СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник В.Э.Борисов-Мусатов. Мастер символизма

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картины художника Борисова-Мусатова, творчество мастера живопсца. Техника рисования картин, цветовая палитра художника.

Просмотр содержимого документа
«Художник В.Э.Борисов-Мусатов. Мастер символизма»

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870—1905)

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870—1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он поступил в реальное училище с естественно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способности мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещѐ через год — в Академию художеств.
  • Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он поступил в реальное училище с естественно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способности мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещѐ через год — в Академию художеств.
Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправился в Париж, где провѐл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенствовать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные наблюдения над натурой.
  • Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправился в Париж, где провѐл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенствовать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные наблюдения над натурой.
Приезжая на лето в родной Саратов, Борисов-Мусатов много работал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. Сюжет, события не особенно интересовали художника.
  • Приезжая на лето в родной Саратов, Борисов-Мусатов много работал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. Сюжет, события не особенно интересовали художника.
В 1897 г. он написал этюд «Агава». На переднем плане, вплотную к краю, изображѐн цветочный горшок с мясистым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом. «Агава», 1897 г.
  • В 1897 г. он написал этюд «Агава». На переднем плане, вплотную к краю, изображѐн цветочный горшок с мясистым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом.

«Агава», 1897 г.

Через год появился «Автопортрет с сестрой». Картина стилизована «под старину»: сестра художника Елена одета в платье по моде прошедших времѐн. «Автопортрет с сестрой», 1898 г.
  • Через год появился «Автопортрет с сестрой». Картина стилизована «под старину»: сестра художника Елена одета в платье по моде прошедших времѐн.

«Автопортрет с сестрой», 1898 г.

В последующих работах — «Осенний мотив» (1899 г.), «Гармония» (1900 г.), «Прогулка» (1901 г.) — живописец опять обратился к прошлому. «Осенний мотив» (1899 г.)
  • В последующих работах — «Осенний мотив» (1899 г.), «Гармония» (1900 г.), «Прогулка» (1901 г.) — живописец опять обратился к прошлому.

«Осенний мотив» (1899 г.)

 Его персонажи не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами.  «Гармония» (1900 г.),
  • Его персонажи не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами.

«Гармония» (1900 г.),

Перед зрителем открывался поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнѐзд», далѐкий от всеобщего смятения современной переломной эпохи.  «Прогулка» (1901 г.)
  • Перед зрителем открывался поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнѐзд», далѐкий от всеобщего смятения современной переломной эпохи.

«Прогулка» (1901 г.)

Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера, дающие нежные, приглушѐнные тона. Темперой выполнена картина «Гобелен» (1901 г.), изображающая двух девушек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой краски проступает фактура холста, видны переплетения нитей, узелки, и это делает картину похожей на тканый ковѐр. «Гобелен» (1901 г.),
  • Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера, дающие нежные, приглушѐнные тона. Темперой выполнена картина «Гобелен» (1901 г.), изображающая двух девушек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой краски проступает фактура холста, видны переплетения нитей, узелки, и это делает картину похожей на тканый ковѐр.

«Гобелен» (1901 г.),

На полотне «Водоѐм» (1902 г.), особенно важном в творчестве Борисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские фигуры. Время остановилось, ничего не происходит. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает увиденными прямо перед собой, то водоѐм — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия горизонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — всѐ это только отражения в овальном зеркале пруда. «Водоѐм» (1902 г.),
  • На полотне «Водоѐм» (1902 г.), особенно важном в творчестве Борисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские фигуры. Время остановилось, ничего не происходит. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает увиденными прямо перед собой, то водоѐм — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия горизонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — всѐ это только отражения в овальном зеркале пруда.

«Водоѐм» (1902 г.),

Человек полностью слился с природой. В картине преобладает голубой цвет, на нѐм построена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелѐным, рождая разнообразные цветовые сочетания. «Водоѐм» (1902 г.),
  • Человек полностью слился с природой. В картине преобладает голубой цвет, на нѐм построена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелѐным, рождая разнообразные цветовые сочетания.

«Водоѐм» (1902 г.),

Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие смены настроения. На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903—1904 гг.) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. «Изумрудное ожерелье» (1903—1904 гг.)
  • Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие смены настроения. На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903—1904 гг.) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу.

«Изумрудное ожерелье» (1903—1904 гг.)

А в картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе! «Призраки» (1903 г.)
  • А в картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

«Призраки» (1903 г.)

Его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. «Сон божества», 1903 г.
  • Его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств.

«Сон божества», 1903 г.

Последние годы жизни художник провѐл в Тарусе, на берегу Оки. Спасения от одиночества, бедности он искал среди грѐз и фантазий: так родился «Реквием» (1905 г.). Шествие героинь глубоко печально, будто бесконечно скорбная мелодия. Борисов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная смерть прервала работу. «Реквием» (1905 г.)
  • Последние годы жизни художник провѐл в Тарусе, на берегу Оки.
  • Спасения от одиночества, бедности он искал среди грѐз и фантазий: так родился «Реквием» (1905 г.). Шествие героинь глубоко печально, будто бесконечно скорбная мелодия. Борисов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная смерть прервала работу.

«Реквием» (1905 г.)

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе , на берегу Оки. «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн» , — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.
  • В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе , на берегу Оки. «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн» , — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.
 В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город. Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.
  • В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город. Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!