СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по литературе для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ по литерпатуре для 11 класса включает тестовые задания и их ответы, планы сочинений и шкалу их оценивания.

Просмотр содержимого документа
«КИМ по литературе для 11 класса»


КИМ

по литературе

для 11 класса






Учитель русского языка и литературы

Масикова Галина Васильевна







2017-2018 учебный год

Вид контроля: Контрольная работа №1.

Форма контроля: Сочинение

Класс: 11

Тема контроля: Творчество И.А.Бунина

Сроки проведения контроля: урок № 7

Время выполнения работы: 45 минут



Темы сочинений:

  1. Метафоричность названий произведений И.А.Бунина.

  2. Философская проблематика произведений И.А.Бунина.

  3. Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина.

  4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина.



Примерный развёрнутый план сочинения по теме:

«Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина».

I. Введение.

Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности – идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отражённые в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.

II. Основная часть.

А). Традиции русской литературы в творчестве И.А.Бунина:

- внимание к внутреннему миру отдельного человека; патриотизм; внимание к деталям, психологизм.

Б). Общечеловеческие идеалы в произведениях И.А.Бунина. Главные темы его творчества: Родина; любовь; смерть.

В). Изображение России как основы жизни:

  • Элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»;

  • Ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.

  • Размышления о России в повести «Деревня». (Попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России).

  • Боль за гибнущую Россию в «Окаянные дни»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.

Г). Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:

Д). Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий всё по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:

-ценность героя – упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и горцев.

III. Заключение.

Особенности стиля И.А.Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей; прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.



















Вид контроля: Контрольная работа № 2.

Форма контроля: Письменная работа по творчеству А.И.Куприна.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество А.И.Куприна.

Сроки проведения контроля: урок № 11

Время выполнения работы: 45 минут



Темы сочинений:


  1. Метафоричность названий произведений А.И.Куприна.

  2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна.

  3. «Три гордые призвания человека» (по повести А.И.Куприна «Поединок»).

  4. Талант любви в произведениях А.И.Куприна.

  5. Символичное звучание деталей в прозе А.И.Куприна.
















Тест по творчеству А.И.Куприна


  1. Укажите годы жизни А.И.Куприна.

А) 1886-1921 гг. в) 1880-1921 гг.

Б) 1870-1938 гг. г) 1890-1960 гг.

2. Укажите, какой факт не относится к биографии А.И.Куприна.

А) Обучался в кадетском корпусе.

Б) За опубликование своего первого рассказа был подвергнут аресту на гауптвахте.

В) Служил управляющим имением.

Г) После Октябрьской революции был расстрелян за участие в контрреволюционном мятеже.

3. Укажите произведение, не принадлежащее перу А.И.Куприна.

А) «Поединок» Б) «Очарованный странник»

В) «Олеся» Г) «Штабс-капитан Рябников»

4. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения:

А) покончил жизнь самоубийством

Б) уехал из города

В) женился на Вере Николаевне Шеиной

Г) попал в сумасшедший дом

5. Желтков, герой рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», работал:

А) телеграфистом Б) библиотекарем

В) почтмейстером Г) чиновником контрольной палаты

6. Не является героем рассказа «Гранатовый браслет»:

А) Желтков Б) Аносов

В) Вера Шеина Г) Лариса Огударова

7. Сюжетной частью рассказа «Гранатовый браслет» является описание:

А) впечатления, произведённого на героиню музыкой

Б) похода в театр

В) леса, в котором оказываются герои

Г) грозы

8. Укажите рассказ А.И.Куприна, о названии которого автор говорит в первой же фразе: «Так называлась пивная в бойком портовом городе на юге России».

А) «Суламифь» Б) «Гамбринус»

В) «Изумруд» Г) «Морская болезнь»

9. Кому посвящена повесть А.И.Куприна «Поединок»?

А) М.Горькому Б) А.П.Чехову

В) Л.Н.Толстому Г) И.А.Бунину

10. Укажите, кто является объектом изображения в повести А.И.Куприна «Поединок».

А) чиновничество Б) духовенство

В) офицерство Г) крестьянство




















Вид контроля: Контрольная работа № 3.

Форма контроля: Сочинение по творчеству М.Горького.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество М.Горького.

Сроки проведения контроля: урок № 17 – 18.

Время выполнения работы: 90 минут.


Темы сочинений:


  1. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.

  2. «Каждый сам себе судьба» (пораним романтическим произведениям Горького).

  3. Спор о человеке в драме Горького «На дне».

  4. Что лучше – истина или сострадание?

