СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные течения модернизма в живописи. Урок-презентация МХК/Искусство, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Художественные течения модернизма в живописи" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Художественные течения модернизма в живописи. Урок-презентация МХК/Искусство, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 25 Художественные течения модернизма в живописи  П.Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид Д.З.: Глава 23, ?? (с.284), тв. задания (с.285-287)  © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 25

Художественные

течения модернизма в живописи

П.Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Д.З.: Глава 23, ?? (с.284), тв. задания (с.285-287)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащихся роли художественных течений модернизма в изобразительном искусстве; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи; Воспитывать культуру восприятия шедевров разных школ и течений модернизма вживописи.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли художественных течений модернизма в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров разных школ и течений модернизма вживописи.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  Фовизм;  «Чистота художественных средств»;  А. Матисс;  «Радость жизни»;  творческое объединение «Бубновый валет»;  П.П. Кончаловский;  «Агава»;  И.И. Машков;  «Фрукты на блюде»;  кубизм;  П. Пикассо;  сюрреализм;  С. Дали;  дадаизм

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Фовизм;
  • «Чистота художественных средств»;
  • А. Матисс;
  • «Радость жизни»;
  • творческое объединение «Бубновый валет»;
  • П.П. Кончаловский;
  • «Агава»;
  • И.И. Машков;
  • «Фрукты на блюде»;
  • кубизм;
  • П. Пикассо;
  • сюрреализм;
  • С. Дали;
  • дадаизм

Универсальные учебные действия

  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля художников модернизма, оценивать творческую манеру художников; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи модерна; исследовать причины неослабевающего интереса к творчеству мастеров изобразительного искусства модерна; выявлять и объяснять особенности художественной интерпретации известных сюжетов и образов; совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения; сопоставлять и анализировать произведения С. Дали с творчеством И. Босха и Эль Греко (А.Матисса и П. Пикассо); исследовать в рамках индивидуального проекта творческие принципы кубизма (сюрреализма) в творчестве одного из художников направления
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля художников модернизма, оценивать творческую манеру художников;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи модерна;
  • исследовать причины неослабевающего интереса к творчеству мастеров изобразительного искусства модерна;
  • выявлять и объяснять особенности художественной интерпретации известных сюжетов и образов;
  • совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения;
  • сопоставлять и анализировать произведения С. Дали с творчеством И. Босха и Эль Греко (А.Матисса и П. Пикассо);
  • исследовать в рамках индивидуального проекта творческие принципы кубизма (сюрреализма) в творчестве одного из художников направления
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Фовизм А.Матисса.  Кубизм П. Пикассо.  Сюрреализм С. Дали.  Анри  Эмиль Бенуа  Матисс  Пабло Пикассо Сальвадор Дали Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей европейского модерна?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Фовизм А.Матисса.
  • Кубизм П. Пикассо.
  • Сюрреализм С. Дали.

Анри  Эмиль Бенуа  Матисс

Пабло Пикассо

Сальвадор Дали

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей европейского модерна?

подвопросы Фовизм А.Матисса *. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса). Кубизм П. Пикассо . У истоков кубизма. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника. Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала ХХ в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника)

подвопросы

  • Фовизм А.Матисса *. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).
  • Кубизм П. Пикассо . У истоков кубизма. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.
  • Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала ХХ в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника)
ХХ век Более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные никакими рамками и условностями  Время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» А. А. Блок  Научно-технический прогресс  Острые политические катаклизмы  Искусство Отказ от старых  традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого

ХХ век

Более чем смелые

новации,

эксперименты,

не ограниченные

никакими рамками и

условностями

  • Время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» А. А. Блок
  • Научно-технический прогресс
  • Острые политические катаклизмы

Искусство

Отказ от старых

традиций,

попытка творчески

переосмыслить

классическое

наследие прошлого

нагромождение стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой Не лишено логики, имеет общие  тенденции развития, подчиняется определенным закономерностям и правилам «Картины ХХ века становятся все более безлюдными и «бессюжетными». (И.Е. Данилова, искусстовед)

нагромождение

стилей,

направлений,

течений и школ,

одновременно

взаимодействующих и

противоборствующих

между собой

Не лишено

логики,

имеет общие

тенденции

развития,

подчиняется

определенным

закономерностям

и правилам

«Картины ХХ века становятся все более

безлюдными и «бессюжетными». (И.Е. Данилова, искусстовед)

Тон начинают задавать художники, выработавшие собственные правила и законы живописи. Используют контрасты цвета, ритм, броская декоративная манера. 1 – на первый план рисунок и композицию 2 – на первый план динамика и пластика 3 - предпочтение свету и цвету

Тон начинают задавать художники, выработавшие собственные правила и законы живописи.

