Спецификация
итоговой контрольной работы для 2 класса по русскому языку
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся по предметной области «Русский язык».
Основной целью работы является проверка и оценка уровня сформированности предметных результатов у учащихся 2 класса по итогам освоения программы по русскому языку.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Русский язык» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
Программа начального общего образования по предмету «Русский язык» [авт. С. В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова]. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 384 с.
Структура КИМ
В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2 классе. Задания контрольной работы составлены на материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности
Работа содержит 20 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса русского языка.
Таблица 1.
Раздел содержания | Число заданий в работе |
1. Фонетика и графика | 5 |
2. Состав слова | 6 |
3. Синтаксис | 2 |
4. Орфография и пунктуация | 6 |
5. Развитие речи | 1 |
Всего | 20 |
В работе две группы заданий: 15 заданий базового уровня (Б) (№ 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 19, 17, 18, 20), обязательных для выполнения всеми учащимися, и 5 заданий повышенного уровня сложности (П) (№ 4, 5, 8, 11, 16), которые позволяют установить умения учащихся действовать в нестандартных учебных ситуациях.
Виды заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО). Большее количество заданий с выбором ответа позволяет упростить запись ответов, сократить время выполнения таких заданий и увеличить общее число заданий в контрольной работе.
Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 мин)
План варианта КИМ
В таблице 2 представлены проверяемые умения, типы заданий, уровень сложности и максимальный балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
Таблица 2.
№ задания | Раздел содержания | Проверяемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл |
1 | Фонетика и графика | Характеризовать парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки | ВО | Б | 1 |
2 | Характеризовать парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки | ВО | Б | 1 |
3 | Различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки | ВО | Б | 1 |
4 | Различать звуки и буквы, определять количество гласных звуков в слове; характеризовать слово по двум признакам | КО | П | 2 |
5 | Различать звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки; группировать слова по заданному основанию | КО | П | 2 |
6 | Состав слова | Осознавать корень слова как основную часть слова | ВО | Б | 1 |
7 | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ВО | Б | 1 |
8 | Подбирать однокоренные слова | РО | П | 2 |
9 | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку | ВО | Б | 1 |
10 | Различать формы слова и однокоренные слова | КО | Б | 1 |
11 | Находить правильные утверждения о составе слова; подбирать примеры, доказывающие выбранное утверждение | КО | П | 2 |
12 | Орфография и пунктуация | Определять наличие в слове орфограммы «Безударные гласные в корне слова» | КО | Б | 1 |
13 | Находить в группе родственных слов проверочное слово | ВО | Б | 1 |
14 | Подбирать правильные доказательства написания слов | ВО | Б | 1 |
15 | Подбирать слова с непроверяемыми написаниями, отвечающие определенному условию | КО | Б | 1 |
16 | Определять наличие в словах изученных орфограмм; классифицировать слова по наличию определенной орфограммы | КО | П | 2 |
19 | Определять необходимый знак в конце предложения | ВО | Б | 1 |
17 | Синтаксис | Различать предложения по цели высказывания | ВО | Б | 1 |
18 | Характеризовать предложения по цели высказывания | РО | Б | 1 |
20 | Развитие речи | Исправлять текст с нарушенным порядком следования частей | КО | Б | 1 |
Оценка выполнения заданий и контрольной работы
Если из 15 базовых заданий выполнено не менее 9, то к концу 2 класса учащийся достиг уровня обязательной подготовки по русскому языку.
При верном выполнении 12-15 базовых заданий можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
Пересчет баллов, полученных за базовую часть работы, в отметку производится по следующей системе (задания повышенного уровня на данную отметку не влияют).
Количество баллов за выполнение заданий базового уровня сложности | Процент от максимально возможного балла за выполнение заданий базового уровня | Отметка |
9 – 11 баллов | 60 – 75 | 3 |
12 – 13 баллов | 76 – 89 | 4 |
14 – 15 баллов | 90 - 100 | 5 |
Результаты выполнения заданий второй группы позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться с нестандартными заданиями по русскому языку, требующими сформированности общеучебных действий.
Максимальное количество баллов за эту часть работы – 10 баллов. Если учащийся набрал за выполнение заданий этой группы не менее 5 баллов, можно сделать вывод о том, что он справился с работой на повышенном уровне.
Дополнительные материалы и оборудование
Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Условия проведения (требования к специалистам)
Работа проводится и проверяется учителем начальных классов.
Рекомендации по подготовке к работе
Специальной подготовки учащихся к выполнению работы не требуется.
Итоговая контрольная работа для 2 класса по русскому языку
2014 – 2015 уч.г.
Ф. И. ______________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания!
Рядом с некоторыми заданиями стоит значок «Солнышко» - это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
На выполнение работы даётся один урок.
Желаем успеха!
Отметь Х слово, в котором второй звук – мягкий согласный.


