наиболее ярок ее внутренний монолог перед смертью, на пути к железнодорожной станции).


IV. Подведение итогов

Преподаватель. «Анна Каренина» – роман, который выразил философские воззрения Толстого, его сомнения. Роман, отразивший современное писателю общество, остаётся актуальным, потому что в нём поставлены вопросы, важные для человека любого времени. В «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, оптимизм всего его романа.


Дополнительный материал

Сравним мнение об Анне Карениной двух самых знаменитых женщин-поэтов (называться поэтессами они, как известно, не любили).


АННА АХМАТОВА в разговоре с Лидией Чуковской:

«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только: кого же мусорный старик избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства.

А как сам он гнусно относится к Анне! Сначала он просто в неё влюблён, любуется ею, чёрными завитками на затылке... А потом начинает ненавидеть – даже над мёртвым телом издевается... Помните: «бесстыдно растянутое»?..

Да, да, конечно, множество гениальных страниц. Бормотание мужичка под колёсами – великолепная заумь... Я очень дружна с его внучкой Соней. Она дала мне альбом, чтобы я написала. В этом альбоме спёртый дух – ханжеский дух Ясной Поляны» (Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1. 1938—1941. М., 1989. С. 16).


МАРИНА ЦВЕТАЕВА (в статье «Мой Пушкин»)

«Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь – и дородясь».


«Полнота страдания и пустота счастья» – в качестве эпиграфа эти слова тоже подошли бы, наверное, к «Анне Карениной». Но не будем исправлять Толстого, а обратим внимание на подчёркнутую Цветаевой связь толстовского романа с пушкинской традицией.


Литература

  1. Бабаев Э.Г. Комментарии к роману Толстого «Анна Каренина». М., 1982.

  2. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1, 2. М., 1953.

  3. Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1952.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!