СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правление Николая I»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

 

Просмотр содержимого документа
«КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правление Николая I»»

Тест: «Правление Николая I». Вариант 1.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события эпохи Николая 1.. За­пи­ши­те цифры, кото­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу. 1) Указ об обязанных крестьянах 2) издание «чугунного» цензурного устава 3) восстание в Польше

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Реформы

Даты

A) де­неж­ная ре­фор­ма Е. Ф. Кан­кри­на

1) 1853 - 1856 г

Б) крестьянская реформа П.Д. Киселева

2) 1842 г.

B) со­зда­ние III от­де­ле­ния Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства канцелярии

3) 1837 - 1841 гг

Г) Крымская война

4) 1826 г.


5) 1839 - 1843 гг.

3.Ниже приведён список географических названий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям Крымской войны. Какие из них не связанны с Крымской войной?1) Синоп 2) Альма 3) Корфу 4) Севастополь 5) Балаклава 6) Карс 7) Константинополь. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите про­пу­щен­ное слово. В ходе де­неж­ной ре­фор­мы Е. Ф. Кан­кри­на глав­ной еди­ни­цей об­ра­ще­ния стал ……… рубль, что при­да­ло по­сто­ян­ство де­неж­но­му курсу.

5. Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Процессы

Факты

A) кодификация законов

1) мюридизм

Б) крестьянский вопрос

2) присоединение Бессарабии

B) Крымская война

3) оборона Севастополя

Г) Кавказская война

4) составление свода законов


5) указ об обязанных крестьянах

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

А) «Все дей­ствия им­пе­ра­то­ра были со­глас­ны с моими пра­ви­ла­ми и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обез­ору­жен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" за­ме­ни­ли слово "свобода". Стро­гость его никто не смел да и не хотел на­звать жестокостью, ибо она обес­пе­чи­ва­ла как лич­ную без­опас­ность каждого, так и во­об­ще го­су­дар­ствен­ную безопасность. Везде были видны весёлые и до­воль­ные лица, пе­чаль­ны­ми ка­за­лись толь­ко род­ствен­ни­ки и при­я­те­ли мя­теж­ни­ков 14 декабря... Затем учреждён Вер­хов­ный уго­лов­ный суд, со­став­лен­ный из всех чле­нов Государ­ствен­но­го совета, Си­но­да и Сената, к коим при­со­во­куп­ле­но было не­сколь­ко пол­ных генералов. В числе су­дя­щих на­хо­дил­ся Сперанский, в числе под­су­ди­мых - за­ду­шев­ный друг его, ин­же­нер­ный пол­ков­ник Батенков, с ко­то­рым он по­зна­ко­мил­ся в Сибири... и ко­то­ро­го уда­лось ему пе­ре­ве­сти в Петербург... В пер­вых чис­лах июля... над ви­нов­ны­ми совершён при­го­вор суда. Пол­то­рас­та осуждённых вы­ве­де­ны на пло­щадь перед крепостью, им про­чте­но ре­ше­ние суда, над ними пе­ре­лом­ле­ны шпаги, сняты с них мун­ди­ры и фраки, они об­ле­че­ны в кре­стьян­ское пла­тье и от­прав­ле­ны в ссылку. Пять че­ло­век были повешены. Всё это про­ис­хо­ди­ло

Тест: «Правление Николая I». Вариант 2.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события эпохи Николая I. За­пи­ши­те цифры, кото­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу. 1) Начало Крымской войны 2) издание «чугунного» цензурного устава 3) Подавление революции в Австро-Венгрии

2. Установите соответствие между государственными деятелями России и историческими событиями:

Деятели

Исторические события

А) С.С. Уваров

1) создание военных поселений

Б) П.Д. Киселёв

2) создание теории официальной народности

В) М.М. Сперанский

3) реформа управления государственными крестьянами

Г) Е.Ф. Канкрин

4) издание полного собрания законов Российской империи


5) денежная реформа

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям  периода правления Николая I. 1) славянофилы 2)петрашевцы 3) теория официальной народности 4) народничество

5) западники 6) правозащитники. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Россия развивается по тем же законам, что и Европа, что Петр I спас страну от распада и что для обновления России необходимы буржуазные реформы».

5. Установите со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. и да­та­ми их проведения.

Реформы

Даты

А) крестьянская реформа П.Д. Киселева

1) 1826 г.

