Вариант 11
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) сражение при Кагуле Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев В) начало Корейской войны Г) отмена кормлений | | 1) 988 г. 2) 1185 г. 3) 1556 г. 4) 1770 г. 5) 1950 г. 6) 1979 г. |
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Невская битва 2) Походы Олега на Царьград 3) Нормандское завоевание Англии
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | | ФАКТЫ |
A) опричнина Б) коллективизация B) феодальная война второй четверти XV в. Г) Великие реформы | | 1) отмена крепостного права в 1861 г. 2) Соловецкое восстание 3) массовый голод в некоторых районах СССР в 1932−1933 гг. 4) правление Елены Глинской 5) карательный поход Ивана IV на Новгород 6) приход к власти Василия II |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие |
п-ов Крым | ____________ (А) | ____________ (Б) |
____________ (В) | оборона от польских интервентов | ____________ (Г) |
Гросс-Егерсдорф | ____________ (Д) | 1750-ые г. |
____________ (Е) | победа русского флота | 1710-ые г. |
Пропущенные элементы:
1) Смоленск 2) сражение русской и французской армий 3) 1680-ые г. 4) 1690-ые г.
5) сражение русской и прусской армий 6) походы В. В. Голицына 7) Псков
8) мыс Гангут 9) 1609-1611 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и историческими событиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ | | ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
А) М. М. Сперанский Б) Н. А. Милютин В) Д. А. Милютин Г) С. В. Зубатов | | 1) отмена крепостного права 2) создание Крестьянского Банка 3) практика «полицейского социализма» 4) военная реформа 5) создание Государственного Совета |
6. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Данный Декрет был издан в 1917 г.
2) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.
3) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.
4) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.
5) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.
6) Декрет выражает позицию партии большевиков.
7. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | | ФАКТ БИОГРАФИИ |
А) Алевиз Новый Б) О. А. Кипренский В) Андрей Чохов Г) К. М. Симонов | | 1) Мастер литья, создатель Царь-пушки. 2) Современник Александра III. 3) Зодчий, построивший Архангельский собор Московского Кремля. 4) Автор портрета А. С. Пушкина. 5) Автор лирических стихотворений периода Великой Отечественной войны. 6) Один из основателей русской музыкальной школы. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Напишите имя князя, предпринявшего поход, изображённый на схеме.
9. Напишите название города, обозначенного на схеме под цифрой «1».
10. Рассмотрите схему и выполните задания
11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Поход, который отображён на схеме, привел к распаду единого Древнерусского государства.
2) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, предпринял в дальнейшем успешный поход на Византию.
3) Незадолго до событий, которым посвящена схема, население изображённого на ней под цифрой «1» города и прилегающих территорий, платило дань государству, изображённому на схеме под цифрой «3».
4) Изображённое под цифрой «3» государство было уничтожено в результате действий князя, поход которого изображён на схеме.
5) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, погиб в результате схватки с печенегами.
6) Город, изображённый на схеме под цифрой «2», в древнерусских летописях назывался Царьградом.
12. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
13. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
14. Какому событию посвящена данная картина?
Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
15. Какой из приведенных культурных объектов был посвящен полководцу войны, к которой относится сражение, изображенное на картине? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник культуры. Назовите политического деятеля, который руководил СССР в период события, которому посвящена картина.
16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Сижу в окопе еще с одним солдатом. Это 20-летний парень из Австрии, у него дизентерия, и воняет от него невыносимо. Непрерывный обстрел. Мне больно ушам и очень холодно. В 50 метрах от меня Волга. Мы совсем рядом с противником. Я уже совершенно равнодушен ко всему. Я не вижу выхода из этого страшного ада. Раненых не увозят, они лежат по деревням в кольце окружения. Я могу надеяться только на божье чудо. Ничто другое здесь не может помочь. Наша артиллерия совершенно замолчала, вероятно, не хватает боеприпасов. Я голоден, замерз, мои ноги как лед. Мы оба не произносим ни слова — о чем говорить?»
Б) «Противник сумел за сутки продвинуться только на некоторых участках на 50—100 метров, он начал выдыхаться. Чувствовалось, что не только наши войска поредели и обескровились, но и захватчики не могут повторять без конца свои безумные атаки? Они захлебывались в собственной крови. Материальные запасы противника также истощились. Удары авиации противника снизились с трех тысяч до одной тысячи самолето-вылетов в сутки. Все же, несмотря на колоссальные потери, Паулюс не отказывался от мысли взять город полностью. Появлялись свежие пехотные части и танки, которые, невзирая на потери, ломились вперед, к Волге. Казалось, Гитлер готов истребить всю Германию за один этот город.»
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на проблемы, которые испытывали немецкие части и солдаты.
17. В 1634 г. завершилась Смоленская война. Укажите три последствия этого события.
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «местничество». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. В XVI-XVII вв. во Франции и России происходит сокращение роли сословно-представительных органов власти. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных процесса повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительства в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Франции: ________________________________________________