СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по предмету астрономия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМ по предмету астрономия»


Утверждаю:

Зав по УВР

_____________ Зыкова Т.Г

«___»_________2020 г.











Рассмотрено и одобрено

на заседании МЦК

«______»____________2020 г,

Протокол № ______

Председатель МЦК

_____________ Линейцева Е.Г.











Контрольно-измерительные материалы

для промежуточного и итогового контроля

по дисциплине



ОДБ.11 АСТРОНОМИЯ
















2020



Дисциплина

Астрономия


Технология проведения контрольного среза – тестирование

1 вариант

  1. Определите по звездной карте экваториальные координаты α Весов.

  2. Через какой промежуток времени повторяются противостояния Марса, если звездный период его обращения вокруг Солнца равен 1,9 года?

  3. Охарактеризуйте планеты земной группы

  4. Какие основные химические элементы и в каком соотношении входят в состав Солнца?

  5. Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий звездную величину – 1,6?

Рассмотрите таблицу и выполните задание 6 и 7.

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.





Период







Среднее

обраще-

Период

Плот-


Планета

Диаметр

Масса

расстояние

ния во-

обраще-

ность,

Спут-




от Солнца

круг

ния вокруг

кг/м³

ники





Солнца,

оси, сутки







год




Меркурий

0,382

0,06

0,38

0,241

58,6

5427

Нет

Венера

0,949

0,82

0,72

0,615

243

5243

Нет

Земля

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

5515

1

Марс

0,53

0,11

1,52

1,88

1,03

3933

2

Юпитер

11,2

318

5,20

11,86

0,414

1326

67

Сатурн

9,41

95

9,54

29,46

0,426

687

62

Уран

3,98

14,6

19,22

84,01

0,718

1270

27

Нептун

3,81

17,2

30,06

164,79

0,671

1638

13

  1. Самый большой объём имеет планета



1) Нептун 2) Уран 3) Сатурн 4) Юпитер

  1. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите в ответе их номера.

  1. По мере удаления от Солнца период обращения планет увеличивается.

  2. Чем меньше плотность планеты, тем больше спутников она имеет.

  3. Самую большую плотность из планет Солнечной системы имеет Земля.

  4. По мере удаления от Солнца увеличивается радиус планет.

Ответ:

А

Б



  1. Назовите спектральные классы звезд.

  2. К какому типу галактик относится галактика Млечный Путь

  3. Установите соответствие между описанием малых тел Солнечной системы и их названием.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Малые тела Солнечной системы

Описание

  1. Каменистое твердое тело, которое передвигается по околосолнечным орбитам эллиптической формы подобно планетам

А) метеорит

  1. Небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите в виде конического сечения. При приближении к Солнцу образует кому и иногда хвост из газа и пыли.

Б) астероид

  1. Твердое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли или другой планеты

В) болид

  1. Попавшее в атмосферу Земли крупное метеорное тело, имеет вид огненного шара, оставляет после своего полета след

Г) комета


  1. вариант

  1. Определите по звездной карте экваториальные координаты α Большой Медведицы

  2. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяются через 1,6 года?

  3. Охарактеризуйте планеты-гиганты

  4. Каков источник энергии излучения Солнца?

  5. Во сколько раз планета, имеющая видимую звездную величину – 3, ярче звезды второй звездной величины?

Рассмотрите таблицу и выполните задание 6 и 7.

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.





Период







Среднее

обраще-

Период

Плот-


Планета

Диаметр

Масса

расстояние

ния во-

обраще-

ность,

Спут-




от Солнца

круг

ния вокруг

кг/м³

ники





Солнца,

оси, сутки







год




Меркурий

0,382

0,06

0,38

0,241

58,6

5427

Нет

Венера

0,949

0,82

0,72

0,615

243

5243

Нет

Земля

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

5515

1

Марс

0,53

0,11

1,52

1,88

1,03

3933

2

Юпитер

11,2

318

5,20

11,86

0,414

1326

67

Сатурн

9,41

95

9,54

29,46

0,426

687

62

Уран

3,98

14,6

19,22

84,01

0,718

1270

27

Нептун

3,81

17,2

30,06

164,79

0,671

1638

13

  1. Самый маленький объём имеет планета



1) Нептун 2) Марс 3) Венера 4) Меркурий

  1. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите в ответе их номера.

