Ибрайханова Жанар Наримановна Портфолио учителя Отчет В2
Группа № 2 3-го уровня
Город Павлодар 22.04.2014
Отчет по одному уроку из запланированной
серии последовательных уроков
В период прохождения второго этапа курсов третьего (базового) уровня школьной практики в серию последовательных уроков согласно календарному планированию был включен урок на тему «Передача мяча сверху и снизу двумя руками в игре волейбол». При подготовке к уроку руководствовалась Госстандартом, учебной программой, учебником, собственным опытом, теорией, изученной на курсах 3 уровня, «Руководством для учителя» Кембриджского университета.
Запланированный урок состоит из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Для успешного изучения темы использовала материалы исследования «Совершенствование техники игры в волейбол». Основными методами обучения были активные формы работы, стратегии критического мышления: групповая и парная работа (НП), составление диаграммы Венна для формативного-критического оценивания, диалогическая беседа. Ключевой идеей для рефлексивного анализа использовала модуль "Диалогическое обучение" стр.145 «В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя, и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того чтобы протестировать знания учеников, но и для того чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление». На первом уроке я ставила целью определить уровень достижений учащихся, повысить мотивацию к предмету, совершенствовать технику выполнения приема мяча сверху и снизу в игре волейбол через использование семи модулей.
На организационно-мотивационном этапе главной задачей было создание благоприятной атмосферы на уроке через просмотр видеролика «Фантастический волейбол», заполнение таблицы по вопросам:

Рис 1. Просмотр видео ролика «Фантастический волейбол»
1. Что вы знаете о волейболе?
2. Что хотели бы узнать о волейболе?
3. Что узнали нового об этой игре?
Какова деятельность учеников | С какой целью происходит деятельность | Роль учителя |
| Выяснение знаний учащихся по теме урока и актуализация имеющихся знаний. | Организация работы по методу «Разрезной открытки» в группах. |
Выполняют разминку специально беговых упражнений, по ходу выполнения формативно оценивают себя по технике «Сигналы рукой». | Физическая подготовка учащихся к выполнению последующих заданий на уроке, определение уровня подготовленности. | Организация работы с учащимися, проведение специальных беговых упражнений. |
На этапе усвоения новых знаний и способов действий работают в режиме НП. После демонстрации учителем передачи мяча сверху и снизу в парах отрабатывают эти навыки. Игра «Штурман и пилот» в режиме КМ: пилот объясняет прием и передачу мяча сверху, штурман исполняет данный прием, затем учащиеся меняются ролями. | Отработка навыков приема передачи мяча сверху и снизу через организацию парной работы, формирование КМ учащихся. | Демонстрация приема и передачи мяча сверху и снизу, наблюдение за выполнением техники игры в волейбол. |
На этапе закрепления проводят игру «Мяч в воздухе» в режиме групповой работы (НП) и «Четвертый лишний», когда из игры выбывает ученик, не справившийся с передачей мяча через сетку. | Определение уровня усвоения нового материала, выявление пробелов в умениях и их коррекция. | Организация и проведение игр, наблюдение и проведение коррекционной работы. |
На этапе подведения итогов заполняют индивидуальную карточку по оцениванию работы на уроке в паре и в группе. | Анализ и оценка успешности в достижении цели урока и определение перспективы последующей работы | Консультирование и наблюдение за заполнением карточки. Наблюдение за тем, как ученики оценивали свое обучение |
Этап рефлексии проводится по методике «Две звезды, пожелание» | Мобилизация учащихся на рефлексию своего обучения и усвоение принципов сотрудничества. | Постановка вопросов: что понравилось на уроке? Что вы взяли для себя? |
Таблица 1. Совместная деятельность ученика и учителя
Для достижения цели урока я применила новые подходы: активные формы, несколько видов опроса, степени оценивания, ИКТ. Критерии оценивания: я знаю, в чем важность игры в волейбол, в том числе приемы передачи мяча сверху и снизу, я умею принимать волейбольный мяч с верхней и нижней передачи, я могу применять эти приемы при игре в волейбол – позволили учащимся проанализировать результаты обучения. Благодаря активным формам деятельности, работа учащихся на уроке была достаточно успешной. На уроке я использовала формативное вербальное оценивание с целью создания положительного эмоционального настроя. Подбадривала ребят словами: «Прекрасно! Молодец! Хорошо справилась! Отлично!» Создав благоприятную эмоциональную среду, на протяжении урока стремилась обеспечить положительную мотивацию, чтобы ученик понял, что он не знает по данной теме, и что хотел бы узнать.
1. Просмотрев видеоролик «Фантастический волейбол», на вопрос: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?» - учащиеся ответили правильно, затем сами составили два вопроса к фильму в парах. Это позволило проанализировать и обобщить материал. На организационно-мотивационном этапе учащиеся нацелены на приобретение новых знаний и навыков через заполнение таблицы:
1. Что вы знаете о волейболе?
2. Что узнали нового об этой игре?
3. Что хотели бы узнать о волейболе?
Из 12 учащихся 10 показали хорошие знания о волейболе. Талантливая ученица А назвала основные правила игры, она хотела бы узнать много интересного об игре и волейбольных командах Казахстана. Ученица Д проявила интерес к игрокам, которые мастерски владеют мячом и сама хотела бы научиться этой игре. Ученица Ж проявила интерес к видео, но сомневается, что сможет овладеть приемами игры волейбол.
2. Задание группам: "Определить тему урока методом «Разрезная открытка». Что же получилось? Из 3 групп смешанного типа 2 группы выполнили задание быстро и правильно. Почему? Ученица А (А), став лидером группы, организовала деятельность ребят, что привело к хорошему результату. Ученица Д (В) владеет навыком работы в группе, поэтому активна при выполнении задания. Группа №3 справилась с заданием позже других, так как были пассивны в начале урока, в том числе и ученица Ж (С).



