СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ по литературе для 8 класса включает в себя тесты с ответами, контрольные вопросы и задания, тексты для изложения, планы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«КИМ по литературе для 8 класса»






КИМ

по литературе

для 8 класса



Учитель русского языка и литературы

Масикова Галина Васильевна








2017 – 2018 учебный год

Вид контроля: Письменная работа.

Форма контроля: Ответы на вопросы.

Класс: 8

Тема контроля: «Исторические личности в древнерусской литературе».

Сроки проведения контроля: урок № 10

Время проведения работы: 40 минут


Вопросы к письменной работе по теме:

«Исторические личности в древнерусской литературе».

    • Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?

    • Каким изображён Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

    • Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец.

    • Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

    • Как создавалась летопись?

    • О чём рассказывает «Повесть временных лет»?

    • Расскажите о подвиге Евпатия Коловрата.

    • Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

    • Опишите отличительные особенности жанра жития. Кто является героем жития?

    • С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете?

    • Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

    • Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

    • Кто является героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

    • Расскажите об Александре Невском.

    • Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

    • Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?




Вопросы к письменной работе по теме: «Исторические личности в древнерусской литературе».

Вариант № 1

    1. Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?

    2. Каким изображён Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

    3. Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец.

    4. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

____________________________________________________________________________________________________________Вопросы к письменной работе по теме: «Исторические личности в древнерусской литературе».

Вариант № 2

    1. Как создавалась летопись?

    2. О чём рассказывает «Повесть временных лет»?

    3. Расскажите о подвиге Евпатия Коловрата.

    4. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

___________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к письменной работе по теме: «Исторические личности в древнерусской литературе».

Вариант № 3

    1. Опишите отличительные особенности жанра жития. Кто является героем жития?

    2. С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете?

    3. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

    4. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

____________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к письменной работе по теме: «Исторические личности в древнерусской литературе».

Вариант № 4

    1. Кто является героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

    2. Расскажите об Александре Невском.

    3. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

    4. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?


Вид контроля: Контрольная работа № 1

Форма контроля: Тест

Класс: 8

Тема контроля: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Сроки проведения контроля: урок № 16

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания теста:

«5» - 86% - 100% «4» - 60% - 85% «3» - 36% - 59% «2» - 0% - 35%



Ключи к тестам по теме: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Вариант

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В 2

1

3

1

4

3

В Москве

Митрофану

2

1

3

3

4

А.С.Пушкин

Потёмкина













Тема: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Вариант № 1


А 1. Выберите верное утверждение:

  1. Д.И.Фонвизин родился в богатой семье.

  2. Д.И.Фонвизин был очень спокойным, малообщительным ребёнком.

  3. Д.И.Фонвизин мечтал о реформах и преобразованиях в России.

  4. Д.И.Фонвизин всегда стремился к повышению по службе.

А 2. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

  1. Стародум 2) Правдин 3) Милон 4) Скотинин

А 3. Почему Простакова хочет женить Митрофанушку на Софье?

  1. Митрофанушка любит Софью

  2. Она понимает, что Софья хорошая и добрая девушка

  3. Ей жалко Софью

  4. Она хочет прибрать к рукам деньги Софьи

А 4. Какой герой комедии «Недоросль» наиболее близок самому Д.И.Фонвизину?

  1. Милон 2) Правдин 3) Стародум 4) Кутейкин


В 1. В каком городе родился Д.И.Фонвизин?

Ответ____________________________

В 2. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

Ответ____________________________

С 1.Каково отношение Д.И.Фонвизина к воспитанию молодых дворян?



Тема: Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Вариант № 2


А 1. Выберите неверное утверждение:

  1. Д.И.Фонвизину с трудом давалось учение.

  2. Для творчества Д.И.Фонвизина характерна сатирическая направленность.

  3. Д.И.Фонвизин был против неограниченной монархии.

  4. Д.И.Фонвизин издал ряд публицистических произведений, в которых допускалась полемика с Екатериной II.

А 2. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

  1. Милону 2) Стародуму 3) Правдину 4) Простакову

А 3. Кто учил Митрофана математическим наукам?

  1. Стародум 2) Вральман 3) Цыфиркин 4) Кутейкин

А 4. Кто из героев комедии «Недоросль» «отошёл от двора без деревень, без чинов… но принёс домой неповреждённо…душу, честь, правила»?

