КЛ ЧАС "Конфликты!" + презентация к уроку
Классный час «Конфликты! Конфликты! Конфликты!» (8 класс)
Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям.
Задачи:
– формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
– способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
– формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации.
Ведущий: Тема нашего классного часа – конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Что такое конфликт (ссора, спор)? Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его». – «Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» – закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он. «Вы оба неправы, – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», – воскликнул четвертый. «Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
– К каким результатам приводят конфликты?
Три результата конфликта (показать на примере ребёнка, желающего сходить на концерт, который состоится вечером, и на который его не отпускают родители).
1. Победа-поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение-поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа-победа – обе стороны приходят к согласию.
Правила управления конфликтом:
1. Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
Работа в группе.
Поделить класс на три группы и разыграть ситуации:
– первая выступает с позиции родителей (или первой стороны);
– вторая с позиции детей (или второй стороны);
– третья – группа независимых экспертов, которая оценивает выступления первой и второй групп, определяет, кто был более убедителен, может озвучить свои аргументы для той или иной стороны.
Ситуации для проигрывания:
1) Мама вечером пытается проверить у дочери приготовленные уроки, девочка отказывается показать тетради.
2) Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын – заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».
3) Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
Выводы
1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы
2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.
3. Еще один момент, который нужно учитывать, это – кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.
Самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.
Но что значит сохранять спокойствие?
1. Относиться к другим с уважением
2. Выслушать точку зрения другого человека до конца
3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления
5. Дать другому человеку шанс отступить
6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом
7. Идти на компромисс
8. По возможности использовать юмор
Вопросы для обсуждения в конце занятия.
– что нового узнали из сегодняшнего нашего занятия?
– что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось?
Ведущий: в заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно
Зло, излучённое тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты.