Тест
«Жизнь первобытных людей».
5 класс.
1 вариант | вариант |
1.Согласны ли вы с утверждением: «Археологи нашли останки древних людей, живших более 5 миллионов лет назад»? а) да б) нет | 1. Согласны ли вы с утверждением: « Приблизительно 40 тысяч лет назад человек превратился в человека разумного»? а) да б) нет |
2.Верно ли следующее утверждение? Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. а) верно б) неверно | 2. Верно ли следующее утверждение? Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились в Азии. а) верно б) неверно |
3.Первобытные люди общались друг с другом с помощью: а) речи; б) жестов; в) разнообразных звуков; г) рисунков | 3.Главным отличием древнейших людей от животных является умение а) строить жилища | б) изготовлять орудия труда | в) использовать огонь г) изготавливать одежду | |
4.Первобытный человек рисовал а) на кожах животных б) на стенах пещер в) на коре деревьев г) на бумаге | 4.Сюжетами древнейших изображений были а) природа б) подвиги богов в) сцены охоты г) праздники |
5.Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древних людей. 1. гарпун | А. охота на мелких животных | 2. лук и стрелы | Б. охота на крупных животных | 3.рубило | В. рыбная ловля | 4.дубина | Г. разделка туш животных | | | | 5.Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древних людей. 1. скребок | А. собирательство | 2. каменный топор | Б. охота на мамонтов | 3. копье | В. выделка шкур животных | 4. палка-копалка | Г. строительство жилища | | | |
6. Соотнесите понятие и определение 1. Сородичи | А. Самый опытный и мудрый старик | 2.Старейшина | Б. Глава племени, вел военные действия | 3. Вождь | В. Правитель государства | 4. Царь | Г. Кровные родственники | | | | 6. Соотнесите понятие и определение 1. Идол | А. Просьба, обращенная к богу | 2. Молитва | Б. Место в городе, где стояли идолы | 3. Жертва | В . Изображение бога из дерева, глины или камня | 4. Святилище | Г. Подарок богу | | | |
7. Какому понятию соответствует следующее определение: Несколько родовых общин, живущих рядом - | 7. Какому понятию соответствует следующее определение: Самые опытные и мудрые члены рода, руководившие жизнью родичей - |
8. Какие факторы обусловили «неолитическую революцию»? ___________________________ | 8.Назовите занятия, которые лучше обеспечивали людей пищей.____________________________ |
9.Назовите главную причину появления неравенства среди людей.___________________ | 9.В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство? ________________ |
10.Почему вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах? ________________________________________ ________________________________________ | 9.С какой целью захватывали на войне пленников? ____________________________________________ |
11.Расположите в правильной последовательности следующие события. А. овладение огнем Б. изобретение лука и стрел В. появление родовых общин Г. собирательство | 11. Расположите в правильной последовательности следующие события. А. появление соседских общин Б. выделение семьи. В. обработка металлов Г. развитие ремесел |
12. Расположить элементы списка в определенной последовательности: причина следствие. А.Увеличение урожайности земли. Б.Появление плуга и орудий из металлов В.Появление излишков.
| 12. Расположить элементы списка в определенной последовательности: причина следствие. А.Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств. Б.Переход от родовой общины к соседской. В.Возникновение земледелия и скотоводства.
|
Ключи к тесту.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 вариант | б | а | в | б | ВАГБ | ГАБВ | племя | земледелие и скотоводство | распад родовой общины | большая часть добычи доставалась вождям | ГАБВ | БАВ |
2вариант | а | б | б | в | ВГБА | ВАГБ | старейшины | земледелие и скотоводство | в родовой общине | они становились рабами вождя и знати | ГВБА | ВАБ |
Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 |
Раздел «Жизнь первобытных людей». 5 класс.
Кодификатор теста.
Кодификатор составлен в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, Программой МОРФ для общеобразовательных школ «История древнего мира» Вигасин А. А. и др.
Код элемента содержания | Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки | Распределение заданий по вариантам теста**** |
знания** | учебные действия*** | I вариант | II вариант |
1. | Жизнь первобытных людей (6ч.) |
1.1 | Первобытные собиратели и охотники. | Представление о понятии «первобытные люди», «разумный человек». | Умение применять исторические знания для анализа ситуации; устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э. | 1 | 1 |
1.1.1 | Древнейшие люди. | Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. | Умение применять исторические знания для анализа ситуации; использовать истор. карту, как источник информации о расселении людей; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. | 2 3 | 2 3 |
1.1.2 | Родовые общины охотников и собирателей. | Причина расселения древнейших людей. Жилища древнего человека. Освоение промысла охоты. Появление орудий труда. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. | Умение выделять признаки родовой общины; устанавливать соответствие между орудиями труда и занятиями древних людей; по определению называть термин, раскрывать смысл понятий. | 5 | 5 |
1.1.3 | Возникновение искусства и религиозных верований. | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Знать образцы пещерной живописи; характеризовать религиозные верования древнего человека. | 4 6 | 4 6 |
1.2 | Первобытные земледельцы и скотоводы. | Переход от первобытности к цивилизации -неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты) | Знать основные этапы и ключевые события истории; называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию». | 8 | 8 |
1.2.1 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. | Знать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; умение характеризовать условия и образ жизни, занятия первобытных людей. | 7 11 | 7 11 |
1.2.2 | Появление неравенства и знати | Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Начало обработки металлов. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. | Умение устанавливать причинно-следственные связи; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | 9 10 12 | 9 10 12 |
Спецификация теста.
Назначение тестовой работы. Данный тест предназначен для письменного тематического контроля знаний, умений и навыков по истории учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала Раздела «Жизнь первобытных людей», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях. Многие тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 9 классе и Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся освоить новые для них виды тестов и подготовиться к будущим устным и письменным экзаменам.
Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы.
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 25 мин. (1-3 мин. на выполнение одного задания).
Форма предъявления – бланковые тесты.
Количество вариантов теста – 2.
Количество заданий в варианте теста – 12.
Структура теста, стратегии расположения заданий в тесте, системы оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом.
В работе даны задания базового и повышенного уровня сложностей. Они располагаются по принципу нарастания от простых к усложненным, требующего развернутого ответа.
1-4 задания с выбором одного ответа.
Они позволяют проверить следующие предметные знания :
- время появления древнего человека и его прародина;
- как давно появился человек разумный;
-взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени;
-значение религиозных верований и искусства для первобытных людей;
-переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству;
- зарождение ремесла.
За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл.
5 и 6 задания закрытого типа на установление соответствия.
Они позволяют проверить следующие предметные знания и умения :
- знание первых орудий труда и занятий древних людей;
- представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей;
- по определению называть термин, раскрывать смысл понятий.
За выполнение заданий выставляется по 1 баллу за каждую правильно указанную учащимися позицию.
7-10 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (несколько кратких слов).
Они позволяют проверить следующие предметные знания и умения :
-изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;
- появление неравенства и знати;
-умения квалифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
За выполнение заданий 7,9,10 выставляется по 1 баллу, за задание 8 по 1 баллу за каждое правильно названное понятие ( всего 2 балла).
11 и 12 задания повышенного уровня сложности закрытого типа на установление последовательности.
Они позволяют проверить следующие предметные знания и умения:
- знать основные этапы и ключевые события в жизни первобытных людей;
- умение характеризовать условия и образ жизни, занятия первобытных людей;
- умения устанавливать причинно-следственные связи.
За выполнение заданий выставляется по 1 баллу за каждую правильно указанную учащимися позицию.
Шкала оценки
баллы | оценка |
20-24 | «5» |
16-19 | «4» |
12-15 | «3» |
0- 11 | «2» |