  1. Простаков 2) Милон 3) Правдин 4) Стародум


В 1. Кто написал о Д.И.Фонвизине приведённые строки?

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис, невежде бич и страх.

Ответ____________________________

В 2. По чьей протекции комедия «Недоросль» была поставлена на сцене Вольного российского театра?

Ответ____________________________

С 1. Каковы нравственные проблемы, обсуждаемые в диалогах Стародума и Правдина?


Вид контроля: Письменная работа.

Форма контроля: Ответы на вопросы.

Класс: 8

Тема контроля: «Былины и их герои в поэзии XIX века».

Сроки проведения контроля: урок № 23

Время проведения работы: 40 минут


Вопросы к письменной работе по теме:

«Былины и их герои в поэзии XIX века»

  • Какие качества Ильи Муромца воспел А.К.Толстой в своём стихотворении?

  • Каким предстаёт перед нами Илья Муромец в стихотворении А.К.Толстого?

  • Какие художественные средства, характерные для былины, использует А.К.Толстой в стихотворении «Правда»?

  • Почему в стихотворении «Правда» А.К.Толстой использует былинные приёмы? Назовите их.

  • Что легло в основу сюжета «Песни о Гайавате»?

  • Какими качествами наделён Гайавата?

  • С кем сражались былинные богатыри? Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?

  • В чём сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индийских преданий?

  • Каким образом сюжет басни И.А.Крылова «Волк на псарне» связан с событиями Отечественной войны 1812 года?

  • Как выражение «ты сер» связано с образом Наполеона в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»?

  • Какую роль играла басня И.А.Крылова «Волк на псарне» во время событий 1812 года?

  • Почему басня И.А.Крылова «Волк на псарне» была популярна в годы Великой Отечественной войны?

  • Какую роль могут играть басни в осмыслении обществом исторических событий?









Вопросы к письменной работе по теме: «Былины и их герои в поэзии XIX века»

Вариант № 1

  1. Какие качества Ильи Муромца воспел А.К.Толстой в своём стихотворении?

  2. Какие художественные средства, характерные для былины, использует А.К.Толстой в стихотворении «Правда»?

  3. Что легло в основу сюжета «Песни о Гайавате»?

  4. Каким образом сюжет басни И.А.Крылова «Волк на псарне» связан с событиями Отечественной войны 1812 года?

____________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к письменной работе по теме: «Былины и их герои в поэзии XIX века»

Вариант № 2

  1. Каким предстаёт перед нами Илья Муромец в стихотворении А.К.Толстого?

  2. Почему в стихотворении «Правда» А.К.Толстой использует былинные приёмы? Назовите их.

  3. Какими качествами наделён Гайавата?

  4. Почему басня И.А.Крылова «Волк на псарне» была популярна в годы Великой Отечественной войны?

____________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к письменной работе по теме: «Былины и их герои в поэзии XIX века»

Вариант № 3

  1. С кем сражались былинные богатыри? Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?

  2. В чём сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индийских преданий?

  3. Как выражение «ты сер» связано с образом Наполеона в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»?

  4. Какую роль играла басня И.А.Крылова «Волк на псарне» во время событий 1812 года?

____________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к письменной работе по теме: «Былины и их герои в поэзии XIX века»

Вариант № 4

  1. Какие качества Ильи Муромца воспел А.К.Толстой в своём стихотворении?

  2. Почему в стихотворении «Правда» А.К.Толстой использует былинные приёмы? Назовите их.

  3. В чём сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индийских преданий?

  4. Какую роль могут играть басни в осмыслении обществом исторических событий?

Вид контроля: Контрольная работа № 2.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 8

Тема контроля: «Изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

Сроки проведения контроля: урок № 30

Время проведения работы: 40 минут


План.

    1. Введение.

    2. Основная часть – изображение Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

А) перед сражением (как подчёркивается готовность к сражению);

Б) во время сражения (цель появления перед войсками);

В) после сражения (отношение к шведам);

Г) сопоставление Петра I и Карла ХII.

    1. Заключение - отношение автора к изображаемому (обратить внимание на отрывок из песни первой – «мужала Россия молодая с гением Петра»)



Работа над оформлением цитат из поэтического текста.

Под запись в тетради в качестве образца:

Пример цитирования.

Цитата:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.




  1. Полное цитирование.

Автор показывает стремление Петра I воодушевить воинов на сражение:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

  1. Частичное цитирование.

