Приложение 2
ОЦЕНОЧНЫЙМАТЕРИАЛ.
1.Контрольнаяработапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи».
Iвариант
1.ПрочитайтефрагментстатьиД.С.Лихачёва«Учитьсяговоритьиписать».Можнолиутверждать,чтопереднамитекст?Перечислитепризнакитекста.
2.Определитестильречи.Обоснуйтесвоюточкузрения,указавстилевыечерты.
3.Докажите,чтоданныйтекстявляетсярассуждением.Найдитеизапишитеосновныекомпонентырассуждения(тезис,аргументы,вывод).
Язык–самоевыразительное,чемчеловекобладает,иеслионперестанетобращатьвниманиенасвойязык,астанетдумать,чтооновладелимужевдостаточноймере,онстанетотступать.Засвоимязыком–устнымиписьменным–надоследитьпостоянно.
Самаябольшаяценностьнарода–егоязык,языкнакоторомонпишет,говоритидумает.Думает!Этонадопонятьдосконально,вовсеймногозначностиимногозначительностиэтогофакта.Ведьэтозначит,чтовсясознательнаяжизньчеловекапроходитчерезроднойемуязык.Эмоции,ощущениятолькоокрашиваютто,очёммыдумаем,илиподталкиваютмысльвкаком-тоотношении,номыслинашивсеформулируютсяязыком.(Д.С.Лихачёв)
4. Объясните,почемувысогласны(илинесогласны)спозициейавтора.Свойответаргументируйте.
5. Назовитеязыковыесредства,припомощикоторыхсвязаныпредложениятекста(лексическийповтор,местоимения,союзы,интонацияипр.),приведитепримеры.
6. Выпишитеиз1абзацамногозначныеслова;изпоследнегопредложениявыпишитеслова,употреблённыевпереносномзначении.
7. Укажителексическоезначениеслов,выделенныхвтекстекурсивом.
II.1.Постройтесобственноенебольшоерассуждение-доказательство,подтвердивилиопровергнуводинизследующихтезисов(повыбору):
Верныйспособсудитьохарактереиумечеловека–повыборуимкнигидрузей.(К.Гельвеций)
Намвсегдакажется,чтонаслюбятзато,чтомыхороши.Анедогадываемся,чтолюбятнасоттого,чтохорошите,ктонаслюбит.(Л.Толстой.)
Многиебедыимеютсвоимикорнямикакразто,чточеловекасдетстванеучатуправлятьсвоимижеланиями,неучатправильноотноситьсякпонятиямможно,надо,нельзя.(В.А.Сухомлинский)
Хорошоможетвидетьлюдейиземлютолькотот,ктоихлюбит.(К.Паустовский)
Контрольнаяработапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи.»
IIвариант
1.Перечислитеосновныепризнакитекста.
2.Прочитайтепредложения.Укажитецифрами,вкакойпоследовательностиихнеобходиморасположить,чтобыполучилсятекст
(1)Книга–этомогучееоружие:безнеёябылбынемымиликосноязычныминемогбысказатьюномусердцуисотойдолитого,чтоемунадосказатьичтояговорю
(2)Воспитание–преждевсегослово,книгаиживыечеловеческиеотношения.
(3)Умная,вдохновеннаякниганередкорешаетсудьбучеловека.
(4)Однойизистинмоейпедагогическойверыявляетсябезграничнаявераввоспитательнуюсилукниги.
(5)Школа–этопреждевсегокнига.(В.А.Сухомлинский)
3.Определитестильфрагмента.Обоснуйтесвоюточкузрения,указавстилевыечерты.
4.Назовитехудожественнуюфункциюсловисловосочетаний,выделенныхвтекстекурсивом.
5.Определитеосновнуюмысльтекста.Запишитепредложение,вкоторомэтамысльотражена.
II.1.ПрочитайтефрагментизстатьиЮ.Бондарева«Книга».Найдитевтекстеключевыесловаивыражения,помогающиепонятьосновнуюмысльавтора.
