Классный час «Кибербуллинг»
Очень сложно представить современного подростка без мобильного телефона, ноутбука или планшета, в последнее время — с гарантированным выходом в Интернет. Дети рады изобилию гаджетов, ведь это дает им возможность общения с друзьями на расстоянии. По результатам опросов, около четверти родителей не знают, что делают их дети в Сети и с кем они общаются.
Слайд 1
Кибербуллинг
Слайд 2
БУЛЛИНГ - запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Слайд 3
Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор. Термин «кибербуллинг» был впервые введен в научный оборот канадским педагогом Биллом Белсеем, который определял его как преднамеренное, повторяющиеся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии.
Слайд 4
Американские исследователи выделили восемь основных типов кибербуллинга:
Слайд 5-7
Перепалки, или флейминг - обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, провоцирующими конфликт, разворачивается обычно в публичных местах Сети.
Нападки, постоянные изнурительные атаки - повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву.
Клевета - распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер.
Самозванство, перевоплощение в определенное лицо - преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным именем и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Создание двойника виртуальной личности.
Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение - получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей.
Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
Хеппислепинг (HappySlapping - счастливое хлопанье, радостное избиение) - название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Слайд 8
Согласно исследованиям, наиболее часто жертвами различного рода психологического насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников становятся:
– подростки, воспитывающиеся в условиях жестоких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие по отношению к слабым;
– подростки, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода.
– подростки, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «Нет»
– подростки с психическими или физическими аномалиями неспособные адекватно оценить опасные ситуации;
– подростки из семей низкого социального статуса;
– подростки, склонные к творчеству, так называемые «творческие натуры», стремящиеся к самовыражению.
Слайд 9
Родители четырнадцатилетней Алены обратились к психологу по поводу агрессивного поведения их дочери в Сети. Их вызвали в школу и объявили, что девочка занимается травлей своей одноклассницы: пишет оскорбления на ее стене «ВКонтакте», забрасывает спамом, монтирует и рассылает ее «фотографии» в Сети, от ее имени отправляет сообщения различного характера другим пользователям. Родители жертвы сумели определить обидчика и обратились к администрации школы, к родителям девочки.
Для педагогов и родителей Алены ее роль в травле одноклассницы была открытием: Алена не пользовалась авторитетом в классе, не имела друзей, была тихой и незаметной. О том, что девочка — кибербуллер, взрослые и не подозревали!
В реальной жизни для жертвы выбирается тот, кто младше и слабее. Жертва — это, как правило, человек с низкой самооценкой, которого можно легко «опустить». Довольно сложно представить жизненную ситуацию, в которой жертва и агрессор меняются местами. В Интернете это сделать очень легко. В ряды преследователей, кибербуллеров, становятся дети с низкой самооценкой. Анонимность (аватары у подростков часто вымышленные и позволяют сохранить тайну имени) дает возможность «слабакам» реализовать то, на что они не решаются в реальности.
Слайд 10-13
Результаты исследования лаборатории Касперского.
Сравнительная характеристика жертв кибербуллинга России и стран ЕС.
Слайд 14
Как защититься от кибербуллера:
При общении в Интернете, Вы должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
Правильно реагируйте на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
Если по электронной почте или другим каналам кто-то направляет угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию.
Не выкладывать в Интернете личную информацию (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, множество личных фотографий). Она может быть использована агрессорами против них.
Слайд 15
Меру защиты:
Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подвергается кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу.
Необходимо сделать скриншот экрана компьютера или сохранить переписку.
Практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
Если вы считаете, что ситуация выходит из-под контроля, обращайтесь с заявлением в правоохранительные органы.
Слайд 16
Безопасность детей в Интернете отражены в следующих нормативно-правовых актах:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815).
3. 436-ФЗ от 29.12.2010г. « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
4. 252-ФЗ от 21.07.2011г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Слайд 17.
Действия интернет-хулиганов подпадают под следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации:
— статья 128 («Клевета»);
— статья 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»);
— статья 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»);
— статья 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»).
Слайд 18-19
Горячая линия и центры, которые занимаются проблемой кибербуллинга.