СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контрольно измерительный материал для 5 класса по биологии.
КИМ по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники».
А1.Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
А) Производители органических веществ Б) Потребители органических веществ
В) Разрушители органических веществ Г) Разрушители неорганических веществ
А2. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это
а)паразиты б) симбионты
в) консументы (потребители органических веществ) г) сапротрофы
А3. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из
а) Клетчатки б) Хитиноподобного вещества в) Белков г) Липидов
А4. Какие грибы размножаются почкованием?
а) Шампиньоны б) Пеницилл в) Дрожжи г) Мукор
А5. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они
А) Совмещают в себе признаки растений и животных
Б) Совмещают в себе признаки бактерий и животных
В) Симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли
Г) Занимают промежуточное положение между царствами Бактерий и Грибов
А6. Грибы, в отличие от растений,
А) Размножаются с помощью спор б)Не имеют клеточного строения
В) Не способны к фотосинтезу г)Имеют в клетке оформленное ядро
А7. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях берёзы, получает от неё
А) Минеральные вещества б) Органические вещества
в) Соединения фосфора г) Соединения серы
А8. В чём сходство грибов и растений?
А) Содержат в оболочках клеток хитин
Б) Неограниченный верхушечный рост в течение всей жизни
В) Потребляют готовые органические вещества
Г) Минерализуют органические остатки
А9. В симбиоз с деревьями вступают
а) Трутовики б) Бактерии гниения в) Плесневые г) Шляпочные грибы
А10. Что представляет собой микориза?
а) Грибокорень б)Корневую систему растения
в) Грибницу, распространившуюся в почве г)Нити гриба, образующие плодовое тело
А11. К запасным питательным веществам у грибов относят
а) Гликоген б) Белки в) Жиры г) Крахмал
А12.Заболевание картофеля вызывает гриб
а) Головня б) Спорынья в) Фитофтора г) трутовик
А13. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?
А)Представлена только одной клеткой Б) Выполняет функцию размножения
В) Разносится ветром на большое расстояние Г) Служит приспособлением к неблагоприятным условиям
А14. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.
А) Имеют клеточное строение Б) Дышат, питаются, размножаются
В) В клетках есть оформленное ядро Г) В клетках отсутствует оформленное ядро
Задания на установление соответствия между содержанием
В1. Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен
Признаки организмов Группы организмов
Выделяют в особое царство а) Грибы
Тело представляет собой слоевище Б) Лишайники
Имеют плодовое тело
По способу питания - автогетеротрофы
Вступают в симбиоз с корнями растений
Представляют симбиоз грибов и водорослей.
ОТВЕТ: 1 А 2 Б 3 А 4 Б 5 А 6 б
Часть С.
С1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой, Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
Ответ: С1. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, то численность клеток первой группы уменьшится, так как без ядра эукариотические клетки не могут размножаться. Численность клеток второй группы увеличится.
С2. Какова роль грибов и бактерий в экосистеме? Ответ: С2. Грибы и бактерии в экосистеме играют роль редуцентов, разлагающих органические остатки растений и животных. Бактерии обеспечивают растениям усвоение минеральных веществ, в частности, азота.
С3. Дайте характеристику царству грибов. Ответ С3. Грибы — бесхлорофилльные одноклеточные и многоклеточные Организмы. Клеточные стенки содержат хитин. Способ питания — гетеротрофный. Запасное вещество — гликоген. Образованы гифами мицелия (грибницей). Размножаются преимущественно спорами.
С4. Какая часть лишайника может существовать самостоятельно и почему? А может ли другая часть лишайника жить отдельно? Ответ: С4. Самостоятельно может существовать водоросль, входящая в состав лишайника. Воду она может получать и из атмосферы.
Гриб не может сушествовать без лишайника, снабжающего его органическими веществами.
С5. Лишайники не являются паразитами деревьев, и все-таки их появление может принести определенный вред дереву. Каким образом? Ответ: С5. Дереву может нанести вред мицелий гриба, входящего в состав лишайника.
С6. Почему бактерии выделяют в отдельное царство? Ответ: С6, Бактерии отличаются от остальных царств строением клетки, способами питания и размножения, средой обитания.
С7. В чем заключаются основные отличия бактерий от вирусов? Ответ: С7. Вирусы — неклеточная форма. Они состоят из белковой капсулы и одной из нуклеиновых кислот. Вирусы проявляют свойства живого только внутри другого организма. Бактерии — одноклеточные безъядерные организмы, ведущие как свободный, так и паразитический образ жизни. Им присущи все свойства живого.
С8. Докажите, что по строению органа можно определить его функцию. Ответ: С8. Приведем простой пример — цветок. Его функция — размножение. У него есть органы размножения — тычинки и пестики, он либо ярко окрашен, либо имеет насыщенный запах, либо несколько цветков образуют соцветия для привлечения насекомых и опыления. По форме цветка иногда можно сказать, кто его опыляет. Например, цветки орхидных, бобовых опыляются шмелями, чья форма тела является зеркальной копией строения цветка.