Для того чтобы подчеркнуть стремление Петра I воодушевить воинов на бой, автор использует сравнение «Могущ и радостен, как бой», глаголы движения «промчался пред полками», «поле пожирал очами».

Автор пишет о том, что Петр I «промчался пред полками», «поле пожирал очами», подчёркивая этими глаголами движения стремление главнокомандующего воодушевить воинов перед сражением.

  1. Ссылка на цитату.

А.С.Пушкин подчёркивает стремление Петра I воодушевить воинов и поэтому описывает поведение царя перед войском.


















Вид контроля: Контрольная работа № 3.

Форма контроля: Изложение с элементами сочинения.

Класс: 8

Тема контроля: Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сроки проведения контроля: урок № 41 - 42

Время проведения работы: 80 минут



Текст изложения.

Мне приснился сон, который никогда я не мог позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое.

Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы блуждали по снежной пустыне… Вдруг я увидел ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не посчитал бы ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,- говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобой проститься». Поражённый страхом, иду я за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я потихоньку подхожу, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я встал на колени и устремил глаза на больного. Вместо отца моего, я вижу лежащего мужика с чёрною бородою, весело на меня поглядывающего. Я в недоумении обратился к матушке. Она говорит: «Это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, пусть он тебя благословит». Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик ласково меня кликал, подзывал под благословение. Ужас и недоумение овладели мною. В эту минуту я проснулся.


Вопрос: Почему данный сон Петра Гринёва можно назвать пророческим?






Вид контроля: Контрольная работа № 4

Форма контроля: Тест

Класс: 8

Тема контроля: «Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

Сроки проведения контроля: урок № 52

Время проведения работы: 40 минут

Критерии оценивания теста:

«5» - 86% - 100% «4» - 60% - 85% «3» - 36% - 59% «2» - 0% - 35%

Ключи к тестам по теме: «Исторические личности в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

задания

1 вариант


2 вариант

1

1, 2, 3

1

1

2

1 – 2; 2 – 4; 3 – 1.

2

3

3

4

3

1 - 1; 2 – 3; 3 - 2

4

1 – Д; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г; 5- В

4

1 – Б; 2 – Е; 3 – Д; 4 – Ж; 5 – В; 6 – Г.

5

2, 3

5

Стройные, богатым, тёмно-зелёными

6

1 – 1; 2 - 2; 3 – 2; 4 - 4; 5 – 3.

6

1 – 4; 2- 8; 3 – 6; 4 - 7

7

3

7

1 – 3; 2 – 2; 3 - 1

8

Поцалуемтесь да обнимемтесь

Поклонитесь от меня

Закажите ей поменьше печалиться

Детушкам не сказывать

Поклонитесь дому родительскому

Поклонитесь всем нашим товарищам

Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою

8

Брови чёрные, очи зоркие, железный оконечник, слово грозное

9

  1. Инверсия: Москвой великой, златоглавою

Стеной кремлёвской, белокаменной

Тучки серые

  1. Олицетворение: играючи, разгоняючи, заря подымается

9

Просыпалася, разыгралася

Тест по теме «Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

Вариант № 1

  1. Выберите произведения, относящиеся к жанру поэмы.

  1. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

  2. А.С.Пушкин «Метель».

  3. А.С.Пушкин «Полтава».

  4. А.С.Пушкин «Борис Годунов».

  5. М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

  6. М.Ю.Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».

  7. М.Ю.Лермонтов «Парус».

  1. Укажите, из каких произведений взяты приведённые фрагменты:

  1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

  1. Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи…

  1. Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом….

Варианты ответа: 1. «Мцыри». 2. «Полтава». 3. «Медный всадник». 4. «Песня про …купца Калашникова». 5. «Бородино».

  1. Найдите описание царя Ивана Грозного из поэмы «Песня про …купца Калашникова».

  1. Случилося тут ехати

Самому царю православному,

Грозному царю Ивану Васильевичу.

Как возговорит царь Иван сударь Васильевич:

«Ой вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

За что вы пытаете доброго молодца…

  1. Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда,

И волны, и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе…

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан…

  1. …его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

  1. Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого…

  1. Соотнесите приведённые определения средств художественной выразительности с их названиями.

1

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.

А

Метафора

2

Художественный приём, при котором предметы и явления сопоставляются по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым им сходным чувствам.

Б

Сравнение

3

Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для них признака.

В

Литота

4

Приём, при котором чрезмерно преувеличиваются свойства изображаемого предмета.