    1. По мере удаления от Солнца период обращения планет увеличивается.

    2. Чем меньше плотность планеты, тем больше спутников она имеет.

    3. Самую большую плотность из планет Солнечной системы имеет Земля.

    4. По мере удаления от Солнца увеличивается радиус планет.

Ответ:

А

Б




  1. К какому спектральному классу относится Солнце?

  2. Назовите типы галактик

  3. Установите соответствие между описанием малых тел Солнечной системы и их названием.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Малые тела Солнечной системы

Описание

  1. Попавшее в атмосферу Земли крупное метеорное тело, имеет вид огненного шара, оставляет после своего полета след

А) метеорит

  1. Небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите в виде конического сечения. При приближении к Солнцу образует кому и иногда хвост из газа и пыли.

Б) астероид

  1. Каменистое твердое тело, которое передвигается по околосолнечным орбитам эллиптической формы подобно планетам

В) болид

  1. Твердое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли или другой планеты

Г) комета



Критерии оценок


Задания 1 –5, 8, 9- задания с развернутым ответом, оцениваются в 1 балл.

Задания 6, 7, 10 – задания с кратким ответом. Задание 6 оценивается в 1 балл.

В заданиях7 и 10 требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, представляют собой задание на установление соответствия. Если задание выполнено без ошибок, начисляется 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл; если допущены две ошибки и более – 0 баллов

%выполнения

Баллы

Отметка

90 – 100 %

11, 12

Отметка «5»

70 – 89 %

9, 10

Отметка «4»

50 – 69 %

6 - 8

Отметка «3»

Менее 50 %

Менее 6

Отметка «2»

Ответы

I Вариант

  1. 14 ч 45 м, -15º

  2. 2,1 года ≈ 780 сут

  3. Имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса - два, у Земли - один).

  1. 70% водород, более 28% гелий, менее 2% остальные элементы

  2. 100 раз

  3. 4

  4. 13

  5. O-B-A-F-G-K-M

  6. Спиральная

  7. бгав


IIвариант

  1. 11 ч, +62º

  2. 0,61 года ≈ 223 сут

  3. Газообразные тела с мощным протяжёнными атмосферами, быстро вращаются вокруг своих осей, имеют много спутников, также все они обладают кольцами. У планет-гигантов нет ни твёрдой не жидкой поверхности. Основные компоненты всех планет-гигантов — гелий и водород.

  1. Термоядерная реакция: четыре протона образуют альфа-частицу (ядро гелия)

  2. 100 раз

  3. 4

  4. 13

  5. G

  6. Эллиптические, спиральные, неправильные

  7. вгба



Задания для проверочных работ

по учебной дисциплине «Астрономия»

  1. Пояснительная записка

Проверочная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Эта форма самостоятельной работы студентов выявляет умение применять теоретические знания на практике, помогает проверить усвоение курса дисциплины.

Каждая проверочная работа выполняется по вариантам и оформляется на отдельных листах. При выполнении проверочной работы студентам разрешается использовать тетради с теоретическим материалом и практическими работами.По окончании работы лист с выполненными заданиями сдается преподавателю.

Преподаватель оценивает качество и правильность выполнения заданий по пятибальной шкале:

  • оценка 5 - за 100 % правильного выполнения, аккуратность при оформлении работы;

  • оценка 4 - за 80 % правильного выполнения;

  • оценка 3 - за 50% правильного выполнения.


  1. Перечень проверочных работ

п/п

Тема проверочной работы

1

Строение Солнечной системы

2

Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

3

Галактики

4

Строение и эволюция Вселенной




Проверочная работа №1

Тема«Строение Солнечной системы»

ВАРИАНТ №1


1.Какая планета Солнечной системы

обладает наибольшей гравитацией?


А) Юпитер

Б) Сатурн

В) Земля

Г) Уран





2. Пыльные бури и ураганные ветры

до 100 м/с – природные явления, происходящие на …


А) Марсе

Б) Венере

В) Меркурии

Г) Плутоне





3. Какая планета Солнечной системы не испытывает суточных колебаний температуры из-за «парникового эффекта»?


А) Меркурий

Б) Венера

В) Земля

Г) Юпитер

Д) Марс





4 . Меркурий по строению, рельефу,теплопроводности больше всего похож на…


А) Венеру

Б) Луну

В) Марс

Г) Юпитер

Д) Нептун









5. Период вращения Венеры относительно Солнца составляет...


