МХК, 11 класс
Урок № 25
Художественные
течения модернизма в живописи
П.Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид
Д.З.: Глава 23, ?? (с.284), тв. задания (с.285-287)
© ред. А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- Содействовать осознанию учащихся роли художественных течений модернизма в изобразительном искусстве;
- Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
- Воспитывать культуру восприятия шедевров разных школ и течений модернизма вживописи.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- Фовизм;
- «Чистота художественных средств»;
- А. Матисс;
- «Радость жизни»;
- творческое объединение «Бубновый валет»;
- П.П. Кончаловский;
- «Агава»;
- И.И. Машков;
- «Фрукты на блюде»;
- кубизм;
- П. Пикассо;
- сюрреализм;
- С. Дали;
- дадаизм
Универсальные учебные действия
- различать характерные особенности индивидуального авторского стиля художников модернизма, оценивать творческую манеру художников; находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи модерна; исследовать причины неослабевающего интереса к творчеству мастеров изобразительного искусства модерна; выявлять и объяснять особенности художественной интерпретации известных сюжетов и образов; совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения; сопоставлять и анализировать произведения С. Дали с творчеством И. Босха и Эль Греко (А.Матисса и П. Пикассо); исследовать в рамках индивидуального проекта творческие принципы кубизма (сюрреализма) в творчестве одного из художников направления
- различать характерные особенности индивидуального авторского стиля художников модернизма, оценивать творческую манеру художников;
- находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о крупнейших представителях живописи модерна;
- исследовать причины неослабевающего интереса к творчеству мастеров изобразительного искусства модерна;
- выявлять и объяснять особенности художественной интерпретации известных сюжетов и образов;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения;
- сопоставлять и анализировать произведения С. Дали с творчеством И. Босха и Эль Греко (А.Матисса и П. Пикассо);
- исследовать в рамках индивидуального проекта творческие принципы кубизма (сюрреализма) в творчестве одного из художников направления
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Фовизм А.Матисса.
- Кубизм П. Пикассо.
- Сюрреализм С. Дали.
Анри Эмиль Бенуа Матисс
Пабло Пикассо
Сальвадор Дали
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей европейского модерна?
подвопросы
- Фовизм А.Матисса *. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).
- Кубизм П. Пикассо . У истоков кубизма. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.
- Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала ХХ в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника)
ХХ век
Более чем смелые
новации,
эксперименты,
не ограниченные
никакими рамками и
условностями
- Время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» А. А. Блок
- Научно-технический прогресс
- Острые политические катаклизмы
Искусство
Отказ от старых
традиций,
попытка творчески
переосмыслить
классическое
наследие прошлого
нагромождение
стилей,
направлений,
течений и школ,
одновременно
взаимодействующих и
противоборствующих
между собой
Не лишено
логики,
имеет общие
тенденции
развития,
подчиняется
определенным
закономерностям
и правилам
«Картины ХХ века становятся все более
безлюдными и «бессюжетными». (И.Е. Данилова, искусстовед)
Тон начинают задавать художники, выработавшие собственные правила и законы живописи.
Используют контрасты цвета, ритм, броская декоративная манера.
1 –
на первый план рисунок и композицию
2 –
на первый план динамика и пластика
3 - предпочтение свету и цвету
в первой половине ХХ века
(фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве.
На глазах изумлённой публики рождалось новое искусство, способное поразить воображение самых искушённых зрителей и критиков.
- Фовизм
- Кубизм
- Футуризм
- Экспрессионизм
- Абстракционизм
- Сюрреализм
- (между двумя
мировыми войнами)
Анри Матисс. Натюрморт
ФОВИЗМ
- (от фр. fauve — дикий ) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Это направление просуществовало примерно с 1898 по 1908 год.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями ( les fauves ).
Фовизм в живописи:
- яркостью цветов;
- упрощенные формы;
- стихийная динамичность мазка;
- резкие контрасты цвета.
Анри Матисс. Клоун.
1947. Из книги «Джаз»
Радость жизни
Фовизм Матисса
Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869 - 1954), французский живописец, график и скульптор. Основатель фовизма в живописи. Представитель стиля модерн.
Плоская раскраска холстов, линии толщиной с палец, странное сочетание цветов…
Танец
А. Матисс
КУБИЗМ
- (фр. с ubisme )
авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века.
модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм .
Характеризуется использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
ПАБЛО ПИКАССО Гитара. 1913
Кубизм П. Пикассо (1881-1973)
Авиньонские девицы
Портрет
Амбруаза
Воллара
Испанский художник, работающий во Франции. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком).
Кубистический период: 1907 – 1914. Приемы использовал до 1921 г.
Натюрморт с соломенным стулом
П. Пикассо. Девочка на шаре.
П. Пикассо. Натюрморт.