Рис 2. На основе визуальных свидетельств Рис 3. «Сигналы рукой»
3. Учащиеся выполняют разминку специально беговых упражнений, формативно оценивая себя по технике «Сигналы рукой». Упражнения соответствуют возрастным особенностям учащихся (ВО), нацелены на физическую подготовку учащихся к выполнению последующих заданий на уроке. Разминочные задания носят игровой характер: учащиеся в парах (НП) выполняют рывок в беге к волейбольной сетке и становятся на свои места. Хорошая физическая подготовка у А, Д. Соревнования ведутся между шеренгами: команда, быстрее всех занявшая свое место, получает очко. Формативное оценивание учащимися своих действий по методике «Сигналы рукой» дает возможность учителю прослеживать правильность выполнения упражнений, делать коррекцию по ходу разминки. Ученица Ж из-за слабой физической подготовки выполняет разминку на среднем уровне.
4. На этапе усвоения новых знаний и способов действий учащиеся работают в режиме Новых подходов (в парах). Учитель демонстрирует приемы передачи мяча: имитация передачи мяча сверху и снизу. После демонстрации учащиеся в парах отрабатывают эти навыки. Парная работа показала, что в основном учащиеся правильно выполняют верхнюю передачу мяча, особенно хорошо справляются ученицы А и Д. Сложность представляет нижняя передача и прием мяча для ученицы Ж, которая не может точно произвести передачу мяча и правильно выполнить выход на мяч. Эта ученица требует особого внимания на последующих уроках.



Рис 4. Работа в парах «Пилот и штурман»
Для первичного закрепления проводится игра «Пилот и штурман» в режиме КМ: пилот объясняет прием и передачу мяча сверху, штурман исполняет данный прием, затем они меняются ролями. Пилот оценивает действия пилота поощрительными хлопками: «правильно» - серия хлопков, «правильно, но с незначительными ошибками» - 3 хлопка, «правильно, но с ошибками» - 1 хлопок. Вот как реагировали на это задание 3 наблюдаемых ученика. А (А) хорошо исполнила обе роли, без ошибок выполнила приемы игры. Но при оценивании резко критиковала Ж. Д (В) как штурман смогла объяснить приемы, но ей указали на неправильную постановку рук. Ж (С) нарушила последовательность объяснения, затруднялась в приеме и передаче мяча сверху. Данная методика позволила учащимся критически оценить приобретенные на уроке умения и навыки. В паре ТиО успешно выполняли ролевую игру ученицы А и Д, так как они были правильно мотивированы в начале урока. Средний уровень продемонстрировали пары учениц М и Д. Слабую игру показала пара Ж и З.
Особенностью данного вида работы является умение работать самостоятельно, в паре и в группе. Успешность совместной деятельности проявлялась в том, что дети придерживались выработанных правил групповой работы, четкого распределения обязанностей, так как на вводных тренингах уделялось этому внимание. Во всех группах обсуждение и создание постера было бурным, демонстрировало понимание и осмысление учащимися цели совместной работы. Учащиеся не испытывали трудностей при выполнении, так как предыдущие задания помогли подготовиться к его успешному выполнению.
У разных учеников наблюдались различные реакции в активных формах деятельности, ведь все были ознакомлены с критериями успешности: я знаю, в чем важность игры в волейбол, в том числе приемы передачи мяча сверху и снизу, я умею принимать волейбольный мяч с верхней и нижней передачи, я могу применять эти приемы при игре в волейбол.
Что в итоге вышло из ознакомления с критериями успешности?
Из талантливых учеников А вышла на критерий уровня «А» и успешно выполнила приемы передачи мяча.



