СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кирилл и Мефодий. Путь славянских просветителей.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по основам духовно- нравственной культуры народов России

Просмотр содержимого документа
«Кирилл и Мефодий. Путь славянских просветителей.»

Внеклассное мероприятие по основам духовно- нравственной культуры народов России в 5 классе.

Кирилл и Мефодий. Путь славянских просветителей.

Цель:

- показать значение письменности в жизни общества;

- воспитание чувства любви и уважения к культуре русского народа, родному языку;



Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей создания славянской письменности;

  2. Показать роль просветителей Кирилла и Мефодия;

3)формирование чувства патриотизма и гражданственности.



Ход занятия:

Ученик 1:

« Во дни сомнений , во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ,- ты один мне поддержка и опора ,о великий , могучий , правдивый и свободный русский язык!»- говорил великий русский писатель И.С.Тургенев.

Ученик 2 :

А.Н.Толстой писал: « Русский народ создал русский язык , яркий , как радуга после весеннего ливня , меткий , как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как , как песня над колыбелью».

Ученик 3:

« А словенскый язык и русскый одно есть…» ( « Повесть временных лет» XII век)

Учитель:

Прозвучали слова о величии нашего родного русского языка. А памятник древнерусской литературы « Повесть временных лет» прямо указывает нам на происхождение русского языка, на его славянские корни.

В это трудно поверить , но когда-то у нас совсем не было книг , не было букв, которыми можно было записывать речь.

После принятия христианства в X веке наши предки стали использовать латинские и греческие буквы. Но эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

Ученик :

Два брата- Кирилл и Мефодий –

В вере праведной жили.

Господу верно служили,

К свету тропу проложили.

Два брата - Кирилл и Мефодий –

Учением Русь окропили,

Мудрость на землю пролили.

Славянский язык сотворили.

-Учитель: Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь?

-Ученики отвечают ( о создателях славянской азбуки)

Учитель : Появлению славянской азбуки мы обязаны двум братьям – святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.



Учитель: Кто же эти братья ? Какой путь прошли , чтобы подарить нам письменность?

Ученик 1:

 Родились братья в семье военачальника в византийском г. Фессалоники (Солунь)теперь это город Салоники в Греции.

В семье было семь братьев. Старшего звали Михаил.

Младший ,болезненный , но очень одаренный мальчик , носил имя Константин. Братья дружили, старший всегда опекал и защищал младшего.

Михаил , по примеру отца , выбрал военную карьеру , служил 10 лет , добился больших успехов по службе . Потом решил удалиться от мира и отправился на гору Малый Олимп, что на берегу Мраморного моря.

Там был монастырь. Михаил постригся в монахи , приняв имя Мефодий.

Ученик 2 :

А младший брат, Константин, поехал учиться в Константинополь. Там он хорошо себя показал, его назначили помогать в учебе будущему византийскому царю — малолетнему наследнику Михаилу. Самые уважаемые учителя той эпохи наставляли мальчиков в грамматике и астрономии, геометрии и философии, музыке и арифметике… Константин изучил больше шести языков! В том числе в совершенстве — славянский.

Ученик 3 :

Вскоре после возвращения Константин покинул столицу и поехал на Малый Олимп, к старшему брату Мефодию.

Здесь братья встретились после долгой разлуки. Вместе жили в монастыре, изучали труды святых отцов, молились и трудились. Но тихое отшельничество их скоро закончилось.

В 862 году к царю Михаилу обратился князь Великой Моравии ( ныне территория Чехии, Словакии , Хорватии, Венгрии) Ростислав, народ которого отверг язычество и принял закон христианский. Священники говорят на непонятном латинском языке, нужно что- то менять.

Царь Михаил откликнулся на просьбу Ростислава и первым делом позвал образованного в языках Константина и попросил прибыть в Моравию.

Константин снова отправился на Малый Олимп к Мефодию.

Перед братьями стояла очень непростая задача, но Кирилл смог придумать буквы, которые учитывали все особенности произношения славян.

Святые братья взяли за основу говоры славян, которые жили недалеко от  Солоник , и создали кириллицу — азбуку, понятную и жителям других частей славянского мира.

Почему? Потому что в то время у славян был единый язык — разные славянские племена и народности разговаривали примерно одинаково и прекрасно друг друга понимали.

Ученик 4 . Справка:

Кириллица- одна из древнейших славянских азбук. Создана в 9 веке на основе греческого алфавита просветителем Кириллом ( Константином Философом)

Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее ученики Кирилла добавили еще 5 букв ,т.е было 43 буквы.



Ученик читает стихотворение Т. Шорыгиной.:


Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка ложилась за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит,

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

 

Ученик 5

После создания письменности Константину предстояло перевести на новый язык Священное Писание, очень сложный текст. Многих слов, употребляемых там, в славянском языке просто не существовало, их нужно было создать заново. Такую сложную работу взял он на себя .

К Пасхе перевод начала Евангелия от Иоанна на новый славянский язык был готов. Завершив труды, святые братья отправились в путь.

В Великой Моравии Мефодий и Константин начали с того, что пошли в школы к местным детям. В школах готовили будущих священнослужителей и для этого обучали детей латинскому языку.

Братья показали ученикам новую, славянскую азбуку и переведённые на славянский язык книги.

Местный князь Ростислав под началом Константина и Мефодия начал строить новые храмы, где службы шли на славянском языке.

Константин со своими учениками продолжал переводить церковные богослужения, люди в Моравии наконец стали понимать, о чём говорится в молитвах и как правильно славить Бога.

Больше трёх лет провели Константин и Мефодий в Моравии. Обошли много земель, обустраивали школы, везде учили людей славянскому языку.

Ученик 6

Вскоре необходимостью стала поездка в Рим, которая подорвала здоровье Константина.

Слабый здоровьем сорокалетний просветитель серьёзно простудился.

Своему старшему брату, верному товарищу и защитнику Константин Философ завещал продолжить начатое ими дело.

За пятьдесят дней до смерти Константин постригся в монахи с именем Кирилл.

Мефодий хотел забрать тело брата, чтобы похоронить на родине, но, по совету римского епископа, Кирилла похоронили в храме святого Климента, рядом с мощами, которые братья доставили в Рим. С этого момента Кирилла начали почитать как святого. А Мефодию предстояло продолжать дело, которое братья начинали вместе.

Итог внеклассного мероприятия:

Учитель: Каждый год весь славянский мир 24 мая празднует День славянской письменности и культуры. Этот праздник имеет огромное культурно- историческое значение.

А жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!