  5. Правда и ложь в драме «На дне».

  6. Человек в творчестве Горького.

Примерный развёрнутый план по теме:

«Человек в творчестве Горького»

I. Введение

Истоки горьковской концепции Человека. Человек как одна из главных тем в творчестве писателя.

II. Основная часть.

  1. Романтические герои ранних рассказов.

- Сильная, гордая, свободолюбивая личность.

- Противоречия человеческой души.

- Противостояния идеального мира героя реальному, далёкому от романтического идеала.

- Самоотверженное служение людям Данко как выражение идеала самого писателя.

- Подвиг как сопротивление общему течению жизни.

  1. Космический масштаб Человека в поэме «Человек».

- Вера в силу, мощь человеческого разума , в его творческие, преобразующие мир возможности.

- Человек в центре Вселенной Горького.

  1. Спор о назначении человека в драме «На дне».

- Атмосфера духовного разобщения людей.

- Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.

- Различные позиции в отношении человека Бубнова (правда «факта» , пессимизм, скептицизм, цинизм), Луки (утешительная философия), Сатина (вера в человека и его силы – выражение авторских идеалов: «Человек – это звучит гордо!» «Всё – в человеке!»)

  1. Тревога за человека в «Несвоевременных мыслях».

- Предупреждение об опасности разрушения личности в ходе революционных преобразований.

III. Заключение.

Трансформация концепции Человека на протяжении творческого пути Горького. Общий гуманистический пафос – вера в Человека.





















Вид контроля: Контрольная работа № 4.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество поэтов Серебряного века.

Сроки проведения контроля: урок № 27 - 28

Время выполнения работы: 90 минут

Темы сочинений:

  1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.

  2. Образ города в поэзии Серебряного века.

  3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века.

  4. Об одном стихотворении Серебряного века.

  5. Мой любимый поэт Серебряного века.

Примерный развёрнутый план по теме:

«Поиски и находки поэтов Серебряного века»

I. Введение

Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.

II. Основная часть.

  1. Истоки и задачи символизма:

- французский символизм, философия В.С.Соловьёва;

- задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.

А) Поиски «старших символистов»:

- символизм как литературная школа;

- «создания искусства – приотворённые двери в вечность» - Брюсов;

- формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приёмы в поэзии (примеры – Бальмонт и др.);

- активное использование мифологических образов в поэзии;

- установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);

- религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);

- декадентство и символизм.

Б) Символизм как целостное мировоззрение , способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:

- установка на сотворчество читателя;

- мифотворчество;

- пессимистическая мифология Ф.Сологуба;

- мистические идеалы и вера в обновление мира (А.Белый);

- раннее творчество А.Блока: образ «Вечной Женственности»;

- открытие многозначности слова;

- музыкальность поэзии;

- новое содержание искусства как объединяющего людей начала.

  1. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:

- отношение к поэзии как мастерству;

- утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии;

- романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н.Гумилёва;

- новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А.Ахматовой;

-возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.

  1. Футуризм как выражение стремления к будущему:

- декларации футуристов («Пощёчина общественному вкусу»);

- пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразовать мир;

- установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В.Каменский, В.Хлебников, В.Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;

- эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;

- новые функции искусства как выражения творчества масс;

- смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И.Северянина.

III. Заключение. Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.





Вид контроля: Контрольная работа № 5.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

Сроки проведения контроля: урок № 44 - 45

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:

  1. Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

  2. Образ сада в поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

  3. Изображение революции в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

  4. Анализ стихотворения одного из поэтов (по выбору). Восприятие, истолкование, оценка.

  5. «Он весь – дитя добра и света…» (образ художника в лирике А.Блока).

  6. Особенности любовной лирики Есенина.

  7. «Разговор с будущим» в творчестве В.Маяковского.



Примерный развёрнутый план по теме:

«Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»


I. Введение

Тема Родины как одна из ключевых тем русской литературы. Обострение интереса к этой теме в критические для страны времена (начиная со «Слова о полку Игореве») . Различные подходы к теме – от идеализации до любви-ненависти (например, у Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»). Обращение к образу Родины поэтов Серебряного века.

II. Основная часть.

  1. «Это всё – о России» - Блок о своём творчестве.

- Истоки чувства Родины – семья, интеллигентско-дворянские корни, Шахматово. Развитие образа Родины у Блока: сказочно-колдовская Россия ранней лирики – фольклорные элементы и стилизация;

- изображение ужасов «страшного мира» («страны родимой нищета», «мёртвый лик» города);

- изменение облика Родины в третьей книге: исторический контекст, лермонтовские и некрасовские мотивы, связь образов дороги и Рожины, тревога за судьбу Родины. Изображение противоречивости, величия, избранности России. Лирический образ Родины-жены, обобщённость и конкретность образа.

