Кир Булычёв «Приключения Алисы»
Игорь Всеволодович Можейко (псев.: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.
В 1963 году Игорь Можейко начал работать в Институте востоковедения Академии наук и стал впоследствии крупным учёным-востоковедом.
История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чем только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия...
Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычев) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг.
В 1965 году повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезнёвой — подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далёком тогда ещё 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой.
Пожалуй, это — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.
В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы. Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса.
Умер Игорь Всеволодович Можейко 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.
Более двадцати произведений Кира Булычёва экранизировано.
Серия про Алису Селезнёву:
художественные фильмы :
Гостья из будущего (1985)
Лиловый шар (1987)
Остров Ржавого генерала (1988)
Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет (2010)
мультфильмы:
Тайна третьей планеты (1981)
Узники «Ямагири-мару» (1988)
День рождения Алисы (2009)
Другие
художественные фильмы:
Через тернии к звёздам (1981)
Слёзы капали (1982)
Комета (1983)
Шанс (1984)
Поляна сказок (1988)
Подземелье ведьм (1989)
Похищение чародея (1989)
мультфильмы:
Два билета в Индию (1985)
Перевал (1988)
Фантазия
1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.
2. Мечта, продукт воображения. .
3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
4. Прихоть, причуда (разг.).
Фантазёр
1.Человек , который любит фантазировать, мечтатель;
2.Выдумщик,человек,который склонен фантазировать.
Фантастика –
то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.
Работа с текстом
Для кого и зачем профессор Селезнёв стал писать записки о приключениях Алисы?
«Я перешлю эти записки Алисиной учительнице. Ей полезно будет знать, с каким несерьёзным человеком ей придётся иметь дело. Может быть, эти записки помогут учительнице воспитать мою дочку».
С помощью
какого прибора,
с кем и о чём
беседует
профессор
Селезнёв?
«Извините, пожалуйста, но ваш видеофон не отключен, и я решил, что вы не спите, - сказал марсианин. – Вы не могли бы помочь нам? Мы перерыли все энциклопедии, изучили видеофонную книгу, но не можем найти, кто такая баба-яга и где она живёт».
Фантазия или современная реальность
«Завтра Алиса идет в школу. Это будет очень интересный день. Сегодня с утра видеофонят ее друзья и знакомые, и все ее поздравляют. Правда, Алиса и сама уже три месяца, как никому покоя не дает — рассказывает о своей будущей школе».
В этом отрывке говорится про видеофон. «Видеотелефон — это телефон с возможностью передачи видео, обеспечивающим возможность удаленным собеседникам слышать и видеть друг друга в реальном времени».
Современный аналог – Скайп, Ватсап и др.
«— А почему голодная?
— Потому что у нее в избушке нет продуктопровода.
— А почему нет?
— Потому что избушка у нее старая-престарая и стоит далеко в лесу».
В этом отрывке говорится про продуктопровод. Продуктопровод- это устройство позволяющее заказать из магазина еду и получить её на дом.
Современный аналог – «умные» холодильники с заказом продуктов через Интернет. Это освобождает от посещения магазинов.
Мало кто верил в успех этого
эксперимента, однако выдающееся
событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?
«…яйцо вздрогнуло, треснуло, и сквозь толстую кожистую скорлупу начала просовываться чёрная, похожая на змеиную голова. Наконец из яйца вылез маленький бронтозаврёнок».
Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?
«…Алиса побежала к морде бронтозавра. В руке у неё была белая булка.
- Ешь, Бронтя, - сказала она. Мне бы тоже на твоём месте надоели бананы.
Бронтозавр посмотрел на Алису и
осторожно взял булку у неё из рук».
- Кто такие тутексы и как их нашли?
«А Татьяна Петровна, которая взялась сама накормить Алису, рассказала мне, что много тысяч лет назад на Марсе существовала таинственная цивилизация тутексов. От нее остались только каменные пирамидки. До сих пор ни марсиане, ни археологи с Земли не смогли найти ни одного строения тутексов — только пирамидки, разбросанные по пустыне и занесенные песком. И вот Алиса случайно наткнулась на строение тутексов».
С какими земными животными автор
сравнивает симпатичных
обитателей одной из планет системы
Сириуса?
«И Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгурёнка. У шушонка были большие стрекозиные глаза… Эти милые безобидные зверушки… по повадкам больше всего напоминали наших пингвинов».