Рис.5 Работа ТиО
Данара, показавшая результат уровня "В", не смогла осознанно сделать выбор по критериям, у нее это получилось в ходе выполнения совместных действий. Общая физическая подготовка у ученицы Д на хорощем уровне, это сказалось на ее успешности в приеме и передаче мяча.
Ученица Ж смогла показать на данном уроке только результаты группы "А", имеет низкий уровень спортивной подготовки, до серии уроков у нее присутствовал барьер неуверенности в приеме мяча, в процессе обучения была невнимательна, отвлекалась, что повлияло на оказывало влияние на процесс самообучения. Но тем не менее она выполняет приемы игры волейбол, но с ошибками и под наблюдением учителя. Эта ученица требуют в дальнейшем большего внимания на уроках. У ученицы Ж прием мяча снизу был более успешным на заключительном этапе урока, когда она отработала эти навыки работала в паре с А (ТиО).
На протяжении всего урока на каждом этапе проходил диалог. Насколько успешным был диалог учитель-ученик? Диалог в ходе консультирования по активным формам работы учащихся позволил определить, насколько понятен им дальнейший процесс обучения. Транскрипт диалога между учителем-учеником на мотивационном этапе урока:

Таблица 2. Транскрипт диалога учитель - ученик для мотивации
дальнейшего обучения
Успешность данного диалога прослеживается активностью учащихся, свободным высказыванием вопросов и своего понимания процесса обучения.
В основной части урока в группах происходил обмен идеями и мнениями. Но предлагаемые идеи внутри группы проходили оценивание через постановку вопросов друг другу. Например, предлагая подводящее упражнение для овладения техническим приемом одним учащимся, другие задавали вопросы на понимание: «Покажите мне, как подбрасывать мяч; как осуществляется удар по мячу»; на анализ: «Объясните, как это упражнение позволит освоить двигательное действие». Таким образом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них, учащиеся анализировали, насколько будет эффективным использование того или иного упражнения.
На этапе осмысления я проводила формативное оценивание «Две звезды, одно желание», чтобы ребята слушали и учились объективно оценивать друг друга. Этот прием научил их не только оценивать, но и уметь правильно дать совет, не высказывая «прямо» недостатков. Ученицы А и Д, заполняя таблицу формативного оценивания, аргументировали свои комментарии, данные другой группе, а Ж не смогла отстоять свою точку зрения.

Рис. 6 Оценивание «Две звезды, одно желание»
Чтобы научить оцениванию, я подробно описала свои действия на уроке, действия учеников, кто отличился на уроке, а кому из ребят нужно позаниматься. Отметила, что получилось у меня на уроке, а что не соответствовало моим планам, что я планирую на следующий урок. Ребята были удивлены. Я думаю, что данный прием научил их многому: они поняли, что я наблюдаю за каждым на уроке, что я не равнодушна к тому, что они делают. Они поняли, что мы не просто занимаемся спортом, а стараемся проанализировать и оценить свои действия на уроке
Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие:
Понимание детьми процесса обучения.
Понимание того, чему обучать.
Представление о том, как структурировать учебный процесс.
Как оценить результативность обучения. (Руководство учителя – стр. 138)
По итогам проведения серии последовательных уроков, аккумулируя 7 модулями программы, проведя 1 урок СПУ поняла, что урок обязательно должен охватывать все семь модулей, научилась структурировать урок, взяв на заметку проблемы, с которыми я столкнулась в ходе 1 урока. На каждом уроке особо важен диалог в классе, так как:
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию учениками своих идей;
помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Рук. учителя – стр. 145) Останавливаясь на стратегиях опроса, могу сказать, что в ходе беседы «Учитель – ученик» можно было проследить, как учащиеся могут отвечать на вопросы учителя, что свидетельствует об уровне развития мышления учащихся. КМ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. (Рук. учителя – стр.166)
С целью повышения качества обучения учеников я буду вносить следующие изменения:
-разрабатывать следующий урок в соответствии с тем, какое умение обучающихся было недостаточно сформировано на данном уроке;
-развивать умение учеников эффективно взаимодействовать;
-уделять большее внимание помощи и разъяснительной работе для учеников, показавших результат уровня "А";
- учитывать при подготовке к уроку разработку усложненных заданий.
- совершенствовать на каждом уроке навыки и умения игры в волейбол.
Список использованной литературы:
Руководство для учителя (третий базовый уровень). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 – 103 с.
4