А) 225 земных суток

Б) 365 земных суток

В) 484 земных суток

Г) 125 земных суток








6. Земля бывает ближе

всего к Солнцу:

А) В январе

Б) В сентябре

В) В марте

Г) В июне








7. Если радиолокатор

зафиксировал отраженный сигнал через 0,667 сот пролетающего вблизи Земли астероида, то расстояние до него было равно:


А) 100 тыс. км

Б) 50 тыс. км

В) 120 тыс. км

Г) 70 тыс. км




8. Какой из спутников планет Солнечной системы является самым большим?


А) Ганимед Б) Титан


В) Харон Г) Луна


9. На какой планете Солнечной системы обнаружены озера жидкогометана и этана?


А) Уран

Б) Нептун

В) спутник Юпитера ИО

Г) спутник Сатурна Титан



10. У каких из этих планет Солнечной системы нет спутников?


А) Меркурий

Б) Венера

В) Земля

Г) Марс

Д) Юпитер

Е) Сатурн

Ж) Уран

З) Нептун


11. Какая из этих планет

не является спутником

планеты Юпитер?

А) Ио

Б) Европа

В) Эрида

Г) Титан







12. В каком состоянии находятся вещества на Марсе, согласно последним научн ым данным?


А) твердом, жидком, газообразном

Б) твердом и жидком

В) твердом и газообразном

Г) жидком и газообразном

Д) твердом


13. Какая из этих планет не относится к планетам

земной группы?


А) Юпитер

Б) Марс

В) Меркурий

Г) Венера




1 4. Чем на самом деле являются

"падающие звезды"?


А) метеорами

Б) астероидами

В) метеоритами

Г) кометами





ВАРИАНТ № 2


1. Укажите последовательность планет Солнечной системы, начиная от самойблизкой к Солнцу.

А) Венера

В) Марс

Д) Сатурн

Ж) Земля

Б) Уран

Г) Меркурий

Е) Нептун

З) Юпитер


2. Протяженную оболочку кометы, которая образуется при приближении к Солнцу из-за таяния и испарения льда называют…


А) хвост Б) шлейф

В) поток Г) траектория

3. Самый крупный из астероидов,обнаруженных по 2016 год включительно, называется:


А) Паллада

Б) Веста

В) Церера

Г) Галлея


4. В каком году была осуществленапервая мягкая посадка на поверхность

Луны?


А) в 1961

Б) в 1966

В) в 1972

Г) в 1978




5. Когда и кем была открыта карликовая планета Плутон?


А) в 1930 году Клайдом Томбо

Б) в 1781 году Уильямом Гершелем

В) в 1877 году Карлом Гауссом







6. Очень долгое время, человечество абсолютно ничего не знало о природе комет. С давних времен появление любой кометы вблизи планеты Земля было очень неожиданным и таинственным явлением, а зрелище «хвостатого» небесного телабыло таким странным, что люди, которые верили в суеверия, считали, что кометы – это предвестники плохих событий. Комета (от др.-греч. κομήτης, komḗtēs — волосатый, косматый) — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.


Кто из русских ученых установил классификацию кометных хвостов?


А) Петр Николаевич Лебедев

Б) Федор Александрович Бредихин

В) Василий Яковлевич Струве

Г) Аристарх Аполлонович Белопольский



7. Луна – самое близкое к Земле небесное тело, и поэтому изучено лучше всего. Основой рельефа являются кратеры. Лунным кратером называется чашеобразное углубление в поверхности Луны, имеющее сравнительно плоское дно и окруженное кольцевидным приподнятым валом.


Кто впервые ввел это название?

А) Коперник

Б) Циолковский

В) Галилей

Г) Джордано Бруно

8.Где в Солнечной системе находится самая высокая гора?


А) Юпитер

Б) Земля

В) Венера

Г) Марс







9. В 2003 году американцы удивили мир открытием новой планеты, которая, попоследним данным зонда "Новые Горизонты", полученным в 2015 году, лишьнемного уступает по размерам и массе Плутону. О названии планеты спорили довольно долго. В том числе, её предлагали назвать в честь героини популярногосериалаЗены. Но позже название было изменено.

Какое название носит теперь эта планета?


