Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант № 185720
1. В каком году произошел Соляной бунт?
1) 1549 г.
2) 1606 г.
3) 1648 г.
4) 1687 г.
2. Какое из перечисленных событий произошло в период правления Ивана III?
1) созыв первого Земского собора
2) присоединение Новгорода к Московскому княжеству
3) перенос резиденции митрополита в Москву
4) церковная реформа патриарха Никона
3. Что из перечисленного было результатом народных волнений в Москве в 1662 г.?
1) ликвидация кормлений
2) упразднение стрелецкого войска
3) введение бессрочного сыска крестьян
4) прекращение чеканки медных денег
4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.
«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».
1) XIV в.
2) XV в.
3) XVI в.
4) XVII в
5. Укажите период времени, когда в России начался промышленный переворот.
1) конец XVIII в.
2) первая половина XIX в.
3) вторая половина XIX в.
4) начало XX в.
6. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?
1) присоединение к России Левобережной Украины
2) присоединение к России Финляндии
3) восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
4) Семилетняя война
7. Что из названного относится к причинам возникновения декабристских организаций?
1) широкое распространение идей западничества
2) недовольство проектами реформ М. М. Сперанского
3) рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г.
4) широкое распространение идей славянофильства в России
8. Прочтите отрывок из манифеста и укажите монарха, издавшего данный манифест.
«От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединённые, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошёл в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.
Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы, и где он? Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами чёрных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей».
1) Пётр I
2) Екатерина II
3) Александр I
4) Александр II
9. Кто возглавил Второе ополчение, освободившее Москву от интервентов в 1612 г.?
1) К. Минин и Д. Пожарский
2) И. Болотников и И. Заруцкий
3) Д. Трубецкой и П. Ляпунов
4) В. Шуйский и В. Скопин-Шуйский
10. Укажите русского иконописца, который вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля.
1) Андрей Рублёв
2) Фёдор Конь
3) Аристотель Фиораванти
4) Симон Ушаков
11. В каком году был образован СССР?
1) 1917 г.
2) 1919 г.
3) 1922 г.
4) 1925 г.
12. Какой объект был построен в годы первых пятилеток?
1) Днепрогэс
2) Волжский автомобильный завод
3) Братская ГЭС
4) Красноярская ГЭС
13. В результате осуществления политики индустриализации в 1930-е гг.
1) экономика СССР по объёмам производства промышленной продукции достигла уровня 1913 г.
2) в СССР была создана атомная энергетика
3) уменьшился импорт промышленного оборудования
4) резко сократилась численность городского населения
14. Командирами крупных партизанских соединений в годы Великой Отечественной войны были
1) И. В. Панфилов и Л. М. Доватор
2) А. Н. Сабуров и С. А. Ковпак
3) Н. Ф. Ватутин и И. Д. Черняховский
4) В. И. Чуйков и М. С. Шумилов
15. Прочтите отрывок из сводки Совинформбюро и укажите год, о событиях которого идёт речь.
«Войска 2-го Украинского фронта, продолжая стремительное наступление, несколько дней назад форсировали реку Днестр на участке протяжением 175 километров, овладели городом и важным железнодорожным узлом Бельцы и, развивая наступление, вышли на нашу государственную границу – реку Прут – на фронте протяжением в 85 километров».
1) 1941 г.
2) 1942 г.
3) 1943 г.
4) 1944 г.
16. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) Карибский кризис
2) ввод советских войск в Афганистан
3) создание СЭВ
4) подписание договора ОСВ-1
17. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС принял решение о
1) либерализации цен
2) приватизации государственной собственности
3) разработке нового союзного договора
4) курсе на ускорение научно-технического прогресса
18. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите год, когда произошли описанные события.
«Лаврентию Берии сказано было в лицо жёстко и гневно всё, что нужно было сказать, и прежде всего главное: что он метит в новые диктаторы, что он поставил органы государственной безопасности над партией и правительством, что он замыслил и разыгрывает свои собственные планы.
В первые минуты Берия был ошарашен. С каждым мгновением он не столько понимал разумом, сколько ощущал всем холодеющим нутром, что это — не недоразумение. Не проработка. Это что-то страшное и неотвратимое. А когда было сказано, что он арестован и будет предан следствию и суду, зелёно-коричневая краска поползла по его лицу — от подбородка к вискам и на лоб.
В зал заседаний вошли вооружённые маршалы. Они эскортировали его до машины».
1) 1937 г.
2) 1953 г.
3) 1957 г.
4) 1964 г.
19. В период Гражданской войны войсками Красной армии в должности народного комиссара по военным и морским делам руководил
1) И. В. Сталин
2) Ф. Э. Дзержинский
3) Я. М. Свердлов
4) Л. Д. Троцкий
20. Рассмотрите схему.

