СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник в театре

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художник в театре»

Урок 17. Художник в театре

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с ролью художника в театре, понятиями «декорация», «макет»; учить создавать объемную композицию из бумаги; совершенствовать приемы работы в разных художественных техниках; развивать умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к творчеству, умение работать в коллективе

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с ролью художника в театре, понятиями «макет», «декорация»; научатся выполнять макет к определенному спектаклю.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; регулятивные – научатся осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре

(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; групповая, фронтальная

Основные понятия и термины

Макет, декорации

Образовательные
ресурсы

Баранова, В. В. Интегрированный урок изобразительного искусства и чтения в 3 классе «Художник в театре». Оформление спектакля по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» / В. В. Баранова. – Режим доступа : http://mou-mih.narod.ru/ms_integr_urok_iso_v_3klasse.doc


Окончание табл.

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме

Оборудование

Учебник, салфетка, цветные карандаши, бумага, краски, кисти, клей, стакан с водой, ножницы

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

– Сегодня я хочу пригласить вас в театр.

В этот самый таинственный миг

Перед тем, как распахнута сцена,

До того, как еще не возник

Мир, в котором творит Мельпомена,

Дух Театра, волшебной игры,

Пробужденный наполненным залом

И не видимый вам до поры,

Я взлетаю над старым порталом.

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Возникаю я в стуке сердец

И во взлете руки дирижера,

Перед тем как прийти, наконец,

К вам в знакомом обличье актера





II. Изучение нового материала

Вводная
беседа
«Театр».

– Ребята, кто из вас был в театре?

– Послушайте, как описывает театр Н. Ефремов: «Вот стоит дом. Дом как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. Из программы мы можем узнать все, что нам интересно о представлении до его начала: название пьесы, кто автор, какие актеры играют, кто режиссер, кто художник спектакля. Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места в партере, в ложе,

а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей или галеркой. Гаснет свет.… Поднимается занавес, зажигаются огни рампы и начинается спектакль».

– Ребята, а вы знаете, где и когда появился первый театр?

– В России театра тогда еще не было. Да что там Россия – еще не родился Иисус Христос, а греки уже знали, что такое театр.

Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию

Фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о театре.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать
в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



В средние века театральные представления происходили прямо на площади. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизиты помещались в повозке. Зато какой был праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.

В Англии такой театр назывался «Глобус», а в Италии «Комедия дель арте». Героями итальянских пьес всегда были Арлекин, Мальвина, Пьеро и Коломбина.

– Как называли бродячих артистов на Руси? (Скоморохами.)

– Впервые в России театр как здание появился триста лет назад и назывался он Потешной палатой. И лишь за последние двести лет театр стал таким, каким мы видим его сейчас. Появился зрительный зал со стульями для зрителей и сцена, оборудованная для различных представлений






Словесно-иллюстративный рассказ

с элементами беседы «Художник и театр».

– Говоря о театре, мы представляем себе удобный зрительный зал, красочные декорации, нарядные костюмы, соответствующие данной эпохе, эффектное освещение и музыкальное сопровождение представления. (Презентация. Слайды 1–10.) Важное место занимает художественно-декоративное оформление постановки, этим занимается художник-постановщик. Его задача – придумать такое

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают слайды или

Фронтальная

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Просмотр слайдов.
Работа
по учебнику (с. 82)

оформление к спектаклю, которое отражало бы замысел писателя и режиссерскую мысль.

Сначала он готовит макет – маленькую копию того, как будут выглядеть разные сцены в спектакле. Затем он готовит эскизы и чертежи всего, что должно находиться на сцене по ходу представления (специальные конструкции, мебель, костюмы, прически и т. д.).

Но в театре работает не один художник, а много других специалистов, с которыми ему приходится сотрудничать:

••есть художники-декораторы, которые рисуют декорации;

••есть художники-мебельщики, которые изготавливают необходимую обстановку;

••есть художники-костюмеры, которые создают макеты героев в костюмах;

••репетиции проходят непосредственно под контролем художника-постановщика

иллюстрации в учебнике


Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения,

анализируют ее; логические

осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в театре


III. Творческая

практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем

делать?». Рассматривание образца готового макета или иллю-

– Представьте, что я – режиссер нашего спектакля,
и я предлагаю вам принять участие в инсценировании. Поставим на сцене «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина, но не всю сказку, а сцену последнего чуда: превращения Лебеди в царевну. И, конечно же, мне нужны художники для оформления спектакля.

Анализируют готовое

изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на воп-

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу

на уроке, соблюдение норм
и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


страций

в учебнике

(с. 84–87)

Мы разделимся на группы:

– художники-декораторы (рисуют декорации к спектаклю);

– художники по костюмам (рисуют эскизы костюмов).

– Ребята, где и когда происходит действие сказки?

– На фоне какого пейзажа происходит действие?

– Чтобы декорации и костюмы соответствовали содержанию сказки, нам нужно провести небольшие исследования.

– Чтобы узнать, как выглядели древнерусские города, отправляемся в музей (организован в классе). Рассмотрим картины с изображением древнерусских городов. Обратите внимание, что города окружали крепостью. Для чего это делали?

– Прочитаем описание у А. С. Пушкина.

– Кто и что будет делать?

Художники-маринисты – рисовать море, художники-пейзажисты – остров, город на острове; художники по костюмам – создавать костюмы. Давайте обсудим образ царевны Лебедь. Вспомним, как описывает ее А. С. Пушкин.

– Рассмотрим на картинах в нашем музее, как одевались цари и царевны на Руси. (В основе костюма была длинная рубашка с длинными рукавами. Под рубашку женщины надевали сорочку без рукавов. Первым слоем у бедных женщин шел сара-

росы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы
работы


Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления макета



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



фан, а боярышни, дворянки и царевны надевали «летник» из дорогого шелка, украшенный вышивкой, жемчугом. В отличие от сарафана у летника были рукава, которые иногда доходили и до пола. Работать с такими рукавами было тяжело, их приходилось связывать на спине. Тогда появилась поговорка «Работать спустя рукава», то есть плохо, медленно. Незамужние девушки носили кокошники. Украшением для девушки была длинная коса.)

– Все русские красавицы любили наряжаться

в одежду ярких цветов: красную, зеленую. Но ведь царевна Лебедь несколько секунд назад была белой лебедью. Как мы сможем изобразить ее костюм?

Организует рассматривание образца готового макета к спектаклю, помогает проанализировать его с опорой на образец или иллюстрации в учебнике и составить последовательность работы над макетом, распределить роли в группах






Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Выполните макет к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кошкин дом», «Сказка о царе Салтане…»
(по выбору)

Выполняют задание

Групповая

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая

в состав учебного действия»).

Выполнение эскиза и лепки игрушки


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения


IV. Итоги урока. Рефлексия

Сборка макета. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует обсуждение выполненной работы, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работы – аккуратность, цветовое решение, оригинальность, соответствие духу спектакля, его тематике и т. д.)

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке? Чем занимаются
художники в театре?

– Что такое макет?

– Что должен знать художник-костюмер, создавая костюмы действующих лиц?

– Кто занимается художественно-декоративным оформлением постановки?

– Для чего нужно художественно-декоративное оформление спектакля?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Ребята, если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового, вам было интересно, положите свой жетон около веселой театральной маски; если на уроке было скучно, он вам не понравился, оставьте жетон около грустной маски

Рассматривают выполненное изделие, оценивают его.

Слушают учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Домашнее задание

Объясняет задание.

Учебник (с. 80–87)

Слушают учителя

Индивидуаль-

ная


Наблюдение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!