Тест: «Правление Петра I». Вариант 1.
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Северная война 2) учреждение Академии наук 3) указ о единонаследии
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Годы |
А) введение Табели о рангах | 1) 16 мая 1703 |
Б) учреждение губерний | 2) 1697-1698 |
В) учреждение коллегий | 3) 1722 |
Г) основание С-Петербурга | 4) 1708-1710 |
Д) Провозглашение России империей | 5) 1718-1721 |
| 6) 1721 г. |
3.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к реформам Петра I. 1) подушная подать 2) Сенат; 3) коллегии 4) рекрут 5) мировые судьи 6) Синод. 7) местничество Найдите и запишите порядковые номера, относящихся к другому историческому периоду.
4.Запишите термин, о котором идёт речь.
Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом называлась ………
5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
А) совершенствование аппарата управления | 1) высокие ввозные пошлины |
Б) реформы в области культуры | 2) провозглашение Петра I императором |
В) проведение политики протекционизма | 3) Правительствующий Сенат |
Г) усиление власти царя | 4) первая печатная газета «Ведомости» |
Д) установление международных связей | 5) Великое посольство |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
Фрагменты источников |
А) | В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою |
Тест: «Правление Петра I». Вариант 2.
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) подписание Ништа́дтского мира 2) основание Санкт-Петербурга 3) Великое посольство Петра I
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Годы |
А) Вечный мир с речью Посполитой | 1) 1722 г. |
Б) Азовские походы | 2) 1700 – 1721 гг. |
В) Северная война | 3) 1686 г. |
Г) учреждение коллегий | 4) 1695,1696 гг. |
Д) Указ о единонаследии | 5) 1718 – 1721 гг. |
| 6) 1714 г. |
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции;
5) фискал;6) рекрутские наборы 7) министерства. Найдите и запишите порядковые номера, относящиеся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное словосочетание. В целях создания союза европейских государств, против Османской империи, в Европу было направлено………… во главе с Ф.Я. Лефортом, Ф.А. Головиным, П.Б. Возницыным.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям).
Процессы (явления, события) | Факты |
А) реформы местного самоуправления | 1) принятие приказа о единонаследие |
Б) Преобразование центрального управления | 2) деятельность Великого посольства |
В) Закрепление дворянской собственности на землю | 3) создание Сената |
Г) Приглашение на службу иностранных специалистов | 4) учреждение губерний |
Д) Присоединение Прибалтики | 5) Подписание Ништадстского мира |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
Фрагменты источников |
А) | «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена. …Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…» |
Б) | «Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…» |
Характеристики: 1) Данный договор был подписан в Петербурге. 2) По данному договору Россия получила выход в Балтийское море 3) По данному договору Россия получила выход в Черное море 4) Данный договор был подписан по результатам Северной войны. 5) Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей 6) В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.
Фрагмент «А» | Фрагмент «Б» |
| | | |
7. Укажите три нормативных актов, появившиеся с участием Петра I. 1) Генеральный регламент 2) Соборное Уложение 3) Уложение о службе 4) Табель о рангах 5) Указ «о заповедных летах» 6) Устав воинский 7) «Вечный мир» с Польшей.
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента
А) …………… был основан в 1703 г.
Б) Одним из лучших полководцев Петра I был……………..
В) Один из двух первых гвардейских полков назывался
Пропущенные элементы: 1) Семёновский 2) Б.П. Шереметев 3) Санкт-Петербург
4) Измайловский 5) Вяземский 6) Иван - город
9. Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова.
«Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Выберите в приведенном списке три верных суждения. 1) в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады 2) автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа 3) реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв. 4) одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей 5) одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России 6) одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы
| Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа |
Б) | «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь… А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего» |
Характеристики
1) Данная речь была произнесена перед битвой. 2) Описание морского сражения в ходе Северной войны 3) Данная битва состоялась в 1709 году
4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов 5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин 6) После этого сражения война закончилась
Фрагмент «А» | Фрагмент «Б» |
| | | |
7.Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Усиливающееся отставание России от стран Запада 2) отсутствие реформ в правление Софьи 3) стремление боярской аристократии к переменам 4) устаревшая и громоздкая система управления страной 5) начавшаяся Северная война 6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой
8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента
А) …………… была основана в 1687г.
Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был……………..
В) Первая общероссийская газета называлась ……………….
Пропущенные элементы: 1) «Куранты» 2) Б.П. Шереметев 3) Славяно - греко - латинская академия 4) «Ведомости» 5) А.Д. Меншиков 6). Ассамблея
9. Прочтите отрывок из Указа Петра I.
«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Данный указ был принят 23 марта 1714 года 2) .Этот указ давал возможность служебного роста 3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами 4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина 5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению 6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия
Ключ к тесту «Правление Петра I»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | балл |
1 | 132 | 321 | 1 |
2 | 34516 | 34256 | 2 |
3 | 57 | 47 | 2 |
4 | меркантилизм | Великое посольство | 1 |
5 | 34125 | 43125 | 2 |
6 | 25 13 | 24 56 | 2 |
7 | 145 | 146 | 2 |
8 | 354 | 321 | 2 |
9 | 135 | 234 | 2 |
«5» - 15-16 баллов
«4» - 12-14 баллов
«3» - 8-11 баллов
«2» - 7 и менее баллов