Итоговая работа за курс математики для 6класса.
Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.,Вентана-Граф. 2019
Составитель:
Работа состоит из 9 заданий. Обучающиеся должны продемонстрировать УУД за курс математики 6 класса: выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, с числами с разными знаками, решать уравнения, раскрывать скобки и приводить подобные слагаемые, находить неизвестный член пропорции, находить число по его значению, решать задачи на движение, решать задачи с помощью уравнения, отмечать на координатной плоскости точки, распознавать простейшие геометрические фигуры.
Вариант 1.
1.Вычислить:
-1,7 ∙ 16; 2)-1,3 -7,9; 3) –5 – (– 2) + 3; 4) ; 5) +
2. Решить уравнение:-3х +1,9 = 2х +8,4
3. Сколько целых решений имеет неравенство? –16 х
4. Раскрыть скобки, привести подобные слагаемые: 8(3х+5) – (40- х)
5. Масса двух контейнеров 75 кг, причём масса одного из них на 5 кг меньше массы второго. Определите массу каждого контейнера.
6. Найти неизвестный член пропорции.
7. Теплоход прошел расстояние между пристанями со скоростью 40 км/ч за 4,5 ч. С какой скоростью должен идти теплоход, чтобы пройти это расстояние за 3,6 ч?
8.Девочка прочитала 36 страниц, что составило 75% всей книги. Сколько страниц в книге?
9.Постройте на координатной плоскости точки M, D, P, K, если M(-4; 6), D(6;1), P(6;4); K(-4; -6), определите координату точки пересечения отрезкаMD и лучаKP.
Вариант 2.
1.Вычислить.
-1,8 ∙ 15 ; 2)-6,9 -2,3 ; 3) –3– (– 8) – 5; 4) ; 5) + .
2. Решить уравнение: 0,8х -3,5 = -1,2х +0,7
3. Сколько целых решений имеет неравенство: –17 у
4. Раскрыть скобки, привести подобные слагаемые: 5(2х+8) – (х+ 40)
5.В городском саду яблонь в два раза меньше чем груш. Сколько яблонь и сколько груш в саду, если всего 102 дерева.
6. Найти неизвестный член пропорции:
7.Поезд путь от одной станции до другой прошел за 3,5 ч со скоростью 70 км/ч. С какой скоростью должен был бы идти поезд, чтобы пройти этот путь за 4,9 ч?
8.Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найти массу белого медведя, если масса медвежонка 120 кг.
9.Постройте на координатной плоскости точки А, В, С, D, если А(-3; 7),
В(6;-2), С(7;3); D(-3; -2), определите координату точки пересечения отрезка АВ и луча DC.
Приложения
Кодификатор
элементов содержания контрольной работы и требований к уровню
подготовки учащихся 6 классов по МАТЕМАТИКЕ.
Кодификатор подготовлен в соответствии со следующими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897) .
Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Кодификатор элементов содержания для проведения экзамена по математике за курс основной школы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2016/2017 учебный год
Приложение 1
Элементы содержания для проведения вводного, итогового и промежуточного контроля по математике
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код элементов. Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе |
1 | | АРИФМЕТИКА |
1.1 | | Натуральные числа. |
| 1.1.1 | Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. |
| 1.1.2 | Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. |
| 1.1.3 | Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. |
| 1.1.4 | Решение текстовых задач арифметическими и алгебраическими способами. |
| 1.1.5 | Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. |
| 1.1.6 | Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. |
| 1.1.7 | Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители |
| 1.1.8 | Деление с остатком. |
1.2 | | Дроби. |
| 1.2.1 | Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. |
| 1.2.2 | Нахождение части от целого и целого по его части. |
| 1.2.3 | Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. |
| 1.2.4 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. |
| 1.2.5 | Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. |
| 1.2.6 | Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. |
| 1.2.7 | Решение текстовых задач арифметическими способами. |
1.3 | | Рациональные числа. |
| 1.3.1 | Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. |
| 1.3.2 | Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. |
| 1.3.3 | Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. |
| 1.3.4 | Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. |
| 1.3.5 | Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. |
| 1.3.6 | Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. |
| 1.3.7 | Решение текстовых задач арифметическими способами. |
2 | | ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ |
2.1 | | Буквенные выражения (выражения с переменными). |
| 2.1.1 | Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. |
| 2.1.2 | Числовое значение буквенного выражения. |
| 2.1.3 | Уравнение, корень уравнения. |
| 2.1.4 | Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. |
2.2 | | Изображение точек на координатной плоскости. |
| 2.2.1 | Декартовы координаты на плоскости. |
| 2.2.2 | Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости. |
3 3.1 | | ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ. КОМБИНАТОРИКА.МНОЖЕСТВА |
| 3.1.1 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм. |
| 3.1.2 | Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. |
| 3.1.3 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов. |
| 3.1.4 | Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна. |
4 | | НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ |
4.1 | | Плоскость |
| 4.1.1 | Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. |
| 4.1.2 | Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. |
| 4.1.3 | Треугольник, виды треугольников. |
| 4.1.4 | Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. |
| 4.1.5 | Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. |
| 4.1.5 | Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. |
| 4.1.6 | Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. |
4.2 | | Наглядные представления о пространственных фигурах |
| 4.2.1 | Куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. |
| 4.2.2 | Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. |
4.3 | | Понятие о равенстве фигур. |
| 4.3.1 | Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. |
Приложение 2
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов, проверяемые на контрольных работах по математике.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов, на которые разбиты требования к уровню подготовки по математике. Во втором столбце указан код требования, для которого создаются проверочные задания. В третьем столбце указаны требования (умения), проверяемые заданиями контрольной работы. В соответствии со стандартом основного общего образования в требованиях к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения соответствующих умений.