Границы Московского княжества (Российского государства), обозначенные на схеме, соответствуют времени окончания правления
1) Василия I
2) Ивана III
3) Василия III
4) Михаила Романова
21. Для культурной жизни в период «оттепели» было характерно
1) создание Союза писателей
2) полное отсутствие цензуры
3) начало издания произведений о жизни заключенных ГУЛАГа
4) господство авангардного направления в живописи
22. Рассмотрите монету и выполните задание.

Монета посвящена памяти выдающегося русского
1) композитора
2) скульптора
3) живописца
4) поэта
23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) создание группы «Освобождение труда»;
2) принятие Программы и Устава РСДРП;
3) образование партий кадетов и октябристов;
4) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
24. Установите соответствие между правителями России и событиями, связанными с их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВИТЕЛИ РОССИИ | | СОБЫТИЯ |
А) Иван III Б) Василий III В) Иван IV | | 1) создание первого общерусского Судебника 2) присоединение к Московскому государству Смоленска 3) созыв первого Земского собора 4) учреждение патриаршества в России |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Какие реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860—1870 гг.? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) губернская;
2) министерская;
3) церковная;
4) земская;
5) судебная.
26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Составы Временного правительства (человек)
Партия | 1-й состав | 2-й состав | 3-й состав | 4-й состав |
Кадеты | 8 | 8 | 7 | 6 |
Октябристы | 2 | 1 | 0 | 0 |
Эсеры | 1 | 3 | 5 | 2 |
Меньшевики | 0 | 2 | 3 | 4 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) Представители партии кадетов участвовали в работе | 1) всех составов Временного правительства |
Б) Представители партии октябристов участвовали в работе | 2) представители партии эсеров |
В) Постоянно увеличивали свою численность в составе Временного правительства | 3) представители партии меньшевиков |
| 4) только 1-го и 2-го составов Временного правительства |
| 5) только 3-го и 4-го составов Временного правительства |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. «Городское сословие в России конца XVIII — начала XX в., в основном состоявшее из мелких торговцев и ремесленников».
28. Сравните позиции Москвы и Твери в борьбе за роль центра объединения русских земель. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) на княжеском престоле находились потомки Рюрика;
2) поддержка князя митрополитом;
3) разорение княжества в первой половине XIV в. в результате подавления мощного антиордынского восстания;
4) расположение на торговых путях.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

30. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с народными движениями XVII в.
1) «поход за зипунами»; 2) разинцы; 3) пугачёвцы; 4) Соляной бунт; 5) Медный бунт.
Найдите и запишите порядковый номер названия, «выпадающего» из данного ряда.
31. Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.
Из сочинения историка.
«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».
32. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения
33. Молодой человек обучался в привилегированном учебном заведении, созданном по указу императора для своих младших братьев. После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное
гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.
1) Назовите императора, о котором идёт речь.
2) Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?
3) Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.
34. Известно, что Временное правительство стремилось вести иную, чем дореволюционное царское правительство, внешнюю политику, однако между внешней политикой Временного правительства и дореволюционного правительства было много общего. Приведите не менее двух фактов, доказывающих эту общность.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Десталинизация в СССР в 1950—1960-х гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с процессом десталинизации в СССР в 1950—1960-х гг.