СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для контроля за первое полугодие по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы проверяют знания учащихся за первое полугодие

Просмотр содержимого документа
«КИМы для контроля за первое полугодие по биологии»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за первое полугодие 11 класса по биологии

Вариант 1.


  1. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции - гомологичными органами (1) и аналогичными органами (2). А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны

  2. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами – стабилизирующим (1), движущим (2) и дизруптивным (3). А) развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий Б) существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере В) сходное строение органов зрения у хордовых животных Г) возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих Д) отбор новорожденных у млекопитающих со средним весом Е) сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции

  3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. (1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.

  4. Укажите правильную последовательность этапов географического видообразования. 1) распространение признака в популяции 2) появление мутаций 3) изоляция популяций 4) сохранение в результате борьбы за существование естественного отбора особей с полезными изменениями

  5. Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. 1) возникновение адаптации у вида 2) передача признака и его длительное распространение в поколениях 3) фенотипическое проявление признака 4) естественный отбор признака 5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией 6) возникновение у нескольких особей мутации

  6. Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которым они принадлежат. 1) хламидомонада 2) псилофит 3) сосна обыкновенная 4) папоротник орляк 5) ромашка лекарственная 6) ламинария

  7. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп - биологическим прогрессом (1) и биологическим регрессом (2) - и их признаками. А) многообразие видов Б) ограниченный ареал В) небольшое число видов Г) широкие экологические адаптации Д) широкий ареал Е) уменьшение числа популяций

  8. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и процессом, которому соответствует данная характеристика – микроэволюция (1) и макроэволюция (2). А) ведет к видообразованию Б) ведет к формированию надвидовых таксонов В) происходит в популяциях Г) сопровождается мутационным процессом Д) происходит в течение длительного исторического периода (миллионы лет) Е) характеризуется биологическим прогрессом или регрессом 

  9. Установите соответствие между примерами и направлениями биологической эволюции, которые соответствуют этим примерам – ароморфозом (1), идиоадаптациями (2) и общей дегенерацией (3). А) возникновение ласт у дельфина Б) возникновение трехкамерного сердца у земноводных В) исчезновение пищеварительной системы у цепней Г) ухудшение зрения у крота Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений Е) отсутствие листьев и настоящих корней у повилики

  10.  Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры – дивергенцией (1) и конвергенцией (2). А) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши В) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

  11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию. 

  12. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

  13. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

  14. Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чём заключаются недостатки этой теории.

  15.  Прочитайте текст. Белуга – осетровая рыба, в настоящее время живёт в бассейнах Каспийского и Чёрного морей. Её средние размеры колеблются в пределах 1,5–4,5 м. Самая крупная из выловленных белуг достигала 5 м в длину и 1,5 т массы. Нерестятся эти рыбы в реках Дон, Дунай, Волга, вымётывая в среднем до 1 миллиона, а некоторые и до 2 миллионов икринок. Продолжительность жизни белуги достигает 100 лет. Белуга – хищник. Питается рыбой, моллюсками. Какие четыре критерия вида описаны в тексте? Ответ поясните.



Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за первое полугодие 11 класса по биологии

Вариант 2.


  1. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример – гомологичными органами (1) и аналогичными органами (2). А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки

  2. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора – движущей (1), стабилизирующей (2) и дизруптивной (3). А)существование раннецветущего и позднецветущего подвидов погремка Б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем В) увеличение числа темных бабочек в районах с сильным загрязнением воздуха Г) постепенная редукция шерстного покрова у тюленей Д) гибель яиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой Е) появление видов вьюрков с различной формой клюва  

  3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. (1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.

  4. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при географическом видообразовании. 1) фенотипическое проявление новых признаков 2) расчленение ареала непреодолимыми преградами 3) репродуктивная изоляция с образованием нового вида 4) накопление мутаций в популяции 5) сохранение новых признаков естественным отбором

  5. Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию устойчивости растений-вредителей к гербициду. 1) опрыскивание полей гербицидами 2) выживание растений, имеющих гены устойчивости к гербициду 3) размножение устойчивых к гербициду растений 4) гибель большинства растений-вредителей 5) формирование подвида растений, полностью устойчивого к гербициду

  6. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы

  7. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно – биологическим прогрессом (1) и биологическим регрессом (2). А) рыжий таракан Б) мышь полевая В) сизый голубь Г) латимерия Д) секвойя Е) уссурийский тигр

  8. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит – микроэволюционном (1) и макроэволюционном (2). А) формируются новые виды Б) формируются надвидовые таксоны В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путем частных приспособлений Д) прогресс достигается путем ароморфозов Е) прогресс достигается путем дегенерации

  9. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции – ароморфозом (1), идиоадаптацией (2) и общей дегенерацией (3). А) редукция зрения у крота Б) появление грудной клетки у рептилий В) отсутствие хлорофилла у растения петров крест Г) редукция нервной системы асцидий до одного узелка Д) формирование кровеносной системы у кольчецов Е) удлинение ушной раковины у зайцев

  10.  Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась – дивергенция (1) и конвергенция (2). А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы

  11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

  12. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

  13. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

  14. Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.

  15. Дано описание домашней кошки сиамской породы. Кариотип кошки – 38 хромосом. Она свободно скрещивается с кошками других пород. Отличительными чертами кошки этой породы являются: тонкое, длинное, трубообразное гибкое тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета, очень большие уши, широкие в основании и заострённые на концах. В норме температура тела взрослой кошки колеблется от 38,0 до 39,5° С, у котят эти показатели бывают более высокие. Частота дыхания равна 20–30, у молодых кошек достигает 40 дыхательных движений в минуту. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.



  

План КИМ


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности*

Максимальный балл

Верные ответы

Вар. 1

Вар. 2

Сравнительно -анатомические доказательства эволюции (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

Б

2

212211

112221

Формы естественного отбора (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

Б

2

231213

321123

Критерии вида (задание на множественный выбор ответов из предложенного списка)

Б

2

246

256

Видообразование (задание на установление последовательности процессов)

П

2

3241

23415

Адаптации живых организмов к среде обитания (задание на установление последовательности процессов)

П

2

652341

14235

Эволюция животного и растительного мира (задание на установление последовательности систематических таксонов)

Б

2

162435

341265

Направления эволюции органического мира (задание на установление последовательности биологических явлений)

Б

2

122112

111222

Микроэволюция и макроэволюция (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

121122

121122

Пути достижения биологического прогресса (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

213213

213312

Закономерности эволюции (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

12212

12212

Популяция – единица эволюции (задание с развернутым ответом)

В

3

135

145

Формирование адаптаций у организмов (задание с развернутым ответом)

В

3



Эволюционные факторы (задание с развернутым ответом)

В

3



Эволюционные теории (задание с развернутым ответом)

В

3



Критерии вида (задание с развернутым ответом)

В

3



*Уровень сложности (базовый, повышенный, высокий — Б, П, В)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!