Чтозначитвжизничеловекакнига?Подобноразговорномуязыкукниганетолькосредствообщения,нетолькодействительноесредствообъединениялюдей,нетолькопроводникинформации,носамоеглавное–этоинструментпроникновениявсовременнуюдействительность,взглядчеловеканасамогосебякакнаразумнуючастицуприроды.
Человек,раскрывающийкнигу,всматриваетсявовторуюжизнь,каквглубиннуюсферузеркала,ищасобственногогероя,ответынасобственныемысли,невольнопримеряя,скажем,чужуюсудьбуичужоемужествокличнымчертамхарактера,сожалея,сомневаясь,досадуя,смеясь,плача,сочувствуяисоучаствуя–издесьначинаетсявоздействиекниги.Всёэтоиесть«заражениечувствами»,повыражениюЛьваТолстого…Величайшегосожалениядостоинтот,ктонебылвпленусерьёзнойкниги…
2. Какиевыразительныеязыковыесредстваиспользуетписатель?Приведитепримеры.
3. ЕстьлиобщееврассужденияхСухомлинскогоиБондареваокниге?Объясните,почемувысогласны(илинесогласны)спозициейавтора.Свойответаргументируйте.
4. Постройтесобственноенебольшоерассуждение-размышлениеороликнигивжизничеловека,используявкачествеинтертекстуальныхвключенийцитатыизисходныхтекстовидругихисточников.Своирассужденияаргументируйте.
Спецификацияконтрольнойработы.
Назначениеработы
Назначениеработы–выявитьиоценитьуровеньлингвистическойграмотностиобучающихся9классапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи».
2.Характеристикаструктурыисодержанияработы.
Общееколичествозаданийвработе–2.
1заданиепредполагаетработустекстом,показывающуюзнаниетеории.
2задание–созданиесобственноговысказывания,обнаруживающеенетолькоумениевыполнятькомплексныйанализтекстаисобственное,ноипроверяющееорфографическиеипунктуационныенавыкиучащихсяподаннойтеме.
Времявыполненияработы–90минут.
Проверяемыеэлементысодержания.
Вдиагностическойработепроверяютсяосновныеэлементысодержания,изученныев9классепокурсу:«Текстоведение»:
Заданиянаправленынапроверкутеоретическогоипрактическогоусвоениятемы.Содержаниезаданийохватываетрядправилрусскогоязыка,изученныхв9классе,ипозволяетпроверитькомплексосновныхпредметныхумений:опознавательных,классификационных,орфографических,пунктуационных.
4.Проверяемыеумения
Содержаниеиструктураконтрольнойработыдаютвозможностьдостаточнополнопроверитькомплексуменийпопредмету:
распознаватьстилиязыка,языковыеединицы,языковыеявления,изученныеорфограммынаписьме;
классифицироватьипроводитьсравнительныйанализязыковыхединиц,языковыхявлений;
соблюдатьнаписьмеизученныеорфографическиеипунктуационныеправила;
производитьотборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения
выполнятьанализтекста
создаватьтекстыразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи.
5.НеобходимоеколичествовариантовКИМ
2варианта.Каждыйварианттестасостоитиздвухзаданий1заданиепредполагаетработустекстом,показывающуюзнаниетеории.
2задание–созданиесобственноговысказывания,обнаруживающеенетолькоумениевыполнятькомплексныйанализтекстаисобственное,ноипроверяющееорфографическиеипунктуационныенавыкиучащихсяподаннойтеме.
Вариантыработыравноценныпотрудности,одинаковыпоструктуре,параллельныпорасположениюзаданий:пододнимитемжепорядковымномеромвовсехвариантахработынаходятсязадания,проверяющиеодниитежеэлементысодержания.
6.Рекомендациипоподготовкектестированию
Ктестированиюможноготовитьсяпоучебникам,рекомендованнымидопущеннымМинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациикиспользованиювобразовательномпроцессевобщеобразовательныхучреждениях.
Спецификацияконтрольныхизмерительныхматериалов.
