КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс Учитель: Скринникова Ольга Владимировна
к учебникам
• Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;
Задания по теме "Причастие"
1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Тайга ист..чала густой запах прелой древ..сины пр..правле..ый ар(а, о)матом плес..ни.
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, фонетический разбор второго слова первого предложения.
Трава (з, с)г..ба..мая ударами ветра и дождя л..жилась на землю. Тучи охвач..ые синим огнём дрогнули. (М. Горький)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Со..нце перед самым закатом вышло из(за) туч.. покрыва..щих небо.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
С выводами с..бирских уч..ных согл..сились приглаш..(н, нн)ые на д..баты эксперты (из)за(руб..жа).
5. Исправить речевую ошибку. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Пред..(е, я)вляемые высокие требования к аб..туриентам (не, ни)отпугнули ж..лающих попытат..ся стать студентами одного из лу..ших вузов страны.
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить особенности лексики.
Знаменитая Троица Андрея Рублёва посв..ще(н, нн)ая пам..ти пр..подобного Сергия Радонежского стала вопл..щ..(н, нн)ым симв..лом ид..алов духовного ед..нения всеобщей любви и готовности к сам..пожертвованию.
7. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Древние греки пытавш..еся тем или иным образом об..яснить существующий мир пользов..лись результатами астр..номических наблюдений ег..птян.
8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, записать числительное словами, сделать синтаксический разбор предложения.
Это малюс..нькая деревня со 180 ж..телями прил(е, и)пивш..ся среди скал (не, ни)большого плато.
9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.
На стене краш..(н, нн)ой под кирпич.. в(е, и)сел понош..(н, нн)ый серый плащ.. .
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.
Стриж..(н, нн)ые кусты и (не, ни)высокие дер..вца обр..зуют ведущ..ю к уса(д, т)ьбе а(л, лл)ею.
11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия, сделать синтаксический разбор предложения.
(Не)напом..нают(ли) вам (не)которые наши уроки Сказку о потер..(н, нн)ом времени
Задания по теме "Деепричастие"
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Тарантас в..ехал во двор шурша колёсами по кр..пиве и ост..новился перед крыльцом. (И. Тургенев)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.
Д..ржа кувшин над головой грузинка у(з, с)кою тропой сх..дила к берегу. (М. Лермонтов)
3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.
Тихий голубой плёс м..нил к себе об..щая прохладу и п..кой. (А. Чехов)
4. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Сидя за комп..ютером старайтес.. держать спину прямой.
5. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастий, синтаксический разбор предложения.
Тщ..тельно отдел..вая свои произв..дения переж..вая муки творч..ства каждый писатель отводит огромную роль ч..тателю.
6. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Сопост..вляя различ..ные редакц..и мы имеем возможность просл..дить труд автора его поиск наибол..е точ..ного слова.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, словообразовательный разбор первого существительного, синтаксический разбор предложения.
Художник(аниматор) созд..вая мультипл..кац..о(н, нн)ый фильм словно ож..вляет р..сунки.
8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Друг за другом накр..нившись от ветра возвр..щались рыба..кие суда. (В. Некрасов)
9. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Об..рнувшись я увид..ла метрах в двадцати от себя человека г..ган..ского роста стоявш..го возле ф..нтана. (В. Пелевин)
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Свеж..е ж..рные и масл..(н, нн)ые пятна со светлых тканей можно уд..лить посыпав загр..зне(н, нн)ый уч..сток порошком мела.
Задания по теме "Наречие"
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.
С..дели в саду в тени вишен.. б..гато украш..ых ам..тистовыми бусами ягод. (М. Горький)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Первый утр..ий вет..рок бе(з, с) шор..ха осторожно ш..веля мол..чаем бурыми стебл..ми прошлогодн.. бурьяна проб..жал вдоль дороги. (А. Чехов)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать фонетический разбор глагола, морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Тесную обувь можно ра(з, с)т..нуть туг.. набив её влажной г..зетной бумагой.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.
Лодка (с)размаху почти до пол..вины в(з, с)ползла на песок (в)месте с волной и пок..чнувшись (на)бок стала а волна ск..тилась назад в море.
5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.
Дни бегут быстро (в)пр..пры(ж, ш)ку как ш..ловливые дети. (А. Бруштейн)
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложений.
Со..нце уже зашло но (по)прежнему было жарко.
Мы всегда ж..ли дружно и редко друг на друга об..жались.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор наречий, сделать лексический разбор устаревшего слова.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь буд..т город залож..н
(На)зло надме(н, нн)ому соседу.
