Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Цель: формирование отношения к семье как к ценности. Сплочение коллектива класса.
Задачи:
1.Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
2.Формирование практических навыков построения взаимоотношений друг с другом.
3.Формирование навыков ответственного поведения в группе, классе .
До урока можно дать задания детям: составить родословную, нарисовать свою семью, найти пословицы о семье)
Работа с притчей.
- Прочитайте притчу ( это может быть – чтение учителем, подготовленным ребенком, индивидуально или в группах)
- Как называется притча? ( Ладная семья)
- Как понять слово ладная ( все ладят друг с другом, живут, помогая друг другу, вместе и в радости и горе, по доброму относятся к старикам и молодым, живут в мире, покое)
- Сколько человек было в семье? ( 100)
- Какая особенность была этой семьи ? ( мир и лад был в этой семье, не было ссор, раздоров)
- Что хотел узнать владыка в притче? ( узнать правду об этой семье)
- Что возрадовало владыку, когда он прибыл в село? ( чистота. красота, покой, мир)
- Упражнение “Ассоциации”.
Обучающиеся работают на листочках
- С чем у вас ассоциируется слово “семья”? Запишите на листочке ( Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, здоровье, трудности и т. д.
Какие 3 слова написал старик в притче (любовь, прощение, терпение )
- Какие бы три слова как в притче написал на листочке ты, характеризующие свою семью
( традиции, мир, покой) ( забота , внимание, терпение)
- Можно ли сказать , что семья важна для любого человека ( конечно, ведь каждый должен иметь семью, трудно, скучно одному жить, необходимо , чтобы кто- то был рядом.)
- Правильно ли я поняла, что лад очень важен для семьи ( нужно жить в ладу друг с другом, жить в мире и доброте)
Упражнение “Родословная”
Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”. Назовите пословицы о семье ( Любовь да совет – так и горя нет, Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вся семья вместе, так и душа на месте. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать….)
- Какая половица подходит к нашей притче?
- Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных и близких.
Многие из вас составили свою родословную. ( обучающиеся прикрепляют рисунки на доске)
В качестве домашнего задания можно предложить составить герб свой семьи