Сюрреализм
- (фр. – «сверхреализм») – как направление сложился в 1924 г. Главная черта – аналогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
- Ряд популярных философских теорий
- Прием «сопоставления несопоставимого»
- Парадоксы, ирония, гротеск
- Провокация сознания зрителей выдвижением на первый план случайных психических ассоциаций
Рене Магритт .
Смысл ночи
Сюрреализм С.Дали (1904-2007)
Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.
Один из самых известных представителей сюрреализма.
Постоянство памяти
Озарённые наслаждения
- Параноико-критический метод
- 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, более 20 литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, балетное либретто
С. Дали
М. Эрнст.
Эдип - царь.
Р. Магритт. Терапевт.
1937 г. Королевские .музеи изящных искусств, Брюссель
Ж. Брак.
Скрипка и палитра.
С. Дали. Лицо войны. 1941 г. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам
1. Модерн
это всё, что современно, модно, актуально
( знак, символ), существенное свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым — идеальным представлением о мире.
2. Символизм
3. Характерные черты стиля модерн в архитектуре:
Гибкость линий, декоративность, асимметрия, большое количество света .
4. Характерные черты символизма:
обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)
5. Представители символизма:
Архитектура модерна:
О. Шехтель
особняк А. Н. Рябушинского
Антонио Гауди
ДОМ ВИСЕНСА
Картины М.Врубеля:
Контрольные вопросы
1 . Какое отражение в творчестве А. Матисса находят принципы
фовизма? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? Что нового
он внёс в художественную концепцию цвета в живописи? Какие
художественные принципы фовизма нашли выражение в декоративных
панно А. Матисса «Музыка» и «Танец»? Можно ли говорить о символике
цвета в этих произведениях? Действительно ли его творчество дарит
нам ощущение покоя, радости и красоты жизни?
2 . В чём особенности художественной манеры П. Пикассо? В чём
социальная острота его художественного переживания? Каким
настроением проникнуты картины художника? Что изменилось в его
художественной манере?
3. Какой отклик в творчестве живописцев кубизма нашёл призыв П.
Сезанна: «Художники, трактуйте мир посредством шара, конуса, куба»?
Какое отражение идеи кубизма находят в творчестве П. Пикассо?
4. В чём оригинальность решения проблемы содержания и формы в
картине П. Пикассо «Авиньонские девицы»? Почему она считается
программным произведением кубизма? Почему это произведение было
воспринято как вызов традиционным представлениям об искусстве?
5. Что привлекает зрителей и критиков в творчестве С. Дали? Как
в своих произведениях он попытался объяснить подсознательный
мир человека? Как вы думаете, почему первоистоки сюрреализма С.
Дали искали в творчестве И. Босха и Эль Грека?
6. В чём парадоксальность видения С. Дали в картине «Постоянство
памяти»? Как трансформируются в его сознании реальные предметы
и вещи и что они символизируют? Какими художественными
средствами выражена условность пейзажа?
Творческая мастерская
1 . Давая определение кубизма, П. Пикассо писал: «Кубизм не
"зерно" и не "зародыш", а искусство, для которого прежде всего
важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное
значение». Как художник следовал этому определению в своём
творчестве? Аргументируйте свой ответ .
2. Какое отражение в произведениях П. Пикассо нашла его
творческая формула «писать, ища новую экспрессию, лишённую
бесполезного реализма, но с объективной реальностью»?
3. О чём и как предупреждает человечество «Герника» П.
Пикассо? Как символика цвета и света позволяет передать
атмосферу вселенской катастрофы? Какими художественными
средствами создаётся иллюзия реальности, достоверности
происходящего? Как рождается метафорический образ
мучительного страдания и преступления против человечества?
Есть ли в этой картине надежда на торжество правды и веры в
лучшее?
4. Однажды А. Матисс, желая подчеркнуть антагонизм взглядов
на творчество, назвал себя Южным а Пикассо – Северным
полюсом. Как вы считаете, имелись ли основания для подобного
противопоставления? Можно ли найти в творчестве этих
художников точки соприкосновения?
5 . О каких качествах характера и творческих принципах С. Дали
может рассказать картина «Автопортрет с рафаэлевской шеей»?
Что нового внёс художник в разработку традиционного жанра
автопортрета?
Темы проектных исследований или презентаций
- «Условность и символика в отражении окружающего мира в картинах А. Матисса "Красные рыбки« и "Красная гостиная«.
- «Творчество А. Матисса и К. С. Петрова-Водкина»
- «Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала ХХ в.»
- «Развитие творческих принципов кубизма в творчестве одного из художников этого направления»
- «Фовизм и кубизм: общие черты и различия»
- «Конструирование объёмной формы и плоскости в творчестве П. Пикассо»
- «Мир и человек в творчестве И . Босха, Эль
Грека и С. Дали»
8. «Преодоление реалистической предметности в живописи С. Дали»
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
- Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/