  1. «Чувство Родины – основное в моём творчестве» - Есенин.

- Корни – русская деревня, природа. Опора на народные (фольклорные) и религиозные образы и представления в ранней лирике.

- Своеобразие пейзажа, одухотворение природы. Родина - природа, Родина - рай («Гой ты, Русь, моя родная…», «Край любимый, сердцу снятся…» и др.)

- Революция, принятая «с крестьянским уклоном», трагическое переосмысление результатов революции и социальных изменений в России («Мир таинственный , мир мой древний…», «Я последний поэт деревни…» и др.). Соединение образов любви и Родины («Персидские мотивы»), «Русь советская», «Русь уходящая» - переживание драмы Родины как личной драмы.

  1. Отсутствие патриотической лирики в раннем творчестве Маяковского.

Пафос отрицания (в том числе отрицания «корней»). Соединение тем Родины и революции. «Моя революция» - лиризм в отношении к делу социализма. Ода революции. Служение Родине как служение делу революции, строительства новой страны и нового человека в поэзии советского периода. Гордость за свою страну и осмеяние «врагов революции». Обретение Родины через революцию.

III. Заключение.

Различное выражение глубокого патриотического чувства в лирике А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. Влияние времени, революции на своеобразие образа Родины у этих поэтов. Традиции их творчества в современной поэзии.











Вид контроля: Контрольная работа № 6.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество М.Булгакова.

Сроки проведения контроля: урок № 54 - 55

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества.

  2. Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».

  3. Христианская проблематика в романе «Мастер и Маргарита».

  4. Истинные и мнимые ценности в романе «Мастер и Маргарита».

  5. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита».



Тезисный план сочинения на тему:

«Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».


I. Введение.

- сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»: христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;

- что мы понимаем под «ответственностью»; взаимосвязь свободы и ответственности.

II. Основная часть.

  1. «Московский» мир романа:

    1. Герои, лишённые чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:

- за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);

- наказание «мелкого» зла – воздаяние за пакости людям, обделённым нравственностью (Никанор Иванович, Стёпа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);

- проблема добра и зла в романе (воздаёт людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);

    1. Герои, способные принять на себя ответственность.

- Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше е писать», переосмысливший свою жизнь;

- Мастер, ощущающий груз ответственности за своё творчество и за свою любовь;

- Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделённая высшим чувством ответственности (эпизод с прощанием Фриды на балу у Воланда).

  1. «Ершалаимский» мир романа:

    1. Понтий Пилат, обречённый на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.

    2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.

    3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).

  2. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объёмное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и непреходящих.

III. Заключение.

Тема ответственности в других произведениях Булгакова: ответственность профессора Преображенского за своё дело в «Собачьем сердце»; ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчинённых, за свою страну – Турбины и их друзья в «Белой гвардии».

Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за своё творчество.














Вид контроля: Контрольная работа № 7.

Форма контроля: Контрольная работа по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Сроки проведения контроля: урок № 65 - 66

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:


  1. Место Поэта в мире А.Ахматовой и М.Цветаевой.

  2. Традиции русской литературы в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой.

  3. Муза А.Ахматовой и Муза М.Цветаевой.

  4. Пушкинская тема в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой.

  5. Образ родной земли в лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.

  6. Любимые страницы лирики (по творчеству одного из поэтов).



Тезисный план сочинения на тему:

«Образ родной земли в лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой».


I. Введение.

Тема родины как одна из традиционных тем русской литературы, начиная со «Слово о полку Игореве». Значительное место этой темы в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой.

II. Основная часть.

  1. Развитие традиций русской литературы в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой: образы, близкие к фольклорным (например, в «Реквиеме» Ахматовой, обилие таких образов у Цветаевой); пушкинские, лермонтовские и тютчевские мотивы; перекличка стихотворения Ахматовой «Родная земля» («В заветных ладанках не носим на груди,/ О ней стихи навзрыд не сочиняем…) со стихотворением Лермонтова «Родина».

  2. Исторические параллели и образы, связанные с историей.

  3. Развитие образа родины как образа родной земли: образы дороги, дали, простора, ветра.

  4. Отражение трагичности личной судьбы поэтов в стихотворениях о родной земле: странничество, неприкаянность, ностальгия по России Цветаевой, мотивы страдания, жертвенности, самоотречения, нерасторжимой связи с родной землёй у Ахматовой (например, «Не с теми я, кто бросил землю…»).

