СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМ ЕГЭ по русскому языку»

Экология души  — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа  — будет грязной экология нашей планеты.

Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается в нашей помощи и взывает к ней, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно  — формирует личность человека. […] этим она и ценна для нас, людей. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!


1.  Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в тексте. Запишите эту частицу.


2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)  УРОВЕНЬ. Степень величины, развития, значимости чего-либо. Уровень образования.

2)  РАЗВИТИЕ. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Законы общественного развития.

3)  ПРИРОДА. Врождённые поведенческие качества, наклонности человека, а также находящаяся вне человека сила, принимавшая участие в наделении его этими качествами. П. наделила, одарила кого-л. чем-л. П. создала кого-л. каким-л. П. обделила кого-л. П. отказала ему в музыкальном слухе.

4)  СРЕДА. День недели. После вторника наступает среда.

5)  ДУША. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Радостно на душе.


3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1)  Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения, однородных и уточняющих членов, сложных предложений с разными видами связи между частями; встречаются неполные предложения.

2)  Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя и достигается за счет использования эпитетов (золотые пески, могучий дуб), развёрнутых метафор (…в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой.), олицетворений (природа взывает к помощи).

3)  В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.

4)  Использование восклицания в конце фрагмента придает тексту особую эмоциональность, торжественность и акцентирует внимание на содержании призыва (нужно беречь свои души), являющегося выводом из всего рассуждения.

5)  В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: чувство добра, экология планеты.

4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)  квАртал

2)  окружИт

3)  Оптовый

4)  прозорлИва

5)  донИзу


5.  В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Выдры  — необычайно смышлёные и РАССУДИТЕЛЬНЫЕ существа.

В устье реки виднелись ЯВСТВЕННЫЕ очертания корабля.

Отбирало артистов для участия в конкурсе весьма ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ жюри.

Зная горячий, ВЗРЫВНОЙ характер отца, мы не хотели его беспокоить.

Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.


6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а в связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.


7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

страховые ПОЛИСА

нет ПОЛУТОРА ставок

КОНТЕЙНЕРЫ

мы не ЛЖЁМ

Северный и Южный ПОЛЮСЫ


8.   ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б)  неправильное построение предложения с причастным оборотом

В)  нарушение в построении сложного предложения

Г)  нарушение в построении предложения с однородными членами

Д)  неправильный выбор предложно-падежной формы существительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.

2)  Приехав в поместье, мне стало легко, будто камень с души свалился.

3)  Юля бросилась наперерез всадника, чтобы попросить его о помощи.

4)  Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.

5)  Няня, поставив вазу с цветами на стол, принялась за уборку, но то и дело останавливалась, чтобы полюбоваться букетом.

6)  Лежавшие у меня на столе книги Вальтера Скотта были прочитаны уже много раз и имели потрёпанный вид.

7)  Согласно распоряжению нового министра, в ближайшее время специальная комиссия будет проводить проверки на местах.

8)  Я хорошо знал и искренне восторгался сильным и одновременно мягким, деликатным характером своего отца.

9)  Так думала она, вдохновляясь открытием и не подозревая, какой монолог госпожи Тучковой предшествовал этому умиротворяющему чаепитию.


A

Б

В

Г

Д

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

2)  прил..скать (щенка), преобр..зовать, выр..сту

3)  с..тевой (шнур), ум..ляться (ребёнком), п..тнистый

4)  соб..рёт, з..рновой, пос..деть (от горя)

5)  аб..туриент, нав..вать (воспоминания), ол..цетворение


10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый

2)  в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е

3)  сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать

4)  опр..кинуть, пр..родина, под..брать

5)  ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый


11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  засушл..вый, застр..вать

2)  жал..ваться, идеализир..вать

3)  бревенч..тый, издавн..

4)  подстра..ваться, (певица) обезголос..ла

5)  затверд..вать, магни..вый


12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  леле..шь, несгиба..мый

2)  помн..шь, вид..мый

3)  верт..шься, потрат..вший

4)  расскаж..шь, увенч..нный

5)  самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся


13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1)  Это был (НЕ)СПОКОЙНЫЙ во все времена южный город;

2)  Яма оказалась (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но широкая;

3)  Посетители (НЕ)СПЕША проходят по залам музея, открывшегося после реставрации.

4)  Для каждого писателя Пушкин  — удивительный пример (НЕ)СТАРЕЮЩЕГО мастерства.

5)  Это был самый обыкновенный, ничем (НЕ)ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бой.


14.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1)  Костя много лет работал (ЗА)РУБЕЖОМ, (ПО)ЭТОМУ знал несколько иностранных языков.

2)  После того как соперники забрасывали свои бутылки, ватага ребятишек, расположившихся (В)НИЗУ на помосте для пловцов, бросалась в воду (НА)ПЕРЕГОНКИ и доставала их со дна.

3)  (В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню.

4)  Мы сразу поняли, что дом покидали (В)ТОРОПЯХ, в соседнем доме ТО(ЖЕ) царил беспорядок и не было ни одной живой души.

