Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст
Кит-убийца
3 | В течение тысячелетий | |
6 | человечество волнует библейская |
12 | история о том, как за непослушание |
17 | пророк Иона был проглочен китом. |
22 | Возможно, конечно, что это всего |
26 | лишь легенда, однако, интересен |
35 | вопрос: могло ли все это случиться на самом деле? |
40 | | Известный немецкий зоолог Альфред Брем |
48 | решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле, |
58 | и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не |
65 | сказка. Для начала ученый определил, каким должен |
75 | быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном |
85 | море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не |
94 | повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно |
103 | быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных |
111 | кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке, |
116 | наподобие сахара в стакане чая. | |
120 | Брем внимательно изучил 27 |
126 | видов зубатых китов-дельфинов и 16 |
132 | видов беззубых китов-гигантов и среди |
138 | них обратил внимание на дельфина-косатку, |
146 | или орку. И что же оказалось? Орка – не |
152 | только самый красивый, но и самый |
161 | прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским |
170 | чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах |
179 | Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых |
188 | можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном |
198 | море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и |
208 | заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина-косатки очень |
219 | много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком, |
230 | не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до |
240 | 8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить |
248 | не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг. |
254 | Как многокомнатная квартира желудок дельфина-косатки |
263 | состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой |
273 | «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи. |
282 | Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся. |
291 | Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось, |
301 | что эта косатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий |
306 | вес обеда составил 50 центнеров! |
314 | Что же происходит с гостями желудка потом? После |
322 | наполнения первого его отделения открывается дверка во второе, |
329 | которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое |
338 | дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье |
345 | отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая |
347 | обработка пищи. |
356 | Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может |
365 | быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону. |
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А. Сказка Б. Легенда
В. Научно-популярный текст Г. Инструкция
Д. Повесть Е. Не знаю
Задание 3. 1) В тексте «Кит-убийца» описано исследование, проведенное немецким зоологом Альфредом Бремом. Как и в любом исследовании в нем есть: постановка проблемы, гипотеза, описание хода исследования, описание полученных фактов и их объяснение, вывод. Укажи, в каких абзацах в тексте описан каждый из этих этапов. Ответ дай в виде таблице.
Описание этапа исследования | | Номера абзацев |
постановка проблемы | – | 1) |
гипотеза | | 2) |
описание хода исследования | | 3) |
описание и объяснение полученных фактов | | 3) |
вывод | | 4) |
2) Выпиши предложение, которое поясняет, в чем состояла гипотеза Альфреда Брема. Какие ключевые слова (или одно какое-то слово) помогли тебе догадаться, что нужно записать именно это предложение? Подчеркни эти слова (слово) в выписанном тобою предложении.
Ответ: _______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 4. Прочитай таблицу и ответь на вопросы.
Таблица. На них охотится дельфин-косатка
Название | Изображение | Длина | Масса | Скорость | Где встречаются |
Млекопитающие, китообразные |
Белуха | | до 6 м | до 2 т | до 50 км/ч | в арктических морях и среди льдов, часто входят в реки Обь, Енисей, Лену, Амур |
Кашалот | | до 20 м | до 70 т | до 30 км/ч | во всех океанах и открытых морях, кроме арктических |
Гренланд-ский кит | | до 20 м | до 120 т | до 20 км/ч | в арктических моря |
Млекопитающие, ластоногие |
Гренланд-ский тюлень | | до 2 м | до 150 кг | до 25 км/ч | в арктических морях |
Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных, которые тяжелее дельфина-касатки.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 2. Выпиши из таблицы название животного с самыми маленькими размерами.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 3. Выпиши название самого быстрого из всех перечисленных таблице животных.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 4. Как ты думаешь, с какой скоростью может плавать дельфин-косатка? Поясни свой ответ.
Ответ:
1) Думаю, что дельфин-косатка может развивать скорость до ________ км/ч.
2) Я так думаю, потому что ______________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Вопрос 5. В таблице указано, что масса кашалота составляет до 70 т. Как ты думаешь, бывают ли кашалоты с массой 20 т? А с массой 200 т? Обведи букву ответа, которые ты считаешь наиболее правильным.
Ответ:
А. Кашалоты с массой 20 т бывают, а с массой 200 т – нет.
Б. Не бывает кашалотов ни с массой 20 т, ни с массой 200 т – у них у всех масса 70 т.
В. Бывают всякие кашалоты.
Г. Не знаю.
Задание 5. Обведи на карте те области, где встречается дельфин-косатка. Обведи сначала карандашом; сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном; исправь, если нужно, ошибки и обведи рисунок ручкой.