№задания | Проверяемыйэлементсодержания | Кодыпроверяемыхэлементовсодержания(покодификатору) | Кодыпроверяемыхтребованийкуровнюподготовки(покодификатору) | Уровеньсложностизадания | Максимальныйбаллзавыполнениезадания |
1,2 | Тексткакречевоепроизведение.Смысловаяикомпозиционнаяцелостностьтекста | 8.1 | 1.1;3.3,2.3,3.2,1.4 | Б,П | |
1,2 | Средствасвязипредложенийвтексте | 8.2 | 1.1;3.3,2.1 | Б,П | |
1,2 | Стилиифункционально-смысловыетипыречи | 8.3 | 1.1;3.3,2.1 | Б,П | |
1,2 | Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения | 8.4 | 1.1;3.3,2.1 | Б,П | |
1,2 | Анализтекста | 8.5 | 1.1;3.3,2.1;1.4;3.2 | Б,П | |
1,2 | Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи | 8.6 | 3.1 | Б,П | |
1,2 | Выразительныесредстварусскойфонетики | 10.1 | 1.1;3.3,2.1;1.4 | Б,П | |
1,2 | Выразительныесредствасловообразования | 10.2 | 1.1;3.3,2.1;3.2 | Б,П | |
1,2 | Выразительныесредствалексикиифразеологии | 10.3 | 1.1;3.3,2.1;3.2 | Б,П | |
1,2 | Выразительныесредстваграмматики | 10.4 | 1.1;3.3,2.1;1.4 | Б,П | |
1,2 | Анализсредстввыразительности | 10.5 | 1.1;3.3,2.1;1.4 | Б,П | |
1,2 | Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров | 11 | 1.1;3.3,2.1;2.2 | Б,П | |
Кодтребования | Умения,проверяемыенаитоговойконтрольнойработе | Уровеньстандартасреднего(полного)образованияпорусскомуязыку |
1 | Различныевидыанализа | |
1.1 | Проводитьразличныевидыанализаязыковыхединиц,языковыхявленийифактов | Базовый Профильный |
1.2 | Осуществлятьречевойсамоконтроль;оцениватьписьменныевысказываниясточкизренияязыковогооформления,эффективностидостиженияпоставленныхкоммуникативныхзадач | Базовый Профильный |
1.4 | Проводитьлингвистическийанализ учебно-научных,деловых,публицистических,разговорныхихудожественныхтекстов | Базовый Профильный |
2 | Чтение | |
2.1 | Использоватьосновныевидычтения(ознакомительно-изучающее,ознакомительно-реферативноеидр.)в зависимостиоткоммуникативнойзадачи | Базовый Профильный |
2.2 | Извлекатьнеобходимуюинформациюиз различныхисточников:учебно-научных текстов,справочнойлитературы,средств массовойинформации | Базовый Профильный |
2.3 | Владетьосновнымиприёмамиинформационнойпереработкиписьменноготекста | Базовый Профильный |
3 | Письмо | |
3.1 | Создаватьписьменныевысказыванияразличныхтиповижанроввсоциально-культурной,учебно-научной(наматериалеизучаемыхучебныхдисциплин),деловойсферахобщения;редактироватьсобственныйтекст | Базовый Профильный |
3.2 | Применятьвпрактикеречевогообщения основныеорфоэпические,лексические, грамматическиенормысовременного русскоголитературногоязыка;использоватьвсобственнойречевойпрактикесинонимическиересурсырусскогоязыка | Базовый Профильный |
3.3 | Применятьвпрактикеписьмаорфографическиеипунктуационныенормысовременногорусскоголитературногоязыка | Базовый Профильный |
Кодификаторэлементовсодержанияитребованийкуровнюподготовкиучащихся9классаобразовательныхорганизацийдляпроведенияконтрольнойработыпорусскомуязыку.
