Следующим этапом в возрасте 4-5 лет с детьми необходимо использовать дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у ребенка происходит параллельно развитию речи. Одним из видов кинезиологических упражнений, способствующих развитию речи детей, являются глазодвигательные, которые следует использовать в данный период жизни. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Просмотр содержимого документа
«Кинезиологические упражнения для средней группы»
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у ребенка происходит параллельно развитию речи. Дети без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. В своей работе воспитатели могут использовать такие упражнения, как «Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик».
“Свеча”
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом”
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
В данный период немаловажным, для формирования эмоциональной стабильности, является научить детей управлять своим телом, поэтому существует необходимость проводить релаксационные упражнения. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Воспитатель говорит детям, какое положение надо принять.
"Кукушка"
Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами, а затем комментирует дальнейшие действия детей.
- «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.