СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кладовые Земли. Какими бывают полезные ископаемые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей  с полезными ископаемыми, проведение исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые 4 класс»

Кладовые Земли

Какими бывают полезные ископаемые.


  1. Организационный момент перед началом урока

Этап мотивации к учебной деятельности

Начинается урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- Приготовьте свои умения слушать и слышать, думать и обобщать.

- Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)

- Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. А человек стал открывать неизведанные пространства Земли.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слайд 1.

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) - ?

- Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь? (Речь идет о нашей планете Земля…)

- Как вы озаглавите текст? ( Земля).

- Прочитайте последнее предложение….

- Что же нам предстоит выяснить сегодня? ( Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…)

- Богатства, находящиеся в недрах Земли называются полезными ископаемыми.

( Полезные ископаемые) Слайд 2


- Сегодня мы постигнем тайны нашего общего дома – нашей планеты, на которой живем.

Поверхность Земли состоит из горных пород и минералов. Первые минералы образовались на самой ранней стадии развития Земли. Они образуются и сегодня, так как этот процесс непрерывен. В настоящее время учеными открыто около 3000 минералов, каждый год обнаруживают 20-30 новых видов минералов. Горные породы обычно состоят из нескольких минералов. Горные породы и минерал – это природные богатства нашей Земли. Слайд 3


III. Этап целеполагания и построения проекта

- Сегодня у нас урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

- Для того, чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: Слайд 4

ГЕ+,КОЛОС,+Г

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства. Они отправляются в экспедиции для изучения полезных ископаемых)

- Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?

(Что мы знаем о полезных ископаемых?)


Так что же такое – полезные ископаемые? (ответы)

Откройте учебник на странице 82. Сравните свои ответы с определением в учебнике.

Слайд 5

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют для своих нужд.

Почему Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли.

Почему Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

- Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

- Мы предлагаем вам стать геологами и отправиться в экспедиции по заданному маршруту.

Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, какие цели наших экспедиций? (найти полезные ископаемые, исследовать их, раскрыть способ применения). Какую форму работы на уроке мы будем использовать? (групповую, работа в парах)

- Давайте вспомним правила работы в парах

1. Работать дружно

2. Уметь слушать мнение своего товарища

3. Не выкрикивать

4. Работать тихо

Этапы реализации исследования

- Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки, которая лежит у вас на парте.

Дорогие ребята, у каждой экспедиции на столе лежит лист с заданием и всем необходимым материалом. Вам необходимо выполнить задание и заполнить лист.


Название полезного ископаемого _____________________________________

Твердое или жидкое ________________________________________________

Цвет______________________________________________________________

Имеет блеск или не имеет ________________ ___________________________

Прозрачное или непрозрачное ________________________________________


Физминутка


Этапы включения в систему знаний.

- Проверка работы в парах.

- Работа с физической картой.

У вас на столах лежат атласы. Откройте их пожалуйста на странице 4.

На доске условные обозначения полезных ископаемых. Давайте с вами как настоящие геологи с помощью карт атласа выясним, где в нашей стране распространены те или иные полезные ископаемые.

1-я экспедиция – каменный уголь

2-я экспедиция – алмазы

3-я экспедиция – нефть

4-я экспедиция – железные руды

5-я экспедиция – природный газ

6-я экспедиция – медные руды

7-я экспедиция – золото


В ходе работы мы с вами выяснили, что полезных ископаемых великое множество. Но все они делятся на три основные группы: топливные, рудные и нерудные. Слайд 6


Топливные полезные ископаемые – это те, которые обладают довольно редким свойством – гореть. Как вы думаете, для чего человек может их использовать?

Они используются человеком для получения тепла и электроэнергии. Главными видами топливных полезных ископаемых являются каменный уголь, нефть, природный газ. Слайд 7 и 8 Слайд 9


Второй вид полезных ископаемых – рудные, то есть те, которые содержат металлы. Металлов в природе существует много – несколько десятков. Главные мы назвать можем – это железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, золото, серебро, платина. Вспомните, что делают из этих металлов? Слайд 10 и 11


И наконец, третий вид полезных ископаемых – нерудные. Это очень разнообразная группа полезных ископаемых. Они имеют самое разное применение. Например, строительные материалы: гранит, мрамор, известняк, глина, песок. Слайд 12-14 Вспомните, где они применяются?


Другое полезное ископаемое – постоянный гость на нашем столе. Это галит, или каменная соль. Слайд 15-16

И конечно, в состав нерудных полезных ископаемых входят драгоценные и поделочные камни. Какие вы вспомните? Слайд 17- 22

Полезные ископаемые добываются разными способами. Слайд 23

Р/К

- Ребята, а как вы думаете, есть ли природные ископаемые на территории Ставропольского края?

Давайте послушаем исследователей, которые добывали данную информацию.


  1. В Ставропольском крае много полезных ископаемых. Основные из них – нефть, газ, поваренная соль, строительные материалы и подземные воды, в том числе – минеральные. Имеются месторождения редких и радиоактивных металлов.

  2. В 1953 году в Ставропольском крае была найдена нефть, что дало возможность продолжить ее поиски. Позже были обнаружены еще около 50 месторождений. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество.

  3. Горючий газ на Ставрополье был открыт в 1910 году. Но разведка и разработка крупных газовых месторождений началась только в середине этого века. В настоящее время большинство месторождений газа в крае выработано.