Кто из домашних питомцев Алисы
умел разговаривать и читать?
«— Это не трудно, — повторил Шуша. — Вы сами позавчера показывали Алисе сказку про короля богомолов.
— Нет, я уже не о том. Как вы научились говорить?
— Мы с ним занимались, — сказала Алиса.
— Ничего не понимаю! Десятки биологов работают с шушами, и ни разу ни один шуша не сказал ни слова.
— А наш Шуша и читать умеет. Умеешь?
— Немного.
— Он мне столько интересного рассказывает...
— Мы с вашей дочкой большие друзья.
— Так почему же вы столько времени молчали?
— Он стеснялся, — ответила за Шушу Алиса».
«Как-то Алисе не спалось. Она капризничала и требовала, чтобы я читал ей про доктора Айболита.
— Некогда, дочка», — сказал я. — У меня срочная работа. Кстати, тебе пора читать книжки самой.
— Но это же не книжка, а микрофильм, и там буквы маленькие.
— Так он звуковой. Не хочешь читать — включи звук».
В этом отрывке говорится о микрофильме. Микрофильм - документ в виде микроформы на рулонной светочувствительной пленке с последовательным расположением кадров в один или два ряда».
Современный аналог – проектор с доступом к большой библиотеке мультфильмов, диафильмов, сериалов и кино.
Кого профессор повстречал в саду?
«Я долго вглядывался в темноту под яблоней. Потом спустился с террасы, подошел поближе. Бледно-голубое, еле различимое сияние покачивалось у ствола. Приглядевшись, я различил очертания человека. «Привидение» умоляюще, как мне показалось, вздымало к небу руки. Больше я не стал терять время. Я добежал до монорельса и со станции провидеофонил в Токио. Вся эта операция заняла десять минут. Уже на пути домой я вспомнил, что забыл уложить Алису. Я прибавил шагу. Свет на террасе не был потушен. Там Алиса демонстрировала свой гербарий и коллекцию бабочек невысокому изможденному японцу. Японец держал в руках кастрюльку и, не сводя глаз с Алисиных сокровищ, деликатно ел манную кашу.
Увидев меня, гость низко поклонился и сказал:
— Я — профессор Кураки, ваш вечный слуга. Вы и ваша дочь спасли мне жизнь.
— Да, папа, это мой привидение, — сказала Алиса. — Теперь ты в них веришь?
— Верю, — ответил я. — Очень приятно познакомиться».
«Я их хотела оставить себе. Я же не
знала, что человечество их ищет».
Кого Алиса принесла в корзинке с
земляникой?
«Она поднесла мне корзиночку к самым глазам, и я, сам себе не веря, ясно разглядел две фигурки в скафандрах… Так состоялась первая встреча с лабуцильцами».
С помощью чего Алиса оказалась в гостях у писателя- фантаста Аркадия?
С чем вернулась Алиса из прошлого?
«— Девочка, вы держите в руках уникальную книгу — первое издание фантастического романа «Пятна на Марсе». Не могли бы вы подарить мне эту книгу? Вы все равно еще не умеете читать.
— Нет, — сказала Алиса. — Я скоро научусь и сама прочту...»
ИТОГИ
Из фантастических приспособлений, которые удалось выявить в произведения Кира Булычёва, некоторые имеют реальные аналоги в современном мире: видеотелефон – скайп; продуктопровод – холодильник.
В современном мире делаются попытки создать аналоги того, что было придумано К. Булычевым: грибоискатель, путешествие вокруг света за 3 часа, управление погодой.
Однако есть фантазии автора, которые возможно никогда не воплотятся в реальность: вылупление бронтозавра, машина времени, передача веществ на дальние расстояния.
Писатели-фантасты действительно часто предвидели жизнь грядущих поколений. Многие из них описали технологии, о которых их современники не могли и мечтать, а кто-то просто-напросто вдохновил ученых сделать фантастическую сказку былью.
Алиса Селезнёва
Кто она? Какая она?
Что позволяет тебе так думать? Как автор к ней относится?
Хотел бы ты с ней дружить?
Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг – Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами. Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
- Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?
- Какая иллюстрация особенно нравится и почему?
- Какой портрет Алисы нарисовали бы сами дети?
Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать А.И Куприн «Белый пудель»