А. Пушкин
8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор одного из наречий, синтаксический разбор предложений, сделать лексический разбор устаревшего слова.
Сл..за тихо круглилась на его зенице и пос..девшая голова его уныло понурилась. (Н. Гоголь)
9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Он кр..чал и махал рукою сильнее всех но за стуком и криками рабочих (не)было слышно его слов. (Н. Гоголь)
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.
Ворота отв..рились и выехало войско. (В)переди выехали ровным ко(н, нн)ым строем шитые гусары. За ними кольчужники потом латники с коп..ями потом все в медных шапках потом ехали особняком лу..шие шляхтичи, каждый одетый (по)своему. (Н. Гоголь)
11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выписать наречия, сделать морфологический разбор одного из них, сделать синтаксический разбор предложения.
Беше(н, нн)о зв..нела г..тара дробно стуч..ли к..блуки на столе в шкафу дребе..жала посуда а среди кухни огнём пылал Ц..ганок ре..л коршуном разм..хнув руки точ..но крыл..я (не, ни)заметно передв..гая ноги, гикнув пр..седал на пол и метался золотым стриж..м осв..щая всё (во)круг блеском ш(ё, о)лка а ш(ё, о)лк содр..гаясь и струясь словно горел и плав..лся. (М. Горький)
12. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.
Эти каме(н, нн)ые дерев..я ст..яли молч.. и (не, ни)подвижно днём в сером сумр..ке и ещё плотнее (з, с)двигались (во)круг людей по вечерам когда заг..рались к..стры. (М. Горький)
13. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.
Но однажды гр..за грянула над лесом заш..птали дерев..я глухо грозно. (М. Горький)
14. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.
Зимняя ноч.. т..нулась долго(долго) и ч..рные окна пустой дачи угрюмо гл..дели на обл..деневший (не, ни)подвижный сад. (Л. Андреев)
Задания по теме "Служебные части речи"
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.
Гора обр..сла тонкими и высокими ёлками словно ёж иглами. (А. Иванов)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Склоны гор открылись словно разв..рнулась книга на (з, с)гибе которой бл..стела как закла(д, т)ка, серебр..(н, нн)ая т..семка реки. (А. Иванов)
3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.
Чем меньше загр..мождена кв..ртира тем больше в ней воздуха тем ле..че дыш..тся её об..тателям.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
(Не, ни)надобен и клад коли в сем..е лад.
5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Пословицы и пог..ворки всегда имеют (не, ни)только пр..мой но и переносный смысл.
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Без труда (не, ни)вытащ..шь и ры..ку из пруда.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.
Возле телег под телегами и подале от телег везде были в..дны разм..тавшиеся на траве зап..рожц.. . (Н. Гоголь)
8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.
Последн..го, Ваню, я сп..рва было и (не, ни)заметил: он л..жал на земле см..рнёхонько пр..корнув под угловатую рогожу и только изредк.. выст..влял из(под) неё свою русую кудрявую голову. (И. Тургенев)
Диктанты
Диктант 1. Тема "Причастие"
Гроза
Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, ещё не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров.
Когда мой испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.
Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.
(136 слов)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.
(Сказуемое: не занавешены.
Определения: незабываемое, неизгладимое; ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей; ещё не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)
2. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: не просохшая;
II вариант: не закрытые.
Диктант 2. Темы "Причастие" и "Деепричастие"
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.
Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.
(145 слов)
(М. Горький)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.
I вариант: утомившись;
II вариант: наклонясь.
3. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: взмахивая;
II вариант: упираясь.
Диктант 3. Темы "Причастие" и "Деепричастие"
Отлет гусей
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.
(128 слов)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.
I вариант: выдерживая;
II вариант: замедлив.
3. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: опускаясь;
II вариант: отдыхая.
Диктант 4. Темы "Причастие" и "Деепричастие"
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.
Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(154 слова)
Диктант 5. Тема "Наречие"
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
(109 слов)
Грамматические задания
1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.
I вариант: издавна;
II вариант: нередко.
2. Сделать морфологический разбор слов.
I вариант: меньше (из 2-го предложения);
II вариант: неясно (из 3-го предложения).
Комментарий.Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).
3. Сделать синтаксический разбор предложений.
I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.
II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
Диктант 6. Темы "Предлог", "Союз", "Частица"
Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.
Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…
Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.
(119 слов)
(По И. Бунину)
Грамматические задания
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).
Диктант 7. Итоговый
Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.
Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.
Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.
(133 слова)
(Ю. Олеша)
Грамматическое задание
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить синтаксический разбор предложений.
I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;
II вариант: последнее предложение третьего абзаца.