Г

Гипербола

5

Приём, намеренное неправдоподобное художественное преуменьшение

Д

Эпитет


  1. Выберите признак(и), который(ые) не характеризуют поэму как лироэпический жанр.

  1. В основе – сюжетное повествование.

  2. В произведении всегда присутствует личностная оценка персонажей.

  3. Поэма имеет пейзажный зачин или пейзажную концовку.

  4. В произведении всегда есть герой – реальная историческая личность.

  1. Определите, каким героям, реальным историческим личностям принадлежат эти описания. Назовите произведение и автора.

  1. Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.

  1. И он промчался пред полками

Могущ и радостен, как бой

Он поле пожирал очами…

  1. На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

  1. ….Однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись о седло,

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

  1. Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, ________ приводил

Желанный бой в недоуменье….

Варианты ответа: 1. Царь Иван Грозный; 2. Петр I; 3. Карл ХII; 4. Князь Олег; 5. Царь Борис Годунов.

  1. Кому из героев поэм А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова соответствует характеристика?

Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству, намерения героя подчёркнуто серьёзны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, чётко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умён, храбр, честен.

Варианты ответа: 1. Иван Грозный; 2.Кирибеевич; 3. Калашников; 4. Пётр Великий.

  1. Выпишите словосочетания, рисующие быт и нравы русского народа в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Уж вы братцы мои, други кровные…

Поцалуемтесь да обнимемтесь

На последнее расставание.

Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,

Закажите ей поменьше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать,

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою, душу грешную!

  1. Выпишите разговорные, песенные формы глаголов.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

  1. Найдите в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» завязку, кульминацию, развязку, запишите. Есть ли в поэме экспозиция и эпилог?







Тест по теме «Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».

Вариант № 2

  1. К какому роду литературы не относится жанр поэмы?

  1. Лирика 2) Эпос 3) Драма

  1. Найдите описание боя из поэмы «Полтава».

  1. Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

  1. И пришёл с грозой военной

Трёхнедельный удалец,

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою,

Ахнул дерзкий – и упал.

  1. В огне, под градом раскалённым

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

  1. Соотнесите определения с литературными понятиями.

1

Круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу.

А

Идея

2

Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения.

Б

Тема

3

Главная мысль литературного произведения.

В

Сюжет


  1. Соотнесите фразы, выражения из поэм М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина с названиями лексических и синтаксических средств художественной выразительности.

    1

    А в груди его была дума крепкая.

    А

    Параллелизм

    2

    Про тебя нашу песню сложили мы,

    Про твово любимого опричника

    Да про смелого купца, про Калашникова;

    Мы сложили её на старинный лад,

    Мы певали её под гуслярный звон…

    Б

    Эпитет

    3

    Когда восходит месяц – звёзды радуются,

    Что светлей им гулять по поднебесью;

    А которая в тучку прячется,

    Та стремглав на землю падает.

    В

    Сравнение

    4

    Горит восток зарёю новой.

    Г

    Метафора

    5

    Как пахарь, битва отдыхает.

    Д

    Олицетворение

    6

    Грозой оторванный листок,

    Я вырос в сумрачных стенах…

    Е

    Анафора



    Ж

    Инверсия

  2. Выпишите эпитеты, помогающие создать облик Петербурга.

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты нависли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

  1. В каких произведениях описан этот бой?

  1. Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит…

  1. И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось.

Сверкнул за строем строй,

Полковник наш рождён был хватом

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его, сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

  1. Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилёг,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надёжный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассёк…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

  1. Вот молча оба расходятся, -

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда _________

И ударил впервой _____________,

И ударил его посередь груди –

Затрещала грудь молодецкая….

Изловчился он, приготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

Варианты ответа: 1. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; 2. «Борис Годунов»; 3. «Медный всадник»; 4. «Полтава»;

  1. М.Ю.Лермонтов «Летучий корабль»; 6. «Мцыри»; 7. «Песня про …купца Калашникова»; 8. «Бородино».


  1. Определите, кому из трёх основных героев «Песни про …купца Калашникова» соответствует каждая из приведённых характеристик критика В.Г.Белинского.

  1. Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своей духа…

  2. Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!

  3. Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы…

Варианты ответа: 1. Купец Калашников; 2.Кирибеевич; 3. Иван Грозный.

  1. Выпишите эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец…

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное

И очнулся тогда добрый молодец.