Б) де­неж­ная ре­фор­ма Е. Ф. Кан­кри­на

2) 1830 г.

В) Крымская война

3) 1839 - 1843 гг.

Г) со­зда­ние III от­де­ле­ния Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства канцелярии

4) 1853 - 1856 г


5) 1837 - 1841 гг.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

Фрагменты источников

А) «…Внезапная кон­чи­на Им­пе­ра­то­ра …. по­ра­зи­ла всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но из­вест­ные ка­че­ства Ав­гу­стей­ше­го пре­ем­ни­ка слу­жи­ли для всех не­ко­то­рым утешением. Нет не­об­хо­ди­мо­сти ис­чис­лять пер­вых дей­ствий но­во­го венценосца, ко­то­рые Ему в по­дроб­но­сти из­вест­ны по той не­уто­ми­мой деятельности, с ко­то­рою Он лично вни­ка­ет во все от­рас­ли го­су­дар­ствен­но­го управления; но нель­зя прейти молчанием, с какою ра­до­стью было встре­че­но Его при­бы­тие к армии и какую не­ис­чис­ли­мую поль­зу при­нес­ло лич­ное Его обо­зре­ние оной. Го­су­дарь почти скры­вал Своё намерение, и, сле­дуя вле­че­нию Сво­е­го сердца, пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Крым во­пре­ки за­ме­ча­ний приближённых к Нему лиц. Впо­след­ствии те самые лица, ко­то­рые не одоб­ря­ли этого намерения, увидя, с каким вос­тор­гом был при­нят Го­су­дарь своею ар­ми­ей и как она ожи­ви­лась Его присутствием, со­гла­си­лись в пре­уве­ли­че­нии своих опасений.»

Б) «Исцелить но­вей­шее по­ко­ле­ние от сле­по­го не­об­ду­ман­но­го при­стра­стия к... иноземному, рас­про­стра­няя в юных умах ра­зум­ное ува­же­ние к отечественному... оценить... все про­ти­во­по­лож­ные эле­мен­ты на­ше­го граж­дан­ско­го образования... ис­кать этого зна­ме­на­те­ля в трой­ствен­ном по­ня­тии православия, самодержавия, на­род­но­сти - та­ко­ва цель, к ко­то­рой Ми­ни­стер­ство на­род­но­го про­све­ще­ния при­бли­жа­лось де­сять лет».

Характеристики:

1) В от­рыв­ке речь идет о кон­чи­не императора, по­да­вив­шем вос­ста­ние декабристов. 2) Положения со­чи­не­ния легли в под­дер­жан­ную вла­стью тео­рию офи­ци­аль­ной народности. 3) Автор дан­но­го со­чи­не­ния был объ­яв­лен сумасшедшим. 4) Император о чьей смер­ти го­во­рит­ся в от­рыв­ке был сыном Павла I. 5) Автор дан­но­го со­чи­не­ния стре­мил­ся уста­но­вить кон­троль над университетами. 6) Автор дан­но­го со­чи­не­ния за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей «военных поселений».

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) принятие конституции, введение демократических свобод 2) самобытность истории России 3) возвращение к Земским соборам 4) отмена крепостного права 5) развитие России по законам мировой истории 6) необходимость утверждения буржуазных порядков

8. Прочтите отрывок из документа. 

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

  Вы­бе­ри­те в спис­ке три вер­ных суждения:

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

3) Автор поддерживает мероприятия, предпринятые императором для укрепления самодержавной власти.

4) Мятеж 14 декабря, упоминаемый в отрывке, произошёл в Москве.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.



вско­ре по вос­хож­де­нии солн­ца и в отдалённой части города, следственно, зри­те­лей не могло быть много. Не­смот­ря на то, в этот день жи­те­ли Пе­тер­бур­га ис­пол­ни­лись ужаса и печали»