Кодраздела | Кодконтролируемогоэлемента | Элементысодержания,проверяемыезаданиямиКИМ |
2 | | Лексикаифразеология |
| 2.1 | Лексическоезначениеслова |
4 | | Грамматика.Морфология. |
| 4.1 | Самостоятельныечастиречи |
5 | | Грамматика.Синтаксис. |
| 5.1 | Словосочетание |
7 | | Пунктуация |
8 | | Речь |
| 8.3 | Стилиифункционально-смысловыетипыречи |
| 8.4 | Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения |
| 8.1 | Тексткакречевоепроизведение.Смысловаяикомпозиционная целостностьтекста |
| 8.2 | Средствасвязипредложенийвтексте |
| 8.5 | Анализтекста |
| 8.6 | Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи |
10 | | Выразительностьрусскойречи |
| 10.1 | Выразительныесредстварусскойфонетики |
| 10.2 | Выразительныесредствасловообразования |
| 10.3 | Выразительныесредствалексикиифразеологии |
| 10.4 | Выразительныесредстваграмматики |
| 10.5 | Анализсредстввыразительности |
| 11 | Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров |
Оценкаработучащихся.
Заопределениестиляивыявлениестилевыхсредств(неменее6средств)–3балла.
Завыявлениепреобладающейлексики(неменее6единиц)–4балла.
Заопределениетематикииосновноймысли–2балла.
Зааргументациюисравнительныйанализ-2балла.
Засочинение–максимум13баллов.
Сочинениеоцениваетсяпоследующимпараметрам:доказательность,логичность,композиционнаястройность,выразительность,жанровоесоответствие,речевоесвоеобразие–максимум6баллов(отсутствиеодногоизпараметров–минусодинбалл);
грамотность(соблюдениеорфографических,пунктуационных,языковыхиречевыхнорм)–максимум7баллов(закаждуюошибку–минусодинбалл,еслиошибокбольше7–0баллов).
Всегозаработу24балла.24-23балла–«5»;22-19балла–«4»;18–13баллов–«3»;12именебаллов–«2».
2.Сжатоеизложение.
Назначениеработы–проверитьсформированностьуменийинавыковобрабатыватьинформациютекстовразличныхстилейижанров;создаватьтекстыразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи,соблюдаяграмматические(морфологическиенормы),(грамматическиенормы(синтаксическиенормы),лексическиенормы,атакжепунктуационнуюиорфографическуюграмотность.
Текстизложения.
Испытанияждутдружбувсегда.Главноеизнихсегодня–изменившийсяуклад,переменавобразеираспорядкежизни.Сускорениемтемпажизни,состремлениембыстрореализоватьсебяпришлопониманиезначимостивремени.Раньшеневозможнобылопредставить,например,чтобыхозяеватяготилисьгостями.Теперь,когдавремя–ценадостижениясвоейцели,отдыхигостеприимствопересталибытьзначимыми.Частыевстречиинеторопливыебеседынеявляютсяуженепременнымиспутникамидружбы.Всилутогочтоживёммывразныхритмах,встречидрузейстановятсяредкими.
Новотпарадокс:раньшекругобщениябылограничен,сегоднячеловекаугнетаетизбыточностьвынужденногообщения.Особенноэтозаметновгородахсвысокойплотностьюнаселения.Мыстремимсяобособиться,выбратьуединённоеместовметро,вкафе,вчитальномзалебиблиотеки.
Казалосьбы,такаяизбыточностьобязательногообщенияистремлениекобособленностидолжнысвестипотребностьвдружбекминимуму,сделатьеёнавсегданеактуальной.Ноэтонетак.Отношениясдрузьямиостаютсянапервомместе.Ихсуществованиесогреваетдушууверенностью,чтонамвсегдаестьскемподелитьсярадостьюиккомуобратитьсязапомощьювсамуютруднуюминуту.
Спецификацияконтрольныхизмерительныхматериаловдляпроведениясжатогоизложенияв9классе.