А) Арида

Б) Аида

В) Эрида

Г) Изида








1 0. На каком из 67 спутников Юпитера

в 1997 году наблюдалось извержение

вулкана?

А) Европа

Б) Ганимед

В) Ио

Г) Калисто



11. Северное полушарие этой планеты – гладкое и низкое – это одно из самыхгладких и ровных мест на планетах Солнечной системы. В тоже время Южнаяполовина неровная и вся изрезана кратерами. У какой из этих планет «два лица»?

А) Земля Б) Венера


В) Меркурий Г) Марс




12. Объёма какой планеты достаточно, чтобы вместить в себя все остальные планеты Солнечной системы?

А) Юпитер Б) Сатурн


В) Уран Г) Нептун

13. На какой планете находится кратер «Водяной» и темное пятно на поверхности«Кикимора»?

А) на МарсеБ) на спутнике Нептуна - Тритоне



В) на Венере Г) на Луне


14.В честь этой планеты назван

химический элемент. Однако в 2006 году из-за своих размеров и особенностейстроения этот «объект» Солнечной

системы потерял статус «планеты».


А) Уран

Б) Нептун

В) Сатурн

Г) Плутон




Проверочная работа №2

Тема«Внутреннее строение и источник энергии Солнца.»

1 вариант

1.По современным научным данным возраст Солнца составляет...

а)2 миллиарда лет б)5 миллиардов лет в)500 миллионов лет г )300 миллионов лет

2.Какова температура поверхности Солнца?

а)3 000 К б)6000 К в)1 000 000 К г)15 000 000 К

3.Самым распространенным элементом на Солнце является...

а) гелий б) водород в) гелия и водорода примерно поровну г) железо

4.Как называется поток ионизированных частиц, истекающий из солнечной короны со скоростью 300—1200 км/с в окружающее космическое пространство?

а) протуберанцы б) космические лучи в) солнечный ветер

5.В какой части Солнца протекают термоядерные реакции?

а) в ядре б) в короне в) в протуберанцах6.Какой слой Солнца является основным источником

видимого излучения?

а) Хромосфера б) Фотосфера в) Солнечная корона

7.Каково внутреннее строение Солнца?

а) Ядро, кора. Б) Хромосфера, фотосфера, солнечная корона. В) Зона ядерных реакций, зона лучистой энергии, зона конвекции

8. Что такое активность Солнца? Какова еѐ периодичность?

а) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 1 000 лет.

б) Появление солнечного затмения. Период 100 лет

в) Смена дня и ночи.

г) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 11 лет.

9.Что собой представляет фотосфера? Какова еѐ средняя температура?

а) Это нижний слой солнечной атмосферы, состоящий из ионизированных газов, преимущественно водорода; температура этой плазмы достигает десятков тысяч градусов.

б) Это верхняя часть солнечной атмосферы, состоящая из разреженной плазмы, имеющей температуру около миллиона градусов и являющейся основным источником радиоизлучения.

в) Это видимая поверхность Солнца, излучающая почти всю приходящую к нам энергию; Этот слой имеет температуру 6 000 К, зернистую структуру (гранулы) толщиной примерно 300 км.

г) Это ядро, в котором происходят ядерные реакции.

10.Какое действие на Землю оказывает активное Солнце?

а) Появление радуги. б) Появление магнитных бурь, полярных сияний, воздействий на органическую жизнь. в) Смена дня и ночи. г) Активность Солнца не влияет на Землю из-за большого расстояния.

2 вариант

1.Химический состав Солнца - это…

а)…смесь из водорода (70%), гелия (28%), тяжелых элементов (2%)

б)…смесь из кислорода (80%), углекислого газа (28%), тяжелых элементов (2%)

в)…смесь из оксида кремния (50%), углекислого газа (28%), кислорода (12%)

г)…смесь из оксида углерода (50%), свинца (28%), кислорода (12%)

2.Какая температура

(предположительно) в центре Солнца?

а)6 000 К б)15 000 000 К в) 4 К г)3000К

3.Каково внутреннее строение атмосферы Солнца?

а)Ядро, кора. б)Хромосфера, фотосфера, солнечная корона. в)Зона ядерных реакций, зона лучистой энергии, зона конвекции.

4.Чему равно ускорение свободного падения на поверхности Солнца?