Используют контрасты цвета, ритм, броская декоративная манера.

1 –

на первый план рисунок и композицию

2 –

на первый план динамика и пластика

3 - предпочтение свету и цвету

в первой половине ХХ века (фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. На глазах изумлённой публики рождалось новое искусство, способное поразить воображение самых искушённых зрителей и критиков. Фовизм Кубизм Футуризм Экспрессионизм Абстракционизм Сюрреализм  (между двумя мировыми войнами) Анри Матисс. Натюрморт

в первой половине ХХ века

(фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве.

На глазах изумлённой публики рождалось новое искусство, способное поразить воображение самых искушённых зрителей и критиков.

  • Фовизм
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Абстракционизм
  • Сюрреализм
  • (между двумя

мировыми войнами)

Анри Матисс. Натюрморт

ФОВИЗМ - (от фр.  fauve  — дикий ) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.  Это направление просуществовало примерно  с 1898 по 1908 год. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями ( les fauves ).  Фовизм в живописи: яркостью цветов; упрощенные формы; стихийная динамичность мазка; резкие контрасты цвета. Анри Матисс. Клоун. 1947. Из книги «Джаз»

ФОВИЗМ

- (от фр.  fauve  — дикий ) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.

Это направление просуществовало примерно с 1898 по 1908 год.

На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями ( les fauves ).

Фовизм в живописи:

  • яркостью цветов;
  • упрощенные формы;
  • стихийная динамичность мазка;
  • резкие контрасты цвета.

Анри Матисс. Клоун.

1947. Из книги «Джаз»

Радость жизни Фовизм Матисса   Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869 - 1954), французский живописец, график и скульптор. Основатель фовизма в живописи. Представитель стиля модерн. Плоская раскраска холстов, линии толщиной с палец, странное сочетание цветов… Танец

Радость жизни

Фовизм Матисса

  Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869 - 1954), французский живописец, график и скульптор. Основатель фовизма в живописи. Представитель стиля модерн.

Плоская раскраска холстов, линии толщиной с палец, странное сочетание цветов…

Танец

А. Матисс

А. Матисс

КУБИЗМ  - (фр. с ubisme )  авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм .  Характеризуется использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. ПАБЛО ПИКАССО Гитара. 1913

КУБИЗМ

- (фр. с ubisme

авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века.

модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм .

Характеризуется использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

ПАБЛО ПИКАССО Гитара. 1913

Кубизм П. Пикассо  (1881-1973) Авиньонские девицы Портрет Амбруаза Воллара Испанский художник, работающий во Франции. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком). Кубистический период: 1907 – 1914. Приемы использовал до 1921 г. Натюрморт с соломенным стулом

Кубизм П. Пикассо (1881-1973)

Авиньонские девицы

Портрет

Амбруаза

Воллара

Испанский художник, работающий во Франции. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком).

Кубистический период: 1907 – 1914. Приемы использовал до 1921 г.

Натюрморт с соломенным стулом

П. Пикассо. Девочка на шаре. П. Пикассо. Натюрморт.

П. Пикассо. Девочка на шаре.

П. Пикассо. Натюрморт.

Сюрреализм - (фр. – «сверхреализм») – как направление сложился в 1924 г. Главная черта – аналогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. Ряд популярных философских теорий Прием «сопоставления несопоставимого» Парадоксы, ирония, гротеск Провокация сознания зрителей выдвижением на первый план случайных психических ассоциаций  Рене Магритт . Смысл ночи

Сюрреализм

- (фр. – «сверхреализм») – как направление сложился в 1924 г. Главная черта – аналогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.

  • Ряд популярных философских теорий
  • Прием «сопоставления несопоставимого»
  • Парадоксы, ирония, гротеск
  • Провокация сознания зрителей выдвижением на первый план случайных психических ассоциаций

Рене Магритт .

Смысл ночи

Сюрреализм  С.Дали (1904-2007) Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Постоянство памяти Озарённые наслаждения Параноико-критический метод 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, более 20 литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, балетное либретто

Сюрреализм С.Дали (1904-2007)

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.

Один из самых известных представителей сюрреализма.

Постоянство памяти

Озарённые наслаждения

  • Параноико-критический метод
  • 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, более 20 литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, балетное либретто
С. Дали

С. Дали

М. Эрнст. Эдип - царь. Р. Магритт. Терапевт. 1937 г. Королевские .музеи изящных искусств, Брюссель Ж. Брак. Скрипка и палитра. С. Дали. Лицо войны. 1941 г. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам

М. Эрнст.

Эдип - царь.

Р. Магритт. Терапевт.

1937 г. Королевские .музеи изящных искусств, Брюссель

Ж. Брак.