Задание 6. Ребята решили сделать диаграмму, чтобы наглядно показать, во сколько раз один гренландский кит массой 60 т больше других животных. Нашли в справочниках примерные массы слона и носорога, сравнили их с массой кита, и получилась такая диаграмма.
Хотели еще рядом нарисовать столбик с быками,
масса которых примерно равна 600 кг, стали считать, сколько для них нужно клеточек на диаграмме, и запутались.
нужна 1 клетка | нужно 2 клетки | нужно 2 клетки | Сколько нужно клеток? |
Гренландский кит | Слон | Носорог | Бык |
60 т | ? | ? | 600 кг |
Помоги ребятам доделать диаграмму.
1) Подсчитай и запиши в нужных клеточках диаграммы рядом со знаком вопроса примерные массы слона и носорога.
2) Подскажи ребятам, какой длины им нужно взять лист бумаги, чтобы рядом со столбиками «кит», «слон» и «носорог» поместить на нем еще и столбик «бык».
Ответ: Нужно взять лист бумаги длиной примерно _______ см.
Задание 7. Придумай свою задачу, используя данные, которые приводятся в тексте и в таблице «На них охотится дельфин-косатка». Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .
Задание 8. Во втором абзаце есть четыре формы одного слова. Найди все формы этого слова, выпиши их так, как они стоят в тексте, и укажи падеж для каждого слова.
Ответ.
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
Задание 9. Найди в первом предложении третьего абзаца два однокоренных прилагательных. Выпиши оба эти слова и разбери по составу слово с приставкой. Допиши к ним еще два однокоренных слова.
Ответ.
А) однокоренные прилагательные:
1) _____________________________,
2) _____________________________.
Б) разбор по составу прилагательного с приставкой:
приставка _________
корень _________
суффикс _________
окончание _________
В) еще два однокоренных слова:
1) _____________________________,
2) _____________________________.
Задание 10. Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу.
Название орфограммы | Пример слова с данной орфограммой |
| |
| |
| |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 11. Ежедневная потребность дельфина-косатки в пищи составляет примерно 150 кг. Ниже в таблице приведены изображения и названия, некоторых животных, которыми питается дельфин-косатка, а также указаны их возможные массы.
Название | Изображение | Масса |
Сельдь | | 2 кг |
Осьминог | | 10 кг |
Треска | | 40 кг |
Пингвин | | 40 кг |
Нерпа | | 60 кг |
Акула | | 500 кг |
Морж | | 1200 кг |
Пользуясь данными этой таблице, составьте «недельный рацион» дельфина-косатки так, чтобы в него входили рыбы и млекопитающие. Подтвердите вычислениями, что этот рацион покрывает потребность дельфина-косатки в пище.
Ответ. За неделю дельфин-косатка может съесть: __________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этого ему достаточно, так как:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 12. Как лучше доставить до берега пойманного кашалота массой 10 тонн? Выбери вариант ответа, который тебя устраивает.
А. | На надувном матрасе или шлюпке | |
Б. | На лодке. | |
В. | Погрузить на корабль. | |
Г. | Потянуть за кораблем на веревке. | |
Задание 13. Отметь на карте цифрой 1 место, где, по свидетельству древнеримских ученых, встречались дельфины-косатки в древние времена, а цифрами 2, 3, 4 и т.д. отметь те места, где их можно встретить сегодня.
Задание 14. В центре Написаны названия четырех групп понятий. Отнесите каждое из записанных в левом и правом столбиках понятий к одной из групп, соединив их с названием группы стрелками.
грамматическая основа | | | | глагол |
| | Звуки | | |
имя существительное | | | | гласные |
| | | | |
имя прилагательное | | Состав слова | | корень |
| | | | |
окончание | | | | предлог |
| | Части речи | | |
основа слова | | | | приставка |
| | | | |
повествовательное | | Предложение | | согласные |
| | | | |
распространенное | | | | ударение |
Задание 15. В книгах древнеримских ученых говорится, что орки или дельфины-косатки часто сопровождали корабли. Как ты думаешь, зачем они это делали? Представляло ли это опасность для мореходов? Ответ запиши в четырех – пяти предложениях.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 16.
1) Перечитай текст «Кит-убийца». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ: Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово | | Значение незнакомого слова |
1. ____________ | – | ____________________________ |
2. ____________ | – | ____________________________ |
3. ____________ | – | ____________________________ |
4. ____________ | – | ____________________________ |
5. ____________ | – | ____________________________ |
6. ____________ | – | ____________________________ |
7. ____________ | – | ____________________________ |
8. ____________ | – | ____________________________ |
9. ____________ | – | ____________________________ |
10. ___________ | – | ____________________________ |
19