а)Меньше чем на поверхности Земли в 28 раз и равно 0,35 м/с

б)Меньше чем на поверхности Земли в 5 раз и равно 1,96 м/с

в)Такое же, как и на поверхности Земли и равно 9,8 м/с

г)Больше чем на поверхности Земли в 28 раз и равно 274 м/с

5.На каком расстоянии от Земли находится Солнце?

а)15 000 км б)15 000 000 км. в)150 000 000 км г)6 400 км.

6.Найдите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

А.Солнечные пятна…

1. …это области фотосферы, которые имеют температуру около 4 000 К и внутри которых магнитное поле сильнее в несколько тысяч раз, чем в остальных слоях фотосферы.

2. …это непрерывный поток частиц (протонов, ядер гелия, ионов, электронов)из солнечной короны в межпланетное пространство.

3. …это гигантские плазменные выступы или арки, опирающиеся на хромосферу и

простирающиеся в корону

Б.Солнечный ветер …

А-______ Б-________

7.Что такое активность Солнца? Какова еѐ периодичность?

а) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 1 000 лет.

б) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 11 лет.

в) Смена дня и ночи.

г) Появление солнечного затмения. Период 100 лет

8.Что такое зона конвекции?

а) Слой, через который тепловая энергия переносится лучистой энергией.

б) Слой, в котором происходит вертикальное перемешивание раскаленного газ

в) Слой, в котором возникает и переносится лучистая энергия.

г) Слой, в котором происходят термоядерные реакции.

9.Какова причина излучения Солнцем огромной энергии?

а) Цепная ядерная реакция урана. б) Реакция термоядерного синтеза - образование гелия из водорода.

в) Горение кислорода. г) Горение углерода.

10.К какому спектральному классу относится Солнце?

а) A б) F в) G г) M

Проверочная работа №3

Тема «Галактики»

I вариант

1.Нашу Галактику можно представить в виде

А. гигантского звѐздного шара. Б. Гигантской сплюснутой системы звѐзд В. Гигантской

бесформенной совокупности звѐзд. Г. Гигантского сплюснутого диска из звѐзд, газа и пыли, образующих спирали.

2. Диаметр Галактики равен примерно

А. 10кпк Б. 100000св.лет В. 1 000 000а.е. Г. 2×106 св. лет.

3. Где в Галактике расположено Солнце?

А. В центре Галактики. Б. На периферии Галактики В. На расстоянии примерно 8 кпк от центра. Г. На расстоянии примерно 150 000 св. лет от центра.

4. Какой массивный объект находится в центре Млечного Пути?

А. Плотное скопление звѐзд. Б. Плотное газопылевое облако В. Нет ничего необычного Г. Массивная чѐрная дыра.

5. Наша Галактика

А. Эллиптическая Б. Неправильная В. Спиральная Г. Активная

6. Туманность Андромеды

А. Эллиптическая Б. Неправильная В. Спиральная Г. Активная

7.С1. Красное смещение галактики равно 0,1. На каком расстоянии она находится?


Проверочная работа №4

Тема«Строение и эволюция Вселенной»

1. Что указывает на расширение Вселенной?

А. Красное смещение в спектрах далѐких галактик. Б. Вращение галактик вокруг оси.

В. Чѐрные дыры в ядрах галактик Г. Наличие газа и пыли в спиральных галактиках

2. Где и когда образовалось основное количество гелия во Вселенной?

А. В звѐздах Б. В ядрах галактик В. Он всегда существовал во Вселенной

Г. В первые секунды жизни Вселенной

3.Что указывает на высокую температуру вещества на начальных этапах эволюции Вселенной?

А. Реликтовое излучение Б. Распределение Галактик в пространстве. В. Высокая температура в звѐздах. Г. Ничто не указывает

4.Солнечная система образовалась около 4,5 млрд. лет назад. Чему тогда был равен возраст Вселенной?

А. 4,5 млрд. Лет. Б.0 В. 8,5 млрд. лет Г. 1 млрд. лет

5. Радиус Вселенной

А.1,24 ×1026 м. Б. 3×1013м В. 13×109 м

6. Закон Хаббла

А. Ʋ=Hr Б.Ʋ= B. Ʋ= сz 7

7.Задача Туманность Андромеды приближается к Млечному пути со скоростью 280 км/с, расстояние до неѐ около 2 млн. св. лет. Через сколько лет произойдѐт столкновение между галактиками.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!