ошибка клюква рельсы

сцена льды
Отметь Х два слова, в которых все согласные звуки звонкие.
города
чародей
пушка
роща цилиндр
война
Отметь Х два правильных утверждения о звуковом составе слова яхта.
первый гласный безударный
первый звук мягкий согласный
4 звука, 4 буквы
есть два одинаковых гласных звука
4*. Запиши слова в нужную ячейку таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
каюта, зайка, тополя, якоря, ёжик, ириски, вишня, семья
| В слове количество звуков равно количеству букв | В слове звуков больше, чем букв |
В слове два слога | | |
В слове три слога | | каюта |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
5*. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
Грязь, забота, зима, мороз, изюм, сказка, узкий, узор
Слова со звуком [ з ] | Слова со звуком [ з’] |
| |
| |
| |
6. Отметь Х два правильных утверждения о корне слова.
В корне выражено основное значение слова.
У родственных слов корень имеет разное значение.
Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это изменяемая часть слова.
7. Отметь Х группу родственных слов.
весёлый, весенний, веселье, весело
соль, солнечный, солёный, посолить
добро, добрый, доброта, подобреть
лиса, лисичка, листик, лисонька
8*. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа | Вторая группа |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
9. Отметь Х два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
гости
горка
подсказка
мышка
крики
10. Запиши слова в нужный столбик таблицы.
реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки
Формы слова река | Однокоренные к слову река слова |
| |
| |
| |
11*. Отметь Х правильные утверждения о составе слова.
В слове может не быть окончания._______________________________________
В слове может не быть суффикса.________________________________________
В слове может не быть приставки._______________________________________
В слове может не быть корня.___________________________________________
Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
городок, пальто, дно, кенгуру, стена, зонтик, лопата, полёт, выход, льдина
12. Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
лисичка, домик, золото, море, мясной, большой
13. Отметь Х слово, которое является проверочным в данной группе слов.
травинка
трава
травяной

травушка
травянистый
14. Отметь Х два правильных доказательства написания слова.
горевать – можно проверить словом горный
водичка – можно проверить словом водный
указка – можно проверить словом указочка
травка – можно проверить словом (нет) травки
15. Вспомни и запиши три слова из орфографического словарика твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы о.
_________________________________________________________________________
16*. Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в корне слова.
весна, окно, лодка, глазки, шубка, сосна
Первая группа | Вторая группа |
| |
| |
| |
17. Отметь Х побудительное предложение.
К
ак чудесны первые весенние цветы!

Выйди сегодня в школу пораньше.

Почему ты до сих пор не в школе?!

С какой радостью мы будем рассказывать об этом!
18. Запиши любое вопросительное предложение.
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Ветерок разносил по лесу весенние запахи
Вдруг послышались детские крики
Как хорошо в эту чудесную летнюю пору
Лосиха дремала в тени под елью
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь в квадраты цифры от 1 до 4 – цифры должны показывать порядок абзацев.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь его на берег.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел – судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус совсем размок, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.