№задания | Проверяемыйэлементсодержания | Коды проверяемых элементов содержания(покодификатору) | Коды проверяемых требованийк уровню подготовки(по кодификатору) | Уровеньсложностизадания | Максимальныйбаллзавыполнениезадания |
1 | Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров. | 11; | 2.1;2.4;3.1;3.3;3.5;3.6;3.8-3.10 | Б | 7 |
Тексткакречевоепроизведение. | 8.1;8.5 | | | |
Смысловаяикомпозиционнаяцелостностьтекста.Анализтекста. | 8.4; | | | |
Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения. | 8.6; | | | |
Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи. | 9.2;9.3;9.4; | | | |
Языковые нормы. Грамматическиенормы(морфологическиенормы),грамматическиенормы(синтаксическиенормы).Лексическиенормы. Пунктуациявпростомисложномпредложениях. Орфограмма. | 7.18 8.1 | | | |
Критерииоцениванияработы
№ | Критерииоцениваниясжатогоизложения | Баллы |
ИК1 | Содержаниеизложения | |
| Ученикточнопередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,отразиввсеважныедляеговосприятиямикротемы,перечисленныевтаблице1. | 2 |
| Ученикпередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,ноупустилилидобавил1микротему. | 1 |
| Ученикпередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,ноупустилилидобавилболее1микротемы. | 0 |
ИК2 | Сжатиеисходноготекста | |
| Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихнапротяжениивсеготекста. | 3 |
| Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия3микротемтекста. | 2 |
| Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия2микротемтекста. | 1 |
| Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия1микротемытекста,илиэкзаменуемыйнеиспользовалприёмысжатиятекста. | 0 |
ИК3 | Смысловаяцельность,речеваясвязностьипоследовательностьизложения | |
| Работаученикахарактеризуетсясмысловойцельностью,речевойсвязностьюипоследовательностьюизложения:-логическиеошибкиотсутствуют,последовательностьизложенияненарушена;-вработенетнарушенийабзацногочленениятекста. | 2 |
| Работаученикахарактеризуетсясмысловойцельностью,связностьюипоследовательностьюизложения,нодопущена1логическаяошибка,и/иливработеимеется1нарушениеабзацногочленениятекста. | 1 |
| Вработеученикапросматриваетсякоммуникативныйзамысел,нодопущеноболее1логическойошибки,и/илиимеются2случаянарушенияабзацногочленениятекста. | 0 |
| МаксимальноеколичествобалловзасжатоеизложениепокритериямИК1–ИК3 | 7 |
Критерииоцениванияпрактическойграмотности
(сучётомгрубыхинегрубых,однотипныхинеоднотипныхошибок).
Критерииоценкиграмотностиифактическойточностиречиэкзаменуемого | Баллы |
ГК1Соблюдениеорфографическихнорм | |
Орфографическихошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки. | 1 |
Допущеноболее1. | 0 |
ГК2Соблюдениепунктуационныхнорм | |
Пунктуационныхошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки. | 1 |
Допущеноболее1. | 0 |
ГК3Соблюдениеграмматическихнорм | |
Грамматическихошибокнет,илидопущена1ошибка. | 1 |
Допущеноболее1. | 0 |
ГК4Соблюдениеречевыхнорм | |
Речевыхошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки. | 1 |
Допущеноболее1. | 0 |
ФК1Фактическаяточностьписьменнойречи | |
Фактическихошибоквизложенииматериала,атакжевпониманиииупотреблениитерминовнет. | 1 |
Допущенахотябыоднаошибкавизложенииматериалаилиупотреблениитерминов | 0 |
МаксимальноеколичествобалловзасочинениеиизложениепокритериямФК1,ГК1–ГК4 | 5 |
Приоценкеграмотности(ГК1–ГК4)следуетучитыватьобъёмизложения.Указанныевтаблице4нормативыприменяютсядляпроверкииоценкиизложения,объёмкоторогосоставляет70иболееслов.
Распределениезаданийпочастямработы
№ | Частиработы | Числозаданий | Максимальныйбалл | Типзаданий |
1 | Часть1 | 1 | 12 | Заданияскраткойзаписьюответа |
Итого | | 12 | |
Шкалапереводанабранныхбалловвоценкузаизложение.
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Балл | 0-4баллов | 5–7баллов | 8–10баллов | 11-12 |
Процент | 0-34% | 35%-60% | 61%-85% | 86%-100% |