Контрольный диктант
по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
ОСЕНЬ
Осень — причудливая волшебница. Приходит она и расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца. *
Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.**
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
1.Сделать морфологический разбор :
I в а р и а н т –загорелась, II в а р и а н т- приходит
2.Разобрать по составу I в а р и а н т -расстилает, прикоснулся, II в а р и а н т- обнажаться, побродит
3.Составить схему отмеченного предложения I в а р и а н т * II в а р и а н т **
Контрольный диктант
по теме «Действительные и страдательные причастия»
7 класс
1 четверть
Анды- самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь горные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на высоте простираются бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Едем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся к вершине.
Но вот появляется загадочный город, расположенный на обнажившейся скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город очаровывает нас. (120 слов.)
Грамматическое задание
-
Подчеркнуть все причастные обороты:
I в а р и а н т в 1 абзаце, II в а р и а н т во 2 абзаце
-
Выписать I в а р и а н т- 2действительных причастия ,
II в а р и а н т- 2 страдательных причастия
Контрольный диктант
по теме: «Причастие»
7 класс
1 четверть
У моря.
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами.* От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. **
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения. I в а р и а н т - * II в а р и а н т - **
2. Выписать I в а р и а н т- 2 действительных причастия настоящего времени, 2 страдательных причастия настоящего времени,
II в а р и а н т 2 страдательных прошедшего времени, 2 действительных причастия прошедшего времени
3. Морфологический разбор причастий
I в а р и а н т- набегавшим, усеянного
II в а р и а н т- плещущееся, покрытое
Контрольный диктант
по теме «Деепричастие»
7 класс
2 четверть
Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый свет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (118 слов.)
Грамматические задания
1. В тексте диктанта выделить причастные и деепричастные обороты:
Во втором абзаце - 1-й вариант , в третьем абзаце - 2-й вариант
2. Сделать фонетический разбор слова:
Сражения - 1-й вариант , освещая - 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Затрепетав, расползавшейся 1й вариант,
осветившись, пытавшиеся - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Темносерый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. - 1-й вариант
Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. - 2-й вариант
Контрольный диктант
по теме «Наречие»
7 класс
3 четверть
Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.
Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда прилетают они в начале весны.
Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки. (129 слов)
(По Г.Скребицкому.)
Грамматическое задание
1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).
2. Разобрать морфологически любое наречие.
Контрольный диктант
по теме «Союз»
7 класс
4 четверть
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.
(128 слов)
Грамматические задания.
Указать сочинительные и подчинительные союзы:
I вариант – в 1-м и 2-м абзацах;
II вариант - в 3-м и 4-м абзацах.
Контрольный диктант
по теме «Частица»
7 класс
4 четверть
Юннаты блокадного Ленинграда
Нельзя не восхищаться подвигом жителей осаждённого Ленинграда! В городе, превращённом блокадной зимой в ледяную пустыню, не работали ни водопровод, ни канализация. Несмотря на трудности и лишения, люди думали не только о собственной жизни.
Юннаты Дворца пионеров ухаживали за рыбками, рыжим лисёнком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникало мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.
Они хотели сохранить красоту окружающего мира, а мы теперь восхищаемся красотой души детей несломленного Ленинграда.
127 слов
Дополнительное задание
-
Орфографический разбор слов:
1 в.: не вырубленные (ленинградцами) 2 в.: превращённом (в городе)
2. Пунктуационный разбор предложений:
1 в.: В городе, превращённом… 2 в.: Юннаты помогали сохранить…
3. Постройте предложения по заданным фрагментам:
1 в.: Кто не… 2 в.: Где не…
Кто ни… Где ни…
4. Измените с помощью частиц смысл и оттенки смысла предложений (предложить не менее двух вариантов):
1 в.: Дима прочитал эту книгу. 2 в.: Оля придумала эту игру.