  1. Выпишите фольклорные приёмы в описании зари над Москвой перед кулачным боем в поэме М.Ю.Лермонтова: 1. Инверсию; 2.Олицетворение.

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской, белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

  1. Найдите и запишите важнейшие события сюжета поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Вид контроля: Контрольная работа № 5

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 8

Тема контроля: «Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сроки проведения контроля: урок № 62

Время проведения работы: 40 минут


Виды сочинений:

    1. Сочинение – сравнительная характеристика «Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

    2. Сочинение – характеристика героя литературного произведения «Тарас Бульба – воплощение качеств народного героя».




















Вид контроля: Контрольная работа № 6.

Форма контроля: Ответы на вопросы.

Класс: 8

Тема контроля: «Тема исторического прошлого в творчестве поэтов ХIХ века».

Сроки проведения контроля: урок № 74

Время проведения работы: 40 минут





Вопросы к письменной работе по теме:

«Тема исторического прошлого в творчестве поэтов ХIХ века».

  1. А.С.Пушкин «Стансы». Почему «дни Петра» поэт называет «славными»? в чём автор стихотворения видит заслуги самодержца?

  2. Какие личные качества Петра I отмечает А.С.Пушкин в стихотворении «Стансы»?

  3. Назовите участников событий, описанных в стихотворении «Анчар» А.С.Пушкина.

  4. Какую мысль утверждает А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар»?

  5. Какие исторические события отражены в стихотворении «Москва» Ф.Н.Глинки?

  6. Как раскрываются в стихотворении «Москва» Ф.Н.Глинки две темы – тема «города чудного» и тема «города древнего»?

  7. Какие исторические факты героической обороны Севастополя 1854-1855 годов нашли отражение в песне-стихотворении А.Н.Апухтина «Солдатская песня о Севастополе»?

  8. Докажите, что поэт А.Н.Апухтина в «Солдатской песне о Севастополе» благоговеет перед сынами России.

  9. В каком из стихотворений поэтов ХIХ века, на Ваш взгляд, наиболее ярко отражены исторические события?







«Тема исторического прошлого в творчестве поэтов ХIХ века»


Вариант № 1


  1. А.С.Пушкин «Стансы». Почему «дни Петра» поэт называет «славными»? в чём автор стихотворения видит заслуги самодержца?

  2. Назовите участников событий, описанных в стихотворении «Анчар» А.С.Пушкина.

  3. Какие исторические события отражены в стихотворении «Москва» Ф.Н.Глинки?

  4. Какие исторические факты героической обороны Севастополя 1854-1855 годов нашли отражение в песне-стихотворении А.Н.Апухтина «Солдатская песня о Севастополе»?

  5. В каком из стихотворений поэтов ХIХ века, на Ваш взгляд, наиболее ярко отражены исторические события?



___________________________________________________________________________________________________________

«Тема исторического прошлого в творчестве поэтов ХIХ века»


Вариант № 2


  1. Какие личные качества Петра I отмечает А.С.Пушкин в стихотворении «Стансы»?

  2. Какую мысль утверждает А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар»?

  3. Как раскрываются в стихотворении «Москва» Ф.Н.Глинки две темы – тема «города чудного» и тема «города древнего»?

  4. Докажите, что поэт А.Н.Апухтина в «Солдатской песне о Севастополе» благоговеет перед сынами России.

  5. В каком из стихотворений поэтов ХIХ века, на Ваш взгляд, наиболее ярко отражены исторические события?






Вид контроля: Творческая работа.

Форма контроля: Сочинение.

Класс: 8

Тема контроля: Л.Н.Толстой «После бала».

Сроки проведения контроля: урок № 81

Время проведения работы: 40 минут



Темы сочинений:

      1. Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

      2. Контрасты в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

      3. Случай в судьбе героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

      4. Время в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

      5. Рассказчика в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

















Вид контроля: Контрольная работа № 7.

Форма контроля: Итоговое сочинение.

Класс: 8

Тема контроля: Повторение и обобщение.

Сроки проведения контроля: урок № 99

Время проведения работы: 40 минут































«СОГЛАСОВАНО»

руководитель МО _________ ______Прийма С.В._____________

подпись (Ф.И.О)











«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»


Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического совета ____________ Т.В. Овсянкина

ГБОУ РО ДККК

от 29.08. 2017 года № 1 29.08.2017 года

________________ Т.В. Овсянкина

Подпись руководителя МС