  5. Москва и Петербург в изображении А.Ахматовой и М.Цветаевой как олицетворение родины.

  6. Неразрывность связи судьбы родины с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начало России.

III. Заключение.

Истинный патриотизм, мужество, глубина переживаний лирических героинь. Народность творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой. Новые краски в изображении родной земли в их творчестве.

























Вид контроля: Контрольная работа № 8.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество М.Шолохова. Роман «Тихий Дон».

Сроки проведения контроля: урок № 74 - 75

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:

  1. Истоки трагедии Григория Мелехова.

  2. Утверждение вечных ценностей – Дома, Труда, Любви – в романе «Тихий Дон».

  3. Григорий Мелехов в поисках правды.

  4. Женские образы «Тихого Дона».

  5. Стихия народной жизни в романе «Тихий Дон».

  6. Гражданская война как трагедия народа.


Тезисный план сочинения на тему:

«Григорий Мелехов в поисках правды».

I. Введение.

Образ Григория Мелехова как продолжение Шолоховым традиции русской литературы – изображение правдоискателей (Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой, А.М.Горький и др.)

II. Основная часть.

  1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера – в истории семьи, в генетических качествах – трудолюбии, гордости, смелости, стремления к свободе.

  2. Стремление к нравственной истине – основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы посогреться каждый».

  3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

  4. Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».

  5. Стремление обрести правду во время социально-классовых битв – исток трагедии Григория Мелехова. «К кому же прислониться?» Метания Григория между «красными» и «белыми» - свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую» правду: «Одной правды нету в жизни».

  6. Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:

- между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям: подчинение отцу («Как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой – неосознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);

- миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание «страшной нелепицы войны», убеждённость в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);

- большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);

- Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) – отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?»

  1. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие Григорию. Изображение гражданской войны как трагедии своего народа.

III. Заключение.

Изображение поисков правды «простым» человеком , честным и искренним, передача движений души такого человека – творческая заслуга Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.
















Вид контроля: Контрольная работа № 9.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество А.Твардовского.

Сроки проведения контроля: урок № 82 - 83

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:

  1. Поэтические свидетельства истории.

  2. «Я знаю, никакой моей вины…»

  3. Народность поэзии А.Твардовского.

  4. Народный характер в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин».


Тезисный план сочинения на тему:

«Народный характер в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин».


I. Введение.

Народность как связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеалами, чувствами народа.

II. Основная часть.

  1. Народность творчества А. Твардовского. Поэмы Твардовского - поэтические свидетельства истории (коллективизация «Страна Муравия»; Великая Отечественная война – «Василий Тёркин»; оттепель – «За далью – даль»; разоблачение сталинизма – «Тёркин на том свете», «По праву памяти»).

  2. Жизненность образа Василия Тёркина – простого русского солдата:

- Василий Тёркин как обобщённый образ («В нём – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти» - Твардовский);

- фольклорные корни образа Тёркина: сходство героя с русскими былинными богатырями , с находчивым солдатом из бытовых сказок, с удальцами-умельцами, мастерами на все руки;

- отвага, стойкость и мужество (главы «Переправа», «Смерть и воин»);

- ум, здравый смысл, юмор (главы «Тёркин – Тёркин», «В бане» и др.);

- чувство воинского долга, скромность (глава «О награде»);

- гуманизм, терпимость, жизнелюбие («На Днепре», «Смерть и воин»);

- патриотизм («По дороге на Берлин»);

- значимость имени и фамилии героя;

- народность языка поэмы.

III. Заключение.

Развитие Твардовским образа русского человека, русского характера. Популярность поэмы в народе, её значение для бойцов Великой Отечественной войны.

























Вид контроля: Контрольная работа № 10.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Творчество А.И.Солженицына.

Сроки проведения контроля: урок № 87

Время выполнения работы: 45 минут


Темы сочинений:


1.Образ праведника в произведениях А.И.Солженицына.

2.«Вся возвращённая мне жизнь…имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын).

3.Что может правда.



Тезисный план сочинения на тему:

«Вся возвращённая мне жизнь…имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын)


I. Введение.

Значение Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны. «Историко-литературный смысл фигуры А.И.Солженицына в том, что после его появления в 1962 году русская литература так или иначе, соглашаясь с ним или непримиримо полемизируя, развивается «в контексте А.И.Солженицына»; в том, что он сделал заново актуальным вопрос о достоинстве писателя, о значении не только внутренней, но и политической свободы как главного условия творчества художника» (В.М.Акимов).

