СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Русь в 13-15 вв.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

Просмотр содержимого документа
«КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Русь в 13-15 вв.»»

Тест: «Русь в 13-15 вв.» Вариант 1.

1. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

1) «стояние на реке Угре» 2) поход Тохтамыша на Москву 3) образование Золотой Орды 4) битва на реке Воже

2.Установите соответствие между историческим деятелем и именем современника.

Исторический деятель

Современник

А) Василий II

1) Александр Пересвет

Б) Иван III

2) хан Узбек

В) Иван Калита

3) Марфа Борецкая

Г) Дмитрий Донской

4) Дмитрий Шемяка


5) патриарх Никон

3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, явлениям, про­ис­хо­див­шим во вто­рой половине XII-XV в. 

1) Дворяне 2) стрельцы 3) поместье 4) пожилое 5) старообрядцы 6) местничество

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь:

В татарских ханствах, письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы называлось ……………….

5. Установите соответствие между датой и правлением московского князя.

Князь

Даты правления

А) Юрий Даниилович

1) 1340-1353

Б) Симеон Гордый

2) 1325-1340

В) Иван Иванович Красный

3) 1353-1359

Г) Иван Даниилович

4) 1303-1325


5) 1276-1303

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «…Был совет всех кня­зей в го­ро­де Киеве, и ре­ши­ли на со­ве­те так: «Лучше нам встре­тить их на чужой земле, чем на своей». На этом со­ве­те были Мсти­слав Ро­ма­но­вич Киевский, Мсти­слав Ко­зель­ский и Чер­ни­гов­ский и Мсти­слав Мсти­сла­вич Га­лиц­кий - они были ста­рей­ши­ми кня­зья­ми Рус­ской земли. Ве­ли­ко­го же князя Юрия Суз­даль­ско­го на том со­ве­те не было. А млад­шие кня­зья были Да­ни­ил Романович, Ми­ха­ил Всеволодич, Все­во­лод Мсти­сла­вич Ки­ев­ский и иных кня­зей много. От­ту­да они шли во­семь дней до реки Калки. Встре­ти­ли их та­тар­ские сто­ро­же­вые отряды. Когда сра­зи­лись сто­ро­же­вые страды, был убит Иван Дмит­ри­е­вич и еще двое с ним. Та­та­ры отъехали; около самой реки Калки встре­ти­лись та­та­ры с рус­ски­ми и по­ло­вец­ки­ми полками.

Б) «В год 6745 (от Со­тво­ре­ния Мира)…. При­шел на Рус­скую землю без­бож­ный царь Батый со мно­же­ством во­и­нов та­тар­ских и стал на реке на Во­ро­не­же близ земли Рязанской. И при­слал по­слов не­пу­те­вых на Ря­зань к ве­ли­ко­му князю Юрию



Тест: «Русь в 13-15 веках» Вариант 2.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Куликовская битва 2) Взятие Батыем г. Киева 3) принятие Судебника Ивана III

4) феодальная война

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Годы

A) битва на реке Калка

1) 1223 г.

Б) ра­зо­ре­ние мон­го­ло-та­та­ра­ми Киева

2) 1240 г.

B) сра­же­ние на реке Воже

3) 1242 г.

Г) набег на Моск­ву хана Тох­та­мы­ша

4) 1378 г.


5) 1382 г.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XV в.

1) Судебник Ивана III; 2) династическая война; 3) падение ордынского ига; 4) сражение при Молодях; 5) арест Марфы Борецкой; 6) создание магистратов.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите в име­ни­тель­ном па­де­же про­пу­щен­ное по­ня­тие (термин).

 Хан­ские чиновники, со­би­рав­шие с рус­ских зе­мель дань в XIII - на­ча­ле XIV вв., на­зы­ва­лись ……………………..

5. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Участники

А) включение в состав Русского государства Новгорода.

1) Иван III

Б) разгром войск Мамая на Куликовом поле

2) Дмитрий Донской

В) Великий князь, которому удалось заключить союз с высшей церковной властью и митрополиты сделали Москву своей резиденцией.

3) Василий Тёмный

Г) ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть.

4) Иван Калита


5) Василий II

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А. «В том же году [1380] безбожный и нечестивый ордынский князь, Мамай поганый, собрав многочисленные войска и всю землю половецкую и татарскую... пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на землю Русскую. …. Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрал множество воинов и пошел против татар, чтобы защитить свои вотчины.... и за веру христианскую и за землю Русскую»

Б. «Этот красивейший город, достигший чрезвычайной величины … место пребывания царя там - большой дворец, на вершине которого находится золотой полумесяц. Дворец окружают стены, башни, дома в которых эмиры его.... Сарай сделался средоточением науки и рудником благодати, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словестников и искусников. Здесь 13 мечетей … рынки, бани и благочестия»

Характеристики

1) Данный фрагмент из повести «О великом побоище на Дону» 2) Это описание столицы Золотой Орды Нового Сарая 3) Данное описание принадлежит столице монгольской империи - Каракорума. 4) Фрагмент документа рассказывает о противостоянии Московского Великого князя и Орды. 5) Приведенный фрагмент документа дает описание столицы Руси - Москвы.. 6) Документ поясняет, что хана Золотой Орды на Руси называли царь.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент «А»

Фрагмент «Б»





7. Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? 1) перепись населения 2) создание Земских соборов 3) система «баскачества»

4) система местничества 5) получение ярлыка на великое княжение 6) отмена кормлений

8. Прочтите от­ры­вок из ра­бо­ты учёного.

«Когда на­ро­ду стала ясна цель за­щи­ты не про­сто территории, а принципа, на ко­то­ром надо стро­ить быт и этику, ми­ро­воз­зре­ние и эс­те­ти­ку — всё, что на­зы­ва­ет­ся оригинальным куль­тур­ным типом, то все, кому это было доступно, взяли ору­жие и пошли бить­ся с иноверцами. Толь­ко новгородцы укло­ни­лись от уча­стия в об­ще­рус­ском деле. Они боль­ше ценили вы­год­ные сделки, кон­так­ты с Ганзой. Этим по­ступ­ком Новгород вы­де­лил себя из Рус­ской земли и через 100 лет под­верг­ся завоеванию как враж­деб­ное государство. Нов­го­род сохранил черты культуры, при­су­щие древнерусским городам, и, по­доб­но им, пал жерт­вой близорукого эгоизма. А во­круг Москвы со­бра­лась Русь преображённая, спо­соб­ная к подвигам. Бла­го­да­ря этим ка­че­ствам Москва усто­я­ла против раз­но­пле­мен­ных скопищ Мамая и Ягайло.

Отметим прин­ци­пи­аль­ное различие эт­ни­че­ской пестроты на Москве и мо­за­ич­но­сти державы Мамая. На Моск­ву приходили от­дель­ные люди, ото­рвав­ши­е­ся от своих преж­них этносов, где хан Узбек по­ку­сил­ся на их со­весть и веру отцов. Это были воины, умев­шие натягивать длин­ный лук и ру­бить саблей от плеча до пояса. Вклю­че­ние их в мос­ков­ское войско сразу вы­дви­ну­ло его на уро­вень мировых стандартов, и внуки этих степ­ных удальцов, став­шие благодаря ба­буш­кам и ма­те­рям русскими, не за­бы­ли боевой вы­уч­ки отцов и дедов, как по­ка­за­ла атака за­сад­но­го полка. А у Мамая был кон­гло­ме­рат разнообразных этносов, чуж­дых друг другу, не спа­ян­ных ничем, кроме при­ка­зов темника. По­это­му одна про­иг­ран­ная битва могла опро­ки­нуть державу Мамая, как кар­точ­ный домик».

Используя от­ры­вок и зна­ния по истории, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения.

1) По мне­нию автора, рус­ский народ в ходе борь­бы с ино­зем­ца­ми защищал не толь­ко территорию, но и ми­ро­воз­зрен­че­ские основы рус­ской цивилизации. 2) За­во­е­ва­ние Новгорода, упо­ми­на­е­мое автором, про­изо­шло в 1510 г. 3) При­чи­ны победы Моск­вы в опи­сан­ном противостоянии автор видит в том, что мос­ков­ско­му князю была ока­за­на военная по­мощь Западной Европой. 4) Ос­нов­ной причиной обособ­ле­ния Новгорода от осталь­ных русских зе­мель автор на­зы­ва­ет стремление его жи­те­лей к тор­го­вой наживе

5) Одну из при­чин поражения Мамая автор видит в от­сут­ствии в его вой­ске талантливых полководцев. 6) Упо­ми­на­е­мой в от­рыв­ке атакой за­сад­но­го полка ру­ко­во­дил воевода Дмит­рий Боброк-Волынский.

Инг­ва­ре­ви­чу (Игоревичу) Рязанскому, тре­буя у него де­ся­той доли во всем: во князьях, и во вся­ких людях, и в остальном.

Характеристики

1) Противником рус­ских в этом сра­же­нии были шведы. 2) Участие в битве рус­ских дру­жин объ­яс­ня­ет­ся прось­бой по­ло­вец­ких кня­зей под­дер­жать их в борь­бе с агрес­си­ей монголо-татар. 3) Первыми на пути пол­чищ Батыя стала Рязань. 4) Оборону Ря­за­ни воз­гла­вил Алек­сандр Невский. 5) Битва на реке Калке со­сто­я­лась в 1223 г.

6) Войска Батыя вторг­лись в рус­ские земли зимой 1237 г. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент «А»

Фрагмент «Б»





7. Что из перечисленного характеризует политическую и социально-экономическую ситуацию в русских землях в XIII-XV в.?

1) большинство населения – крепостные крестьяне

2) вассальная зависимость русских земель от Орды

3) противостояние Московского и Тверского княжества

4) широкое развитие ярмарочной торговли

5) большая роль бояр в системе управления

6) развитие мануфактурного производства

8. Прочтите отрывок из исторического источника. 

«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди - бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».

Выберите в приведённом списке три верных суждения.

 1) За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский. 2) Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий. 3) Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей. 4) Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в. 5) Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой. 6) Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.


Ключ к тесту «Русь в 13-15 веках»


Вариант 1

Вариант 2

балл

1

3421

2143

1

2

4321

1245

2

3

25

46

2

4

ярлык

баскаки

1

5

4132

124

2

6

2536

1426

2

7

235

135

2

8

356

146

2


«5» - 13-14баллов

«4» - 10-12 баллов

«3» - 7-9 баллов

«2» - 6 и менее баллов




Скачано с www.znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!