Б) «Резкое не­до­воль­ство по­ли­ти­кой цар­ско­го пра­ви­тель­ства на­чи­на­ла про­яв­лять даже часть дворянства, убе­див­ша­я­ся в не­спо­соб­но­сти Рос­сии одер­жать по­бе­ду над сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми и на­пу­ган­ная ро­стом кре­стьян­ско­го движения. От­ра­жая эти настроения, из­вест­ные рус­ские об­ще­ствен­ные де­я­те­ли того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Ва­лу­е­ва и др., в своих записках, рас­хо­див­ших­ся в ру­ко­пи­сях по всей России, кри­ти­ко­ва­ли по­ли­ти­ку правительства, об­ви­ня­ли его в не­уме­нии от­ста­и­вать ин­те­ре­сы государства. "Зачем за­вя­за­ли мы дело, не рас­счи­тав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? - спрашивал, например, Валуев. - Зачем встре­ти­ли войну без вин­то­вых ко­раб­лей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Кня­же­ства и оста­ви­ли горсть людей в Крыму? Зачем за­ня­ли Княжества, чтобы их очистить, пе­ре­шли Дунай, чтобы из-за него вернуться, оса­жда­ли Силистрию, чтобы снять осаду, объ­яв­ля­ли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких дру­зей при­го­то­ви­ла нам преж­няя по­ли­ти­ка и дипломатика? - вто­рил ему Погодин. - Никаких. По­мо­щи нам ожи­дать неоткуда. Дру­зья нас предали".

Характеристики: 1) В до­ку­мен­те по­вест­ву­ет­ся о со­бы­ти­ях XIX в. 2) Документ по­ло­жил на­ча­ло по­яв­ле­нию в Рос­сии новой династии. 3) Современниками опи­сы­ва­е­мых в от­рыв­ке со­бы­тий были В. А. Кор­ни­лов и П. С. Нахимов. 4) Реформы про­ве­ден­ные дан­ным им­пе­ра­то­ром поз­во­ли­ли Рос­сии за­кре­пить­ся на Бал­тий­ском море. 5) Военное поражение, о ко­то­ром идёт речь в отрывке, стало одной из при­чин про­ве­де­ния мас­штаб­ных ра­ди­каль­ных реформ. 6) Правитель, речь о ко­то­ром идет в документе, впо­след­ствии по­лу­чил про­зви­ще «Палкин»

Фрагмент «А»

Фраг­мент «Б»





7. Какие три из перечисленных исторических личностей были высокопоставленными чиновниками в царствование Николая 1? 1) К.П. Победоносцев 2) М.Т. Лорис-Меликов 3) С.С. Уваров 4) Г.Е. Львов 5) М.М. Сперанский 6) А.Х. Бенкендорф

8. Прочтите от­ры­вок из документа.

 «Поутру уви­дел на улице кучки народа... Народ со всех кон­цов спешит на Се­нат­скую площадь... Я по­бе­жал на площадь. Народ за­пру­дил всю пло­щадь и волновался, как бур­ное море. В вол­нах этого моря вид­нел­ся небольшой островок, - это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим шта­бом и уго­ва­ри­ва­ю­ще­го народ разой­тись по домам, слышал, как бес­ну­ю­ща­я­ся толпа кри­ча­ла ему в ответ: "Не пойдём, умрём вме­сте с ними!" Видел, как по­нес­лась на вас кавалерия... с каким диким остер­ве­не­ни­ем толпы на­ро­да отразили вто­рой натиск по­ле­нья­ми дров, и я, греш­ный человек, мет­нул одно по­ле­но в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при тре­тьей атаке стал про­тив солдат, го­то­вых дать залп, от ко­то­ро­го вся эта кавалерия, об­ска­ки­ва­ю­щая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смер­тель­но раненный Милорадович, ша­та­ясь в седле, по­ска­кал прочь от не­по­кор­ных солдат, и на­ко­нец услышал ро­ко­вой выстрел из пушки. Вто­рой выстрел по­ва­лил множество из передовых. Народ прыс­нул во все стороны. Тре­тий выстрел был на­прав­лен на от­кры­тое каре...»

 Вы­бе­ри­те в спис­ке три вер­ных суждения. 1) Описанные в до­ку­мен­те события про­изо­шли в г. Санкт-Петербурге. 2) Царя, о ко­то­ром упоминает автор, звали Ни­ко­лай I. 3) Участники выступления, о ко­то­ром говорит автор, - это петрашевцы. 4) Император по­ми­ло­вал ру­ко­во­ди­те­лей выступления. 5) Участники вы­ступ­ле­ния пытались предот­вра­тить кровопролитие. 6) Выступление за­вер­ши­лось убийством царя.


Ключ к тесту «Правление Николая I»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

231

231

1

2

5341

2345

2

3

37

46

2

4

серебряный

западники

1

5

4531

5341

2

6

16 35

14 25

2

7

356

234

2

8

125

136

2


«5» - 13-14 баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7-9 баллов

«2» - 6 и менее баллов













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!