II. Основная часть.

  1. Важнейшие факты, ставшие рубежами судьбы писателя:

- 1941-45 гг. – на фронтах Великой Отечественной войны;

- в феврале 1945 г. – арест за критику Ленина и Сталина, обнаруженный при перлюстрации писем А.И.Солженицына;

- 8 лет заключения и 3 года ссылки (шарашка, особлаги В Казахстане);

- смертельная болезнь, излечение, осознанное как «Божье чудо» и указание на «предназначенность»;

- взаимоотношения с государственной властью;

- исключение из Союза советских писателей;

- присуждение Нобелевской премии;

- насильственное выдворение из страны (1974) и возвращение на родину (1994)

  1. Исполнение «предназначенности»:

- «первая ласточка» - «Один день Ивана Денисовича»: история опубликования, гражданское мужество писателя; общественный резонанс;

- монументальность «Архипелага ГУЛАГ»: история подпольного создания и публикации; особенность жанра (документальность, публицистичность, обвинительный пафос); впечатление, произведённое в обществе;

- работа над эпопеей «Красное колесо», другими произведениями историко-публицистического характера;

- активная общественная и просветительская деятельность А.И.Солженицына.

III. Заключение.

Нравственные уроки Солженицына: «что может правда».





















Вид контроля: Контрольная работа № 11.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Произведения «деревенской прозы».

Сроки проведения контроля: урок № 91 - 92

Время выполнения работы: 90 минут


Темы сочинений:


  1. «Исповедность дара» Виктора Астафьева.

  2. Смысл названия повестей Валентина Распутина.

  3. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (Ф.Абрамов, Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Распутин).

  4. Природа и человек в произведениях современных писателей.


Тезисный план сочинения на тему:

«Природа и человек в произведениях современных писателей»


I. Введение.

Традиции русской литературы в изображении родной природы: Тургенев, Толстой, Бунин, Есенин и др. Актуальность постановки проблемы «природа и человек».

II. Основная часть.

  1. Трагические взаимоотношения человека и природы:

- последствия человеческой слепоты и самоуверенности («Царь-рыба» В.Астафьева);

- неспособность противостоять силам, истребляющим природу («Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Плаха» Ч.Айтматова);

- невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека («Прощание с Матёрой» В.Распутина);

  1. Художественные особенности произведений, посвящённых теме «природа и человек»:

- публицистичность (направленность произведений к каждому человеку, пафос тревоги, предсказание катастрофических последствий неразумных действий человека);

- поэтика натурализма (жизнь показывается без прикрас, как она есть);

- философичность (рассуждения о биологическом и духовном выживании людей);

- усиление мифологических и евангельских мотивов («Царь-рыба» В.Астафьева, «Плаха» Ч.Айтматова);

  1. Проблема моральной ответственности людей за свою землю; поиски нравственного и физического спасения человечества.

III. Заключение.

Обострение проблемы «природа и человек» на рубеже третьего тысячелетия. Гражданское мужество писателей, призывающих общество обратить внимание на самые животрепещущие вопросы бытия человека.


























Вид контроля: Контрольная работа № 12.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 11

Тема контроля: Итоговое сочинение.

Сроки проведения контроля: урок № 99 - 100

Время выполнения работы: 90 минут


Задание: Напишите сочинение в соответствии с требованиями к части С по прочитанному тексту и заполните таблицу оценивания по критериям.

    (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.
          (3) Одного из таких чувств — чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
          (7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно — не модно? (10) Не нужно?
          (11)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
          (17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали — деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
          (20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения— аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
          (23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(По Д. Гранину)





Критерии оценивания

Мах кол-во баллов

Мои баллы

1

Формулировка проблем исходного текста

1


2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

2


3

  • Отражение позиции автора исходного текста

1


4

Аргументация собственного мнения по проблеме

3


5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2


6

  • Точность и выразительность речи

2


7

  • Соблюдение орфографических норм

3


8

  • Соблюдение пунктуационных норм

3


9

Соблюдение языковых норм

2


10

  • Соблюдение речевых норм

2


11

  • Соблюдение этических норм

1


12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1



Всего баллов:

23














«СОГЛАСОВАНО»

руководитель МО _________ ______Прийма С.В._____________

подпись (Ф.И.О)











«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»


Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического совета ____________ Т.В. Овсянкина

ГБОУ РО ДККК

от 29.08. 2017 года № 1 29.08.2017 года

________________ Т.В. Овсянкина

Подпись руководителя МС







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!