Контрольная работа по ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 9 –х классов, осваивающих
образовательные программы основного общего образования
Вариант № 2
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом; часть 2 содержит 5 заданий, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий, но рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 — 30 минут, на выполнение заданий части 2 — 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1 –12 записываются в виде числа, слова, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Результатом выполнения каждого из заданий 13—15 является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольной работы не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов № 1 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1 –10 являются число, слово, последовательность букв или цифр. Ответы сначала укажите в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
-
В кодировке КОИ –8 каждый символ кодируется 8 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Школьные предметы: ОБЖ, химия, физика, алгебра, биология, география, литература, информатика».
Ученик удалил из списка название одного предмета, а также лишние запятую и пробел – два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 10 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название предмета.
Ответ:
-
Валя шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её код. Коды букв даны в таблице.
А | В | Д | О | Р | У |
01 | 011 | 100 | 111 | 010 | 001 |
Некоторые кодовые цепочки можно расшифровать несколькими способами. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ.
Даны три кодовые цепочки:
11101001
100111
0100100101
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите – в ответе расшифрованное слово. :
Ответ:
-
Напишите наименьшее натуральное число х, для которого ИСТИННО высказывание:
(x2)).
Ответ:
-
Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E | F |
A | | 3 | 4 | | | 18 |
B | 3 | | 3 | | | |
C | 4 | 3 | | 4 | | |
D | | | 4 | | 2 | 6 |
E | | | | 2 | | 1 |
F | 18 | | | 6 | 1 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.
Ответ:
-
У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на 4
2. вычти 1
Первая из них увеличивает число на экране в 4 раза, вторая уменьшает его на 1.
Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 120, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 11221 – это алгоритм:
умножь на 4
умножь на 4
вычти 1
вычти 1
умножь на 4, который преобразует число 1 в 56.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
-
Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s А OR t 12 THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" END IF | s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s А) or (t 12): print("YES") else: print("NO") |
Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,t,A: integer; begin readln(s); readln(t); readln(A); if (s А) or (t 12) then writeln ('YES') else writeln ('NO') end. | алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s А или t 12 то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
С++ |
#include using namespace std; int main() { int s, t, A; cin s; cin t; cin A; if(s А) or (t 12) cout else cout return 0; } |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(13,2); (11, 12); ( –12, 12); (2, —2); (-10, —10); (6, –5); (2, 8); (9,10); (1, 13).
Укажите наименьшее целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «УЕS» четыре раза.
Ответ:
-
Доступ к файлу hello.ppt, находящемуся на сервере message.org осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
1) /
2) hello
3) org
4) message.
5) .ppt
6) ://
7) http
8. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Ключевое слово | Количество страниц (тыс.) |
Математика&Информатика | 330 |
Математика&Физика | 270 |
Математика&(Информатика|Физика) | 520 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Математика&Информатика&Физика?
Ответ::
9. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город И, проходящих через город Г?
Ответ:
10. Переведите число 516 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Ответ:
11. В одном из произведений А. П. Чехова, текст которого приведён в подкаталоге Чехов каталогаПроза, присутствует персонаж Лопахин. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните профессию этого персонажа.
Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.
Ответ:
12. Сколько файлов с расширением .doc содержится в подкаталогах каталога Task12? В ответе укажите только число.
Выполните задание, распаковав архив на своём компьютере.
Ответ:
13. Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.
Данный тест должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, название таблицы и заголовки столбцов — по центру, первая строка первого абзаца имеет отступ в 1 см.
В тексте есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
14. В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
| А | B | C | D | E | F |
1 | Дата | Температура | Осадки | Давление | Ветер | Скорость ветра |
2 | 1 января | 0,7 | 15,2 | 748 | ЮВ | 4,2 |
3 | 2 января | 0,4 | 4,6 | 751 | В | 4,7 |
4 | 3 января | –1,9 | 1,4 | 747 | C | 2,4 |
5 | 4 января | –7,7 | 0,2 | 752 | З | 4,7 |
В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B – среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C – количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D – среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты – одно из восьми возможных значений «СЗ», «С», «СВ», «В», «ЮВ», «Ю», «ЮЗ», «З». В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду). Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса и постройте диаграмму:
1. Какой была средняя температура воздуха в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы с точностью до сотых.
2. Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул южный (Ю) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью до сотых.
Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение направлений ветров «ЮВ», «Ю», «ЮЗ». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Ответ:
15. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды –приказы:
вверхвниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия. Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нцпока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеются две вертикальные стены и одна горизонтальная, соединяющая нижний конец левой и верхний конец правой вертикальных стен. Длины стен неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной слева от нижнего края правой вертикальной стены, рядом со стеной. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, примыкающие к вертикальным стенам справа. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.