Код раз-дела | Код контроли-руемого требования (умения) | Требования (умения), проверяемые заданиямиконтрольной работы |
1 | | Уметь выполнять действия с числами |
| 1.1 | Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем. |
| 1.2 | Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней числа десять. |
| 1.3 | Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения числовых выражений. |
| 1.4 | Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком. |
| 1.5 | Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, с дробями и процентами |
2 | | Уметь выполнять алгебраические преобразования |
| 2.1 | Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значение выражений. |
3 | | Уметь решать уравнения |
| 3.1 | Решать линейные уравнения. |
| 3.2 | Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат. |
4 | | Уметь выполнять действия с функциями |
| 4.1 | Изображать числа точками на координатной прямой. |
| 4.2 | Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами |
5 | | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
| 5.1 | Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. |
| 5.2 | Изображать геометрические фигуры. |
| 5.3 | Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов). |
6 | | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
| 6.1 | Моделировать практические ситуации и исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. |
7 | | Уметь использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни |
| 7.1 | Решать несложные практические расчетные задачи; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. |
| 7.2 | Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. |
| 7.3 | Выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимость между реальными величинами; находить нужные формулы в справочных материалах; описывать зависимость между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций. |
| 7.5 | Анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц. |
Приложение 3
СПЕЦИФИКАЦИЯ
к итоговой работе по математике _6_ класс
Назначение работы:
Оценить общеобразовательную подготовку по математике учащихся 6 класса с целью установления соответствия качества подготовки требованиям государственных образовательных стандартов и выявления динамики результативности обучения математики.
2. Содержание итоговой работыопределяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного стандарта основного общего образования(приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897) .
2. Кодификатора элементов содержания и требований (умений) к уровню подготовки.
3. Характеристика структуры и содержания работы
В работу по математике включено 9 заданий, среди которых:
9 заданий – задания с развернутым ответом.
Работа представлена двумя вариантами.
Распределение заданий по разделам курса 6 класса.
Разделыкурса | Число заданий | Максимальный балл |
Числа и вычисления | 8 | 8 |
Алгебраические выражения | 1 | 1 |
Уравнения | 2 | 2 |
Координаты на прямой и плоскости | 1 | 1 |
Геометрия | 1 | 2 |
Всего | 13 | 14 |
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
При проведении тестирования разрешается использование линейки, карандаша, транспортира.
6. План работы
В приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по математике, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
Приложение
План контрольно-измерительной работы по математике для учащихся ___классов
№ | Раздел содержания | Проверяемые требования (умения) | Кдыпроверяемыхтребований куровнюподготовки (по кодификатору) | Коды Проверяемых элементов содержания(по кодификатору) | Уровень Сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерноевремявыполнения заданияучащимся |
1 | Числа и выражения(вычислить) | 1.Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами 2.Вычислять значения числовых выражений 3.Переходить от одной формы записи чисел к другой | 1.1 | 1.1.1 1.1.3 1.2.1 1.2.3 1.2.4 | Б | 5 | 5 мин. |
2 | Уравнения и неравенства(решить уравнение) | Решать линейные уравнения | 3.1 | 2.1.3 | Б | 1 | 3 мин. |
3 | Числа и выражения(сколько целых решений имеет неравенство) | Выполнять оценку числовых выражений | 1.3 | 1.3.1 | Б | 1 | 3 мин. |
4 | Алгебраические выражения (раскрыть скобки и привести подобные слагаемые) | Выполнять тождественные преобразования | 2.1 | 2.1.1 | П | 1 | 3 мин. |
5 | Уравнения и неравенства (текстовая задача на составление уравнения) | Решать текстовые задачи алгебраическим методом | 3.2 | 2.1.3 | П | 1 | 5 мин. |
6 | Числа и выражения (решить пропорцию) | Решать задачи, связанные с пропорциональностью величин | 1.5 | 1.2.5 | П | 1 | 3 мин. |
7 | Числа и выражения (текстовая задача) | Решать текстовые задачи | 1.5 | 1.1.4 | Б | 1 | 8 мин. |
8 | Числа и выражения (задача на проценты) | Решать текстовые задачи, связанные с процентами | 1.5 | 1.2.2 1.2.6 | Б | 1 | 3 мин. |
9 | А) координаты точки Б) геометрия | 1. Строить точки по заданным координатам; 2. Выполнять чертежи по условию задачи. | 4.1 5.2 5.1 | 2.2.2 4.1.1 | П | 2 | 10 мин. |
7. Критерии оценивания
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся 6 класса за выполнения всей итоговой работы 14 баллов.
Критерии оценки каждого задания:
Задание №1-от1 до 5 баллов (всего 5 балла)
Задания №2-№8 - каждое задание по 1 баллу( всего 7 баллов)
Задания №9-от1 до 2 баллов (всего 2 балла)
Всего 14 баллов
Шкала пересчета баллов в отметку
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл за работу | 0-6 | 7-11 | 12-13 | 14 |