Скрипка и палитра.

С. Дали. Лицо войны. 1941 г. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам

1. Модерн это всё, что современно, модно, актуально  ( знак, символ), существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире. 2. Символизм 3. Характерные черты стиля модерн в архитектуре: Гибкость линий, декоративность, асимметрия, большое количество света . 4. Характерные черты символизма: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья) 5. Представители символизма:

1. Модерн

это всё, что современно, модно, актуально

( знак, символ), существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире.

2. Символизм

3. Характерные черты стиля модерн в архитектуре:

Гибкость линий, декоративность, асимметрия, большое количество света .

4. Характерные черты символизма:

обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)

5. Представители символизма:

Архитектура модерна: О. Шехтель особняк А. Н. Рябушинского Антонио Гауди ДОМ ВИСЕНСА Картины М.Врубеля:

Архитектура модерна:

О. Шехтель

особняк А. Н. Рябушинского

Антонио Гауди

ДОМ ВИСЕНСА

Картины М.Врубеля:

Контрольные вопросы

1 . Какое отражение в творчестве А. Матисса находят принципы

фовизма? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? Что нового

он внёс в художественную концепцию цвета в живописи? Какие

художественные принципы фовизма нашли выражение в декоративных

панно А. Матисса «Музыка» и «Танец»? Можно ли говорить о символике

цвета в этих произведениях? Действительно ли его творчество дарит

нам ощущение покоя, радости и красоты жизни?

2 . В чём особенности художественной манеры П. Пикассо? В чём

социальная острота его художественного переживания? Каким

настроением проникнуты картины художника? Что изменилось в его

художественной манере?

3. Какой отклик в творчестве живописцев кубизма нашёл призыв П.

Сезанна: «Художники, трактуйте мир посредством шара, конуса, куба»?

Какое отражение идеи кубизма находят в творчестве П. Пикассо?

4. В чём оригинальность решения проблемы содержания и формы в

картине П. Пикассо «Авиньонские девицы»? Почему она считается

программным произведением кубизма? Почему это произведение было

воспринято как вызов традиционным представлениям об искусстве?

5. Что привлекает зрителей и критиков в творчестве С. Дали? Как

в своих произведениях он попытался объяснить подсознательный

мир человека? Как вы думаете, почему первоистоки сюрреализма С.

Дали искали в творчестве И. Босха и Эль Грека?

6. В чём парадоксальность видения С. Дали в картине «Постоянство

памяти»? Как трансформируются в его сознании реальные предметы

и вещи и что они символизируют? Какими художественными

средствами выражена условность пейзажа?

Творческая мастерская

1 . Давая определение кубизма, П. Пикассо писал: «Кубизм не

"зерно" и не "зародыш", а искусство, для которого прежде всего

важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное

значение». Как художник следовал этому определению в своём

творчестве? Аргументируйте свой ответ .

2. Какое отражение в произведениях П. Пикассо нашла его

творческая формула «писать, ища новую экспрессию, лишённую

бесполезного реализма, но с объективной реальностью»?

3. О чём и как предупреждает человечество «Герника» П.

Пикассо? Как символика цвета и света позволяет передать

атмосферу вселенской катастрофы? Какими художественными

средствами создаётся иллюзия реальности, достоверности

происходящего? Как рождается метафорический образ

мучительного страдания и преступления против человечества?

Есть ли в этой картине надежда на торжество правды и веры в

лучшее?

4. Однажды А. Матисс, желая подчеркнуть антагонизм взглядов

на творчество, назвал себя Южным а Пикассо – Северным

полюсом. Как вы считаете, имелись ли основания для подобного

противопоставления? Можно ли найти в творчестве этих

художников точки соприкосновения?

5 . О каких качествах характера и творческих принципах С. Дали

может рассказать картина «Автопортрет с рафаэлевской шеей»?

Что нового внёс художник в разработку традиционного жанра

автопортрета?

Темы проектных исследований или презентаций  «Условность и символика в отражении окружающего мира в картинах А. Матисса

Темы проектных исследований или презентаций

  • «Условность и символика в отражении окружающего мира в картинах А. Матисса "Красные рыбки« и "Красная гостиная«.
  • «Творчество А. Матисса и К. С. Петрова-Водкина»
  • «Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала ХХ в.»
  • «Развитие творческих принципов кубизма в творчестве одного из художников этого направления»
  • «Фовизм и кубизм: общие черты и различия»
  • «Конструирование объёмной формы и плоскости в творчестве П. Пикассо»
  • «Мир и человек в творчестве И . Босха, Эль

Грека и С. Дали»

8. «Преодоление реалистической предметности в живописи С. Дали»

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/