Тест: «Познание, свобода, современное общество». Вариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Метод познания | Характеристика |
- - - - - - - - | Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях |
Выдвижение гипотез | Формулирование предположений для объяснения вновь открывшихся фактов |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности;
4) средства деятельности; 5) объект деятельности.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к процессу познания. 1) дееспособность; 2) истина; 3) понятие; 4) производительность; 5) субъективность; 6) суждение; 7) умозаключение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о рациональном познании и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исход-ным элементом рационального познания является понятие.
5. Выберите верные суждения о чувственном познании и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам. 2) Одной из форм чувственного познания является восприятие. 3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
6. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания. 2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем. 3) Одним из критериев истины выступает практика. 4) Обы-денное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию. 5) Одной из форм чувственного познания является представление.
7. Установите соответствие между социальными институтами науки и образования и присущими им общими и отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тест: «Познание, свобода, современное общество». Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
Вид деятельности | Характеристика деятельности |
- - - - - - - - | Преобразование реальных объектов природы и общества |
Духовная | Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.
1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) изменение; 5) развитие;
6) обобщение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы. 3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях. 4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества. 5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
5. Выберите верные суждения о деятельности человека и ее видах. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции. 2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов. 3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека. 4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
6. Выберите верные суждения об особенностях социального познания, отличающих его от иных видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К особенностям социального познания относится использование научных методов. 2) Социальное познание основывается на информации, собранной учеными. 3) Осуществляющий социальное познание субъект включен в объект познания. 4) Социальное познание осуществляется на основе точных наук.
5) В социальном познании мнение и интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.
7. Установите соответствие между примерами и критериями истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца,
Примеры | Критерии истины |
А) логическая непротиворечивость доказательств | 1) практический |
Б) научный опыт | 2) теоретический |
В) данные органов чувств | |
Г) эксперимент | |
Д) согласованность с общей системой знаний | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Из всех видов ……..(А), доступных человеку, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его …. (Б) является наука. В чем же специфика науки? Во-первых, наука — это знание объективное. Она стремится отразить …….(В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в …….(Г). Во-вторых, наука - знание рациональное. Это значит, что любое……… (Д) должно быть обосновано. Всякое утверждение науки предполагает ………(Е)..
Список терминов:
1) деятельность
2) общение
3) социальная группа
4) интерес
5) знание
6) доказательство
7) научное положение
8) исследование
9) окружающий мир
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Характерные черты | Институты науки и образования |
А) главным компонентом деятельности является получение знаний | 1) общие черты |
Б) имеет социально-производствен-ную функцию | 2) отличительные черты |
В) является частью духовной культуры обществ | |
Г) важной функцией выступает социализация личности | |
Д) поддерживается государством | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение - это целенаправленное систематическое……..(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые…….(В) о нем. без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью …….(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется …….(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические ……(Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную …..(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования»
Список терминов:
1) | восприятие |
2) | знания |
3) | объекты |
4) | информация |
5) | познание |
в) | наблюдатель |
7) | средства |
8) | методы |
9) | истина |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ключ к тесту: «Познание, свобода, современное общество»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | эксперимент | материальная | 1 |
2 | структура деятельности | познавательная деятельность | 1 |
3 | 1 4 | 4 5 | 1 |
4 | 1 5 | 2 5 | 2 |
5 | 2 5 | 3 4 | 2 |
6 | 3 5 | 3 5 | 2 |
7 | 12121 | 21112 | 2 |
8 | 126734 | 519876 | 2 |
«5» - 12 – 13 баллов
«4» - 9 – 11 баллов
«3» - 6 – 8 баллов
«2» - 5 и менее баллов