  4. Поваренная соль добывается на некоторых соленых озерах: Птичьем, Довсун, Соленом. Они расположены на низменных территориях края.

  5. На территории Ставрополья очень много лечебных грязей. На дне озера Тамбукан, на юге Ставропольского края находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи.


Как же используются полезные ископаемые? Давайте вспомним.

Слайд 24-26

- Давайте с вами повторим. Какие полезные ископаемые используют в строительстве? (песок, глина, гранит, известняк)

- Какие полезные ископаемые используют как топливо? (торф, природный газ, каменный уголь, нефть)

- О каких полезных ископаемых вы узнали на уроке?


Какой вывод мы можем сделать?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

- А, как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом, не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.)

- И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

Домашнее задание: с. 82-84, п.т. № , запомнить условные обозначения полезных ископаемых.

Рефлексия

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если вы довольны, поднимите две руки.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.


Просмотр содержимого презентации
«Полезные ископаемы 4 класс»

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) - ?

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) - ?

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ Какими бывают полезные ископаемые

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ

Какими бывают полезные ископаемые

ГЕ+,КОЛОС,+Г

ГЕ+,КОЛОС,+Г

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства.

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с её поверхности и используют для своих нужд.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с её поверхности и используют для своих нужд.

Топливные полезные ископаемые

Топливные полезные ископаемые

Каменный уголь ( образуется из истлевших древесных и травянистых растений , живших в прошлые геологические периоды)

Каменный уголь ( образуется из истлевших

древесных и травянистых растений , живших

в прошлые геологические периоды)

Торф (это разложившаяся или полуразложившаяся моховая и травяная, в меньшей степени древесная, растительность ; цвет- от желтоватого до коричневого и черного – зависти от степени разложения растительных остатков) ТОРФ

Торф (это разложившаяся или полуразложившаяся моховая и травяная, в

меньшей степени древесная, растительность ; цвет- от желтоватого до

коричневого и черного – зависти от степени разложения растительных остатков)

ТОРФ

Рудные полезные ископаемые

Рудные полезные ископаемые

Габбро Базальт Пемза Обсидиан Гранит

Габбро

Базальт

Пемза

Обсидиан

Гранит

Песок Валуны Гравий

Песок

Валуны

Гравий

Мел образуется из микроскопических известковистых скелетов морских  организмов, преимущественно простейших водорослей Известняк ( образуется в основном из скелетов и раковин древних морских организмов).В зависимости от примесей известняки различаются по цвету- от белого до желтого и даже черного

Мел образуется из микроскопических известковистых скелетов морских

организмов, преимущественно простейших водорослей

Известняк ( образуется в основном из скелетов и раковин древних морских

организмов).В зависимости от примесей известняки различаются по цвету-

от белого до желтого и даже черного

ХИМИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ Каменная соль Калийная соль Гипс

ХИМИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ

Каменная соль

Калийная соль

Гипс

СЪЕДОБНЫЙ КАМЕНЬ -  ГАЛИТ или КАМЕННАЯ СОЛЬ

СЪЕДОБНЫЙ КАМЕНЬ - ГАЛИТ или КАМЕННАЯ СОЛЬ

Драгоценные и поделочные камни

Драгоценные и поделочные камни

ПРИРОДНЫЕ САМОЦВЕТЫ – РЕДКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. КАК ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕ БОЛЕЕ 70

ПРИРОДНЫЕ САМОЦВЕТЫ – РЕДКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. КАК ДРАГОЦЕННЫЕ

КАМНИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕ БОЛЕЕ 70

ЦАРЬ ВСЕХ КАМНЕЙ  АЛМАЗ

ЦАРЬ ВСЕХ КАМНЕЙ

АЛМАЗ

ПИШУЩИЙ КАМЕНЬ  ГРАФИТ

ПИШУЩИЙ КАМЕНЬ ГРАФИТ

ИСКУССТВЕННЫЕ МИНЕРАЛЫ В 1972 г. в нашей стране были искусственно выращены кристаллы  оксида циркония. Этот камень назвали фианитом. В настоящее время удалось получить искусственно около 300 минералов

ИСКУССТВЕННЫЕ МИНЕРАЛЫ

В 1972 г. в нашей стране были искусственно выращены кристаллы

оксида циркония. Этот камень назвали фианитом. В настоящее время удалось получить искусственно около 300 минералов

Способы добычи полезных ископаемых Открытым способом в карьерах  (песок, глина, известняк, торф …) Бурение скважин (нефть, природный газ , грунтовые воды) Сооружение шахт (каменный уголь, металлические руды)

Способы добычи полезных ископаемых

Открытым способом в

карьерах

(песок, глина,

известняк, торф …)

Бурение скважин

(нефть, природный газ ,

грунтовые воды)

Сооружение шахт

(каменный уголь,

металлические руды)

Использование горных пород и минералов человеком

Использование

горных пород и минералов человеком

асфальт мрамор глина гранит известняк рубины

асфальт

мрамор

глина

гранит

известняк

рубины

СОКРОВИЩА  АЛМАЗНОГО ФОНДА

СОКРОВИЩА

АЛМАЗНОГО ФОНДА

Домашнее задание:  с. 82-84, запомнить условные обозначения полезных ископаемых.

Домашнее задание:

с. 82-84, запомнить условные обозначения полезных ископаемых.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!