Тест: «Наука и образование». Вариант 1.
1.Запишитеслово, пропущенное в таблице:
Название науки | Объект изучения |
…………………. | Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания |
Социология | Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Дистанционное обучение, международные связи, тенденция интернационализации, культура общества, взаимопроникновение культур.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.
1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми эти черты указаны. 1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка 3) опора на авторитеты 4) использование специальных понятий 5) сложность усвоения 6) опора на повседневный опыт
5. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи. 2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов. 3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам. 4) Совре-менное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными. 5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
6. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Отрасль культуры |
А) классификация явлений и типов мышления | 1) образование |
Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества | 2) наука |
Тест: «Наука и образование». Вариант 2.
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Название науки | Объект изучения |
Экономика | Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг |
………………….. | Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». 1) гипотеза 2) эксперимент 3) доказательность 4) рацио-нальность 5) чувственность 6) теория 7) концепции 8) субъективность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Молодые ученые представили на конкурс свои научные работы. Что отличает их от результатов других видов познания? Запишите цифры, под которыми эти отличия указаны.
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) обнаружение за видимыми проявлениями внутренних связей и отношений 3) теоретическое обобщение полученных результатов 4) опора на методы, соответствующие области исследования 5) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 6) построение предположений, основанных на опыте
5. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом. 2) Наука дает теоретическое обоснование законов развития природы и общества. 3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. 4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. 5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
6. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты | Институты науки и образования |
А) главным компонентом деятельности является получение знаний | 1) общие черты |
Б) имеет социально производственную функцию | 2) отличительные черты |
В) является частью духовной культуры обществ | |
Г) важной функцией выступает социализация личности |
Д) поддерживается государством |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между особенностями познания человеком мира и видами знания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности познания | Виды знания |
А) добываются специальными методами | 1) обыденные знания |
Б) предполагают проверку истинности полученных сведений | 2) научные знания |
В) формируются преимущественно на основе наблюдений | |
Г) опираются на теоретические обобщения |
Д) возникают в процессе совершения бытовых действий |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова
«Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это……(А) знаний. Наука изучает общее и…..(Б). ……(В) - систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Существует два уровня научного познания: эмпиризм и …….(Г), или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратится в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от ……(Д) тем, что стремится к максимальной ……(Е) в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний»
Список терминов:
1) рационализм 6) объективность
2) обыденное познание 7) субъективность
3) научное познание 8) толерантность
4) закономерность 9) агностицизм
5) система
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
В) приобщение индивида к достижениям цивилизации | |
Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей | |
Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Формы познания |
А) отражение мира в художественных образах | 1) наука |
Б) выражение и объяснение сущности явлений | 2) искусство |
В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном | |
Г) обоснованность полученных результатов | |
Д) достоверность выводов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ………А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ……..(Б) на основе неоспоримых ………В) н безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ……..(Г) или………(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и………(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Список терминов:
1) акты
2) ошибка
3) психика
4) выводы
5) науки
6) контакты
7) возврат
8) личность
9) история
Ключ к тесту «Наука и образование»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | психология | демография | 1 |
2 | культура общества | метод познания | 1 |
3 | 1 6 | 5 8 | 1 |
4 | 124 | 234 | 2 |
5 | 123 | 234 | 2 |
6 | 22112 | 12121 | 2 |
7 | 21211 | 22121 | 2 |
8 | 541279 | 543126 | 2 |
Критерии оценок:
«5» - 12-13 баллов
«4» - 9-11 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 5 и менее баллов