5)  (НА)КОНЕЦ знаменитый лектор поблагодарил слушателей, и ТО(ЖЕ) самое сделали остальные докладчики.

15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В приусадебном саду покорно никнут под водя(1)ой бегущей сетью деревья, но цветники у балкона необыкнове(2)о ярки и изыска(3)ы.


16.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1)  Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

2)Потянулись серые сумрачные дни и долгие ночи.

3)  Туча на севере росла и захватывала западную и восточную части неба.

4)  В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

5)Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.


17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Николай Семенович предложил мне свои рукавицы, и (1) понимая всем сердцем столь дорогую жертву (2) приносимую в утешение мне (3) я едва надел обратно на руки академика драгоценные те рукавицы и (4) приобняв его (5) повёл из-под мокрого неба под крышу (6) повторяя голосом (7) звенящим от слёз (8) слова благодарности.


18.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Морфемика (1) как известно (2) представляет собой важный раздел науки о языке. Бесспорно (3) морфемика может прийти на помощь в трудных случаях правописания слова. Однако (4) немногие обращаются за помощью к строению слова.


Да, задержался Петя сильно. Но (1) к великому своему счастью (2) он несёт домой живого ужа! Мальчик уже предвкушал триумф, и в голове его сложился замечательный диалог…

— Вот ты (3) папа (4) всегда говоришь, что я ленив и нелюбопытен, что я не интересуюсь естественной историей, а вот же (5) однако (6) я поймал ужа.

И (7) теперь (8) я его буду воспитывать и изучать. Видишь? Конечно же (9) растроганный Василий Петрович непременно обнимет своего любознательного сына-естествоиспытателя.

 

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Неудивительно (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди современной молодёжи.


Даже не зная соответствующих установлений, можно было бы догадаться (1) что (2) нельзя на крутом берегу реки (3) где обычно располагались древнерусские города (4) ставить большие здания на площади, выходящей на реку, «спиной» к реке.




20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.

Я не знал (1) сколько времени бродил по лесам (2) и (3) когда вернулся в дом лесника (4) оказалось (5) что меня там уже давно ждут.


21.  Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Алтайский край, или Алтай, расположен на юго-востоке Западной Сибири. (2)Его территория составляет 168 тыс. кв. км, по площади он занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе. (3)Климат в Алтайском крае резко континентальный, это обусловлено частой сменой воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии.

(4)Многообразие ландшафтов Алтайского края способствует видовому разнообразию животного мира. (5)Самой многочисленной группой животных в крае являются беспозвоночные, среди которых насчитывается более 3000 видов насекомых. (6)Класс земноводных представлен в крае пятью видами, а один вид – сибирский углозуб – внесён в Красную книгу Алтайского края. (7)Кроме того, на территории края обитает девять видов пресмыкающихся, более 332 видов птиц, 86 видов млекопитающих, 32 вида рыб.


(1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

(2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на

роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего.

(6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.

(7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.

(8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

(9)Скоков взял пятидневный отпуск.

(10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

(12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов?

(16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

(17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

(20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.

(21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

(22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа.

(23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что

действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

(29)В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30)Как оказалось, даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31)Заснул Скоков счастливым как никогда.

(32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем. (по А.С. Грину*)


22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Скоков занимал должность титулярного советника с месячным жалованьем в 75 рублей.

2)  Скоков на протяжении всей жизни был нищим, на своё жалованье он ни разу не смог позволить себе сходить в ресторан.

3)  За десять лет Скоков сумел накопить чуть менее 10 тысяч рублей.

4)  Герой повествования был готов активно бороться за своё материальное благополучие.

5)  Всю накопленную сумму, до копейки, Скоков хотел потратить за один день, пригласив сослуживцев в дорогой ресторан и устроив праздник, достойный миллионера.


23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 2 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 1.

2)  В предложениях 9–10 представлено повествование.

3)  В предложениях 13–15 представлено рассуждение.

4)  В предложении 29 представлено рассуждение.

5)  Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 32.


24.  Из предложений 6–7 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).


25.  Среди предложений 9–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного, определительного и указательного местоимений. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26.  «Повествование в рассказе "Каждый сам миллионер" Александра Грина ведётся нарочито отстранённо: автор не отождествляет ни себя, ни читателя со своим персонажем, что создаёт ощущение эскиза, схематичности истории. На этом фоне авторская идея становится более отчётливой.

Анализируя языковые средства, отметим, что автор не скупится при их выборе: и лексика, и синтаксис текста насыщены различными приёмами.

На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)_______ (в предложениях 3, 5), а также использование такого тропа, как (Б)_______ ("коснуться… области наслаждений" в предложении 19, "обаяние десерта" в предложении 29).

В синтаксисе очень красноречив такой приём, как (В)_______ (предложения 13–15, 22–25), и такое средство выразительности, как (Г)_______ ("не в его характере" в предложении 6)».

Список терминов:

1)  парцелляция

2)  эпифора

3)  антонимы

4)  неологизмы

5)  сравнительный оборот

6)  фразеологизм

7)  метонимия

8)  метафора

9)  риторическое обращение

 

A

Б

В

Г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя