СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИмы по дисциплине "Текстоведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИмы по дисциплине "Текстоведение"»

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЙМАТЕРИАЛ.


1.Контрольнаяработапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи».

Iвариант

  1. 1.ПрочитайтефрагментстатьиД.С.Лихачёва«Учитьсяговоритьиписать».Можнолиутверждать,чтопереднамитекст?Перечислитепризнакитекста.

2.Определитестильречи.Обоснуйтесвоюточкузрения,указавстилевыечерты.

3.Докажите,чтоданныйтекстявляетсярассуждением.Найдитеизапишитеосновныекомпонентырассуждения(тезис,аргументы,вывод).

Язык–самоевыразительное,чемчеловекобладает,иеслионперестанетобращатьвниманиенасвойязык,астанетдумать,чтооновладелимужевдостаточноймере,онстанетотступать.Засвоимязыком–устнымиписьменным–надоследитьпостоянно.

Самаябольшаяценностьнарода–егоязык,языкнакоторомонпишет,говоритидумает.Думает!Этонадопонятьдосконально,вовсеймногозначностиимногозначительностиэтогофакта.Ведьэтозначит,чтовсясознательнаяжизньчеловекапроходитчерезроднойемуязык.Эмоции,ощущениятолькоокрашиваютто,очёммыдумаем,илиподталкиваютмысльвкаком-тоотношении,номыслинашивсеформулируютсяязыком.(Д.С.Лихачёв)

4. Объясните,почемувысогласны(илинесогласны)спозициейавтора.Свойответаргументируйте.

5. Назовитеязыковыесредства,припомощикоторыхсвязаныпредложениятекста(лексическийповтор,местоимения,союзы,интонацияипр.),приведитепримеры.

6. Выпишитеиз1абзацамногозначныеслова;изпоследнегопредложениявыпишитеслова,употреблённыевпереносномзначении.

7. Укажителексическоезначениеслов,выделенныхвтекстекурсивом.

II.1.Постройтесобственноенебольшоерассуждение-доказательство,подтвердивилиопровергнуводинизследующихтезисов(повыбору):

  • Верныйспособсудитьохарактереиумечеловека–повыборуимкнигидрузей.(К.Гельвеций)

  • Намвсегдакажется,чтонаслюбятзато,чтомыхороши.Анедогадываемся,чтолюбятнасоттого,чтохорошите,ктонаслюбит.(Л.Толстой.)

  • Многиебедыимеютсвоимикорнямикакразто,чточеловекасдетстванеучатуправлятьсвоимижеланиями,неучатправильноотноситьсякпонятиямможно,надо,нельзя.(В.А.Сухомлинский)

  • Хорошоможетвидетьлюдейиземлютолькотот,ктоихлюбит.(К.Паустовский)

Контрольнаяработапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи.»

IIвариант

  1. 1.Перечислитеосновныепризнакитекста.

2.Прочитайтепредложения.Укажитецифрами,вкакойпоследовательностиихнеобходиморасположить,чтобыполучилсятекст

(1)Книга–этомогучееоружие:безнеёябылбынемымиликосноязычныминемогбысказатьюномусердцуисотойдолитого,чтоемунадосказатьичтояговорю

(2)Воспитание–преждевсегослово,книгаиживыечеловеческиеотношения.

(3)Умная,вдохновеннаякниганередкорешаетсудьбучеловека.

(4)Однойизистинмоейпедагогическойверыявляетсябезграничнаявераввоспитательнуюсилукниги.

(5)Школа–этопреждевсегокнига.(В.А.Сухомлинский)

3.Определитестильфрагмента.Обоснуйтесвоюточкузрения,указавстилевыечерты.

4.Назовитехудожественнуюфункциюсловисловосочетаний,выделенныхвтекстекурсивом.

5.Определитеосновнуюмысльтекста.Запишитепредложение,вкоторомэтамысльотражена.

II.1.ПрочитайтефрагментизстатьиЮ.Бондарева«Книга».Найдитевтекстеключевыесловаивыражения,помогающиепонятьосновнуюмысльавтора.

Чтозначитвжизничеловекакнига?Подобноразговорномуязыкукниганетолькосредствообщения,нетолькодействительноесредствообъединениялюдей,нетолькопроводникинформации,носамоеглавное–этоинструментпроникновениявсовременнуюдействительность,взглядчеловеканасамогосебякакнаразумнуючастицуприроды.

Человек,раскрывающийкнигу,всматриваетсявовторуюжизнь,каквглубиннуюсферузеркала,ищасобственногогероя,ответынасобственныемысли,невольнопримеряя,скажем,чужуюсудьбуичужоемужествокличнымчертамхарактера,сожалея,сомневаясь,досадуя,смеясь,плача,сочувствуяисоучаствуя–издесьначинаетсявоздействиекниги.Всёэтоиесть«заражениечувствами»,повыражениюЛьваТолстого…Величайшегосожалениядостоинтот,ктонебылвпленусерьёзнойкниги…


2. Какиевыразительныеязыковыесредстваиспользуетписатель?Приведитепримеры.

3. ЕстьлиобщееврассужденияхСухомлинскогоиБондареваокниге?Объясните,почемувысогласны(илинесогласны)спозициейавтора.Свойответаргументируйте.

4. Постройтесобственноенебольшоерассуждение-размышлениеороликнигивжизничеловека,используявкачествеинтертекстуальныхвключенийцитатыизисходныхтекстовидругихисточников.Своирассужденияаргументируйте.


Спецификацияконтрольнойработы.

  1. Назначениеработы

Назначениеработы–выявитьиоценитьуровеньлингвистическойграмотностиобучающихся9классапотеме:«Тексткакречевоепроизведение.Стилиитипыречи».

2.Характеристикаструктурыисодержанияработы.

Общееколичествозаданийвработе–2.

1заданиепредполагаетработустекстом,показывающуюзнаниетеории.

2задание–созданиесобственноговысказывания,обнаруживающеенетолькоумениевыполнятькомплексныйанализтекстаисобственное,ноипроверяющееорфографическиеипунктуационныенавыкиучащихсяподаннойтеме.

Времявыполненияработы–90минут.

  1. Проверяемыеэлементысодержания.

Вдиагностическойработепроверяютсяосновныеэлементысодержания,изученныев9классепокурсу:«Текстоведение»:

Заданиянаправленынапроверкутеоретическогоипрактическогоусвоениятемы.Содержаниезаданийохватываетрядправилрусскогоязыка,изученныхв9классе,ипозволяетпроверитькомплексосновныхпредметныхумений:опознавательных,классификационных,орфографических,пунктуационных.

4.Проверяемыеумения

Содержаниеиструктураконтрольнойработыдаютвозможностьдостаточнополнопроверитькомплексуменийпопредмету:

  • распознаватьстилиязыка,языковыеединицы,языковыеявления,изученныеорфограммынаписьме;

  • классифицироватьипроводитьсравнительныйанализязыковыхединиц,языковыхявлений;

  • соблюдатьнаписьмеизученныеорфографическиеипунктуационныеправила;

  • производитьотборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения

  • выполнятьанализтекста

  • создаватьтекстыразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи.

5.НеобходимоеколичествовариантовКИМ

2варианта.Каждыйварианттестасостоитиздвухзаданий1заданиепредполагаетработустекстом,показывающуюзнаниетеории.

2задание–созданиесобственноговысказывания,обнаруживающеенетолькоумениевыполнятькомплексныйанализтекстаисобственное,ноипроверяющееорфографическиеипунктуационныенавыкиучащихсяподаннойтеме.

Вариантыработыравноценныпотрудности,одинаковыпоструктуре,параллельныпорасположениюзаданий:пододнимитемжепорядковымномеромвовсехвариантахработынаходятсязадания,проверяющиеодниитежеэлементысодержания.

6.Рекомендациипоподготовкектестированию

Ктестированиюможноготовитьсяпоучебникам,рекомендованнымидопущеннымМинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациикиспользованиювобразовательномпроцессевобщеобразовательныхучреждениях.


Спецификацияконтрольныхизмерительныхматериалов.

№задания

Проверяемыйэлементсодержания

Кодыпроверяемыхэлементовсодержания(покодификатору)

Кодыпроверяемыхтребованийкуровнюподготовки(покодификатору)

Уровеньсложностизадания

Максимальныйбаллзавыполнениезадания

1,2

Тексткакречевоепроизведение.Смысловаяикомпозиционнаяцелостностьтекста

8.1

1.1;3.3,2.3,3.2,1.4

Б,П


1,2

Средствасвязипредложенийвтексте

8.2

1.1;3.3,2.1

Б,П


1,2

Стилиифункционально-смысловыетипыречи

8.3

1.1;3.3,2.1

Б,П


1,2

Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения

8.4

1.1;3.3,2.1

Б,П


1,2


Анализтекста

8.5

1.1;3.3,2.1;1.4;3.2

Б,П


1,2


Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи

8.6

3.1

Б,П


1,2


Выразительныесредстварусскойфонетики

10.1

1.1;3.3,2.1;1.4

Б,П


1,2


Выразительныесредствасловообразования

10.2

1.1;3.3,2.1;3.2

Б,П


1,2


Выразительныесредствалексикиифразеологии

10.3

1.1;3.3,2.1;3.2

Б,П


1,2


Выразительныесредстваграмматики

10.4

1.1;3.3,2.1;1.4

Б,П


1,2


Анализсредстввыразительности

10.5

1.1;3.3,2.1;1.4

Б,П


1,2


Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров

11

1.1;3.3,2.1;2.2

Б,П



Кодтребования

Умения,проверяемыенаитоговойконтрольнойработе


Уровеньстандартасреднего(полного)образованияпорусскомуязыку

1

Различныевидыанализа


1.1

Проводитьразличныевидыанализаязыковыхединиц,языковыхявленийифактов

Базовый

Профильный

1.2

Осуществлятьречевойсамоконтроль;оцениватьписьменныевысказываниясточкизренияязыковогооформления,эффективностидостиженияпоставленныхкоммуникативныхзадач

Базовый

Профильный

1.4


Проводитьлингвистическийанализ

учебно-научных,деловых,публицистических,разговорныхихудожественныхтекстов

Базовый

Профильный

2

Чтение


2.1

Использоватьосновныевидычтения(ознакомительно-изучающее,ознакомительно-реферативноеидр.)в

зависимостиоткоммуникативнойзадачи

Базовый

Профильный

2.2


Извлекатьнеобходимуюинформациюиз

различныхисточников:учебно-научных

текстов,справочнойлитературы,средств

массовойинформации


Базовый

Профильный

2.3



Владетьосновнымиприёмамиинформационнойпереработкиписьменноготекста


Базовый

Профильный

3

Письмо


3.1


Создаватьписьменныевысказыванияразличныхтиповижанроввсоциально-культурной,учебно-научной(наматериалеизучаемыхучебныхдисциплин),деловойсферахобщения;редактироватьсобственныйтекст


Базовый

Профильный

3.2



Применятьвпрактикеречевогообщения

основныеорфоэпические,лексические,

грамматическиенормысовременного

русскоголитературногоязыка;использоватьвсобственнойречевойпрактикесинонимическиересурсырусскогоязыка


Базовый

Профильный

3.3

Применятьвпрактикеписьмаорфографическиеипунктуационныенормысовременногорусскоголитературногоязыка

Базовый

Профильный


Кодификаторэлементовсодержанияитребованийкуровнюподготовкиучащихся9классаобразовательныхорганизацийдляпроведенияконтрольнойработыпорусскомуязыку.


Кодраздела

Кодконтролируемогоэлемента

Элементысодержания,проверяемыезаданиямиКИМ

2


Лексикаифразеология


2.1

Лексическоезначениеслова

4


Грамматика.Морфология.


4.1

Самостоятельныечастиречи

5


Грамматика.Синтаксис.


5.1

Словосочетание

7


Пунктуация

8


Речь


8.3

Стилиифункционально-смысловыетипыречи


8.4

Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения



8.1

Тексткакречевоепроизведение.Смысловаяикомпозиционная

целостностьтекста


8.2

Средствасвязипредложенийвтексте


8.5

Анализтекста


8.6

Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи

10


Выразительностьрусскойречи



10.1

Выразительныесредстварусскойфонетики


10.2

Выразительныесредствасловообразования


10.3

Выразительныесредствалексикиифразеологии


10.4

Выразительныесредстваграмматики


10.5

Анализсредстввыразительности


11

Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров



Оценкаработучащихся.

Заопределениестиляивыявлениестилевыхсредств(неменее6средств)–3балла.

Завыявлениепреобладающейлексики(неменее6единиц)–4балла.

Заопределениетематикииосновноймысли–2балла.

Зааргументациюисравнительныйанализ-2балла.

Засочинение–максимум13баллов.

Сочинениеоцениваетсяпоследующимпараметрам:доказательность,логичность,композиционнаястройность,выразительность,жанровоесоответствие,речевоесвоеобразие–максимум6баллов(отсутствиеодногоизпараметровминусодинбалл);

грамотность(соблюдениеорфографических,пунктуационных,языковыхиречевыхнорм)–максимум7баллов(закаждуюошибку–минусодинбалл,еслиошибокбольше7–0баллов).

Всегозаработу24балла.24-23балла–«5»;22-19балла–«4»;18–13баллов–«3»;12именебаллов–«2».


2.Сжатоеизложение.

Назначениеработы–проверитьсформированностьуменийинавыковобрабатыватьинформациютекстовразличныхстилейижанров;создаватьтекстыразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи,соблюдаяграмматические(морфологическиенормы),(грамматическиенормы(синтаксическиенормы),лексическиенормы,атакжепунктуационнуюиорфографическуюграмотность.

Текстизложения.

Испытанияждутдружбувсегда.Главноеизнихсегодня–изменившийсяуклад,переменавобразеираспорядкежизни.Сускорениемтемпажизни,состремлениембыстрореализоватьсебяпришлопониманиезначимостивремени.Раньшеневозможнобылопредставить,например,чтобыхозяеватяготилисьгостями.Теперь,когдавремя–ценадостижениясвоейцели,отдыхигостеприимствопересталибытьзначимыми.Частыевстречиинеторопливыебеседынеявляютсяуженепременнымиспутникамидружбы.Всилутогочтоживёммывразныхритмах,встречидрузейстановятсяредкими.

Новотпарадокс:раньшекругобщениябылограничен,сегоднячеловекаугнетаетизбыточностьвынужденногообщения.Особенноэтозаметновгородахсвысокойплотностьюнаселения.Мыстремимсяобособиться,выбратьуединённоеместовметро,вкафе,вчитальномзалебиблиотеки.

Казалосьбы,такаяизбыточностьобязательногообщенияистремлениекобособленностидолжнысвестипотребностьвдружбекминимуму,сделатьеёнавсегданеактуальной.Ноэтонетак.Отношениясдрузьямиостаютсянапервомместе.Ихсуществованиесогреваетдушууверенностью,чтонамвсегдаестьскемподелитьсярадостьюиккомуобратитьсязапомощьювсамуютруднуюминуту.


Спецификацияконтрольныхизмерительныхматериаловдляпроведениясжатогоизложенияв9классе.

№задания

Проверяемыйэлементсодержания

Коды

проверяемых

элементов

содержания(покодификатору)

Коды

проверяемых

требованийк

уровню

подготовки(по

кодификатору)

Уровеньсложностизадания

Максимальныйбаллзавыполнениезадания

1

Информационнаяобработкатекстовразличныхстилейижанров.

11;




2.1;2.4;3.1;3.3;3.5;3.6;3.8-3.10

Б

7

Тексткакречевоепроизведение.

8.1;8.5





Смысловаяикомпозиционнаяцелостностьтекста.Анализтекста.

8.4;








Отборязыковыхсредстввтекстевзависимостиоттемы,цели,адресатаиситуацииобщения.

8.6;









Созданиетекстовразличныхстилейифункционально-смысловыхтиповречи.

9.2;9.3;9.4;








Языковые нормы.

Грамматическиенормы(морфологическиенормы),грамматическиенормы(синтаксическиенормы).Лексическиенормы.

Пунктуациявпростомисложномпредложениях.

Орфограмма.


7.18










8.1





Критерииоцениванияработы


Критерииоцениваниясжатогоизложения

Баллы

ИК1

Содержаниеизложения



Ученикточнопередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,отразиввсеважныедляеговосприятиямикротемы,перечисленныевтаблице1.

2


Ученикпередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,ноупустилилидобавил1микротему.

1


Ученикпередалосновноесодержаниепрослушанноготекста,ноупустилилидобавилболее1микротемы.

0

ИК2

Сжатиеисходноготекста



Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихнапротяжениивсеготекста.

3


Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия3микротемтекста.

2


Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия2микротемтекста.

1


Ученикприменил1илинесколькоприёмовсжатиятекста,использовавихдлясжатия1микротемытекста,илиэкзаменуемыйнеиспользовалприёмысжатиятекста.

0

ИК3

Смысловаяцельность,речеваясвязностьипоследовательностьизложения



Работаученикахарактеризуетсясмысловойцельностью,речевойсвязностьюипоследовательностьюизложения:-логическиеошибкиотсутствуют,последовательностьизложенияненарушена;-вработенетнарушенийабзацногочленениятекста.

2


Работаученикахарактеризуетсясмысловойцельностью,связностьюипоследовательностьюизложения,нодопущена1логическаяошибка,и/иливработеимеется1нарушениеабзацногочленениятекста.

1


Вработеученикапросматриваетсякоммуникативныйзамысел,нодопущеноболее1логическойошибки,и/илиимеются2случаянарушенияабзацногочленениятекста.

0


МаксимальноеколичествобалловзасжатоеизложениепокритериямИК1ИК3

7


Критерииоцениванияпрактическойграмотности

(сучётомгрубыхинегрубых,однотипныхинеоднотипныхошибок).

Критерииоценкиграмотностиифактическойточностиречиэкзаменуемого

Баллы

ГК1Соблюдениеорфографическихнорм


Орфографическихошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки.

1

Допущеноболее1.

0

ГК2Соблюдениепунктуационныхнорм


Пунктуационныхошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки.

1

Допущеноболее1.

0

ГК3Соблюдениеграмматическихнорм


Грамматическихошибокнет,илидопущена1ошибка.

1

Допущеноболее1.

0

ГК4Соблюдениеречевыхнорм


Речевыхошибокнет,илидопущенонеболее1ошибки.

1

Допущеноболее1.

0

ФК1Фактическаяточностьписьменнойречи


Фактическихошибоквизложенииматериала,атакжевпониманиииупотреблениитерминовнет.

1

Допущенахотябыоднаошибкавизложенииматериалаилиупотреблениитерминов

0

МаксимальноеколичествобалловзасочинениеиизложениепокритериямФК1,ГК1ГК4

5


Приоценкеграмотности(ГК1–ГК4)следуетучитыватьобъёмизложения.Указанныевтаблице4нормативыприменяютсядляпроверкииоценкиизложения,объёмкоторогосоставляет70иболееслов.


Распределениезаданийпочастямработы

Частиработы

Числозаданий

Максимальныйбалл

Типзаданий

1

Часть1

1

12

Заданияскраткойзаписьюответа

Итого


12



Шкалапереводанабранныхбалловвоценкузаизложение.

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Балл

0-4баллов

5–7баллов

8–10баллов

11-12

Процент

0-